ТЕЛЕВИЗОР

Рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). Основатель группы певец и автор всего ее репертуара Михаил Борзыкин начал заниматься музыкой в конце 70-х годов, будучи студентом филологического факультета университета, но только в феврале 1984 собрал из обломков групп “ИКАР” и “ОЗЕРО” (в последней он несколько месяцев играл на клавишных) оригинальный состав “ТЕЛЕВИЗОРА”: Михаил Борзыкин (клавишные, вокал), гитаристы — Александр Беляев и Игорь “Пэт” Петров, Игорь “Гога” Копылов (бас), и Вячеслав “Ара” Архипов (барабаны).

Той же весной “ТЕЛЕВИЗОР” вступил в рок-клуб и быстро обратил на себя внимание интересными песнями, в которых остроумные зарисовки из жизни молодежи (До мажор, Мания величия), наивная рефлексия и лиричные экскурсы во внутренний мир самого автора (Вчера было слишком много меня, Я не виноват, Цветные сны) были положены на выразительные мелодии в неоромантическом, нововолновом стиле. В 1984 и 1985 “ТЕЛЕВИЗОР” становился лауреатом фестивалей рок-клуба, а в 1986 произвел сенсацию, представив на 4-м фестивале программу из остро публицистических, лозунгово-плакатных песен-памфлетов (Мы идем, Выйти из-под контроля), вызвавших острое недовольство как тогдашней власти, так и бюрократического аппарата рок-клуба.

К этому времени состав группы существенно изменился: летом-осенью 1985 из “ТЕЛЕВИЗОРА” один за другим ушли Копылов, Петров, которые присоединились к группе “КОФЕ” и Архипов, покинувший музыку, а им на смену появились барабанщик Алексей Рацен (экс-“ЗЕНИТ”) и клавишник Игорь Бабанов, бывший коллега Борзыкина по филфаку ЛГУ.

В следующей программе “ТЕЛЕВИЗОРА” (1987) Борзыкин еще дальше продвинулся в исследовании социальных корней тоталитаризма и порожденных им общественных явлений (Отечество иллюзий, Три-четыре гада, Твой папа — фашист, Рыба). Его постоянно упрекали в “немузыкальности” и чрезмерной политизации творчества, хотя именно в этот период Борзыкин-композитор нашел адекватное мелодическое воплощение для своих художественных образов: короткие, почти риффовые мелодические фразы, чеканный ритм, аскетичные, но точные аранжировки, в которых главное место отводилось вокалу на фоне лаконично-декоративного звучания клавишных.

В конце 80-х, сохраняя устойчивое внимание слушателей, “ТЕЛЕВИЗОР” много и успешно гастролировал по стране, летом 1988 с блеском выступил на 6-м фестивале рок-клуба, доказав, что продолжает творчески развиваться — его новые песни были далеки от плакатной лапидарности предыдущих программ и демонстрировали более глубокий, философский, очень личностный подход к осмыслению действительности. В том же году “ТЕЛЕВИЗОР” начал гастролировать и за рубежом: в Польше, Голландии, на советско-итальянских рок-фестивалях в Мельпиньяно (август) и Риме (сентябрь). Свет увидела первая пластинка группы, “Шествие Рыб”, воспроизводившая магнитофонный альбом записанный тремя годами ранее Андреем Тропилло. В тот же период группа организовала собственную студию звукозаписи, на которой дала возможность поработать и многим молодым исполнителям.

В ноябре 1989 ветеран группы Саша Беляев ушел в “НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС”, и его место занял Максим Кузнецов из хард-рокового “ПРИСУТСТВИЯ”. “ТЕЛЕВИЗОР”, как и прежде, много выступал, принимал активное участие в акциях музыкально-экологического движения “Рок Чистой Воды” (1990), записал альбом “Мечта Самоубийцы” (1991), но в апреле того же года напряжение, существовавшее в отношениях группы и ее лидера, привело к тому, что она распалась.

Бабанов покинул музыку и занялся преподаванием, а Кузнецов и Рацен ушли в группу “ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ”, после чего первый эмигрировал в США, а второй играл в “АКВАРИУМЕ” и работал над собственным студийным проектом “МАНДРАГОРА”. Сам Борзыкин на время пропал из виду: единственной его работой этого периода была музыка к телеспектаклю на Ленинградском ТВ.

Новая версия “ТЕЛЕВИЗОРА” появилась только весной 1992 и дебютировала в мае на очередной акции “Рока Чистой Воды”. В нее вошли: клавишник Константин Шумайлов (экс-“КОШКИН ДОМ”), барабанщик Игорь Федоров (экс-“НЭП”) и гитарист Сергей Богданов (экс-“САНКТ-ПЕТЕРБУРГ”), который сменил принимавшего участие в первых репетициях Евгения Левина (“НЭП”). Эту инкарнацию группы, однако, ждала прежняя судьба: год спустя ее покинул Богданов (ныне режиссер на Новгородском телевидении), а затем и Федоров (который впоследствии играл стандарты рок-н-ролла с Владимиром Козловым (“СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК”), а весной 1996 вернулся в “НЭП”. Борзыкин и Шумайлов продолжали выступать и записываться вдвоем (альбомы “Дым-туман”, “Двое”), однако, с уходом последнего в “ДДТ” летом 1996 будущее группы стало проблематичным.

Андрей Бурлака

Дискография:

Шествие Рыб (АнТроп, 1985; Фирма Мелодия, LP, 1988; General Records, CD, 1995)

Отчуждение (1988)

Мечта Самоубийцы (1991)

Дым-туман (RGM, LP,1993)

Живой (General Records, CD, 1996, 1997)

Отечество иллюзий (RDM)

Русский рок (Moroz Records, 1996, 1997)

Двое (Gеneral Records, 1995)

Home

 

Hosted by uCoz