АКВАРИУМ

Рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). Эта группа во главе со своим харизматическим лидером Ч автором песен, поэтом и певцом Борисом Гребенщиковым Ч занимает в истории отечественного рока особое место. Ее творчество в начале 80-х годов послужило катализатором грядущих перемен, оказав громадное воздействие на сознание по меньшей мере двух поколений слушателей; оно помогло обогатить довольно скудный язык тогдашнего рок-движения достижениями мировой культуры и породило новый художественный феномен.

лАКВАРИУМ╗ создали в июле 1972 Борис Гребенщиков (p. 27 ноября 1952, Ленинград), в ту пору студент математического факультета Ленинградского университета, и его школьный приятель, начинающий драматург Анатолий лДжордж╗ Гуницкий. На первых порах лАКВАРИУМ╗ существовал не столько как реальная группа, сколько как идея, отражая смешанный интерес его соучредителей к музыке, восточной философии и театру абсурда. Поначалу, будучи скорее компанией друзей и единомышленников, нежели регулярной группой, лАКВАРИУМ╗ долго не мог обрести устойчивую форму и состав, разрываясь между рок-н-роллом и самодеятельным театром Ленинградского университета (впоследствии театр-студия Эрика Горошевского), репертуар которого опирался на пьесы Гуницкого.

Первое публичное выступление Гребенщикова состоялось весной 1973 во время ночного рок-фестиваля в одном из пригородов Ленинграда, где он спел две песни Кэта Стивенса. Сам же лАКВАРИУМ╗ (после длительных репетиций и редких появлений в университете) в составе: Гребенщиков (гитара и вокал), Андрей лДюша╗ Романов (флейта, гитара, вокал), Михаил лФан╗ Васильев и Гуницкий (барабаны), дебютировал в ноябре 1974, разогревая зал для лБОЛЬШОГО ЖЕЛЕЗНОГО КОЛОКОЛА╗ (лБЖК╗), и привлек внимание публики весьма экстравагантным внешним видом и странным содержанием песен, а не умением играть, однако с тех пор утвердился в числе самых активных участников питерской рок-сцены. Место окончательно выбравшего театр Гуницкого после серии случайных замен занял Михаил лМайкл╗ Кордюков (экс-лКОЧЕВНИКИ╗, лИДЕЯ ФИКС╗, лБЖК╗, лГОЛЬФСТРИМ╗ и т. д.); из акустико-фольклорных лАКВАРЕЛЕЙ╗ пришли скрипач Николай Марков и виолончелист Всеволод Гаккель. Первый, правда, вскоре ушел в армию, а второй надолго остался неотъемлемым элементом музыкальной формулы лАКВАРИУМА╗. В середине 70-х годов группа регулярно выступала; в домашних условиях записала несколько любопытных, хотя и несовершенных по качеству магнитоальбомов, а в 1976, вместе с известным коллекционером и исследователем творчества BEATLES Николаем Васиным заложила основу одной из важнейших традиций питерского рока Ч праздников и концертов, приуроченных к дням рождения участников легендарной четверки.

В том же году лАКВАРИУМ╗ по собственному почину отправился на таллинский рок-фестиваль, где даже получил приз лза самую разнообразную программу╗, а чуть позже впервые посетил Москву. Кордюкова сменили последовательно Владимир Болучевский и Сергей Плотников (из группы лКАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ╗), некоторое время с лАКВАРИУМОМ╗ пела известная позднее Ольга Першина. Ушел в армию лФан╗, и бас-гитару взял в руки Гаккель. В феврале 1977 в группе появился студент консерватории Александр лФагот╗ Александров (фагот), но полгода спустя он Ч вместе с Романовым Ч тоже ушел в армию, откуда незадолго до этого вернулся Васильев.

Сокращенным составом: Гребенщиков, Васильев, Гаккель, к которым периодически присоединялись Кордюков и Михаил лМайк╗ Науменко (гитара, вокал), лАКВАРИУМ╗ выступал на концертах с акустическим репертуаром, летом 1978 провел мини-фестиваль акустического рока (следствием чего стал совместный альбом БГ и Майка), а в марте 1979 стал гостем Тартусского рок-фестиваля.

В этот период творчество лАКВАРИУМА╗ испытало мощное воздействие новой волны Ч прежде всего реггей и панк-рока. Свой новый стиль группа продемонстрировала на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980), где произвела эффект разорвавшейся бомбы сырым, жестким, насыщенным диссонансами звуком, откровенно эпатирующими текстами и неприкрытой сценической агрессией. Концерт лАКВАРИУМА╗ был отснят финским телевидением, их на лура╗ приняли радикально настроенные музыканты и журналисты, хотя большая часть публики и жюри осталась, скорее, в недоумении Ч время подобной музыки еще не пришло.

Весной 1980 группу покинул барабанщик Евгений Губерман (лЗАРОК╗, позднее лЗООПАРК╗, лАЛЛЕГРО╗ и т. д.), но появился блюзмен Дмитрий лРыжий Черт╗ Гусев (гармоника). лАКВАРИУМ╗ снова вернулся к полуакустическому звучанию. В конце 1980 началось интенсивное и оказавшееся определяющим для всей дальнейшей судьбы группы сотрудничество лАКВАРИУМА╗ с музыкантом и звукорежиссером Андреем Тропилло, который в ту пору пытался привить самодеятельному року вкус к альбомному мышлению. лАКВАРИУМ╗ оказался для него благодатным материалом.

Открытие Ленинградского рок-клуба (7 марта 1981), членом которого лАКВАРИУМ╗ стал с первых дней, почти совпало с выходом их первой студийной работы с Тропилло, лСинего Альбома╗. Несмотря на ограниченные возможности, которые рок-клуб мог предоставить своим членам, для лАКВАРИУМА╗ это был шанс воплотить на сцене многое из задуманного, но нереального раньше.

Состав группы продолжал меняться: исчезли Гусев (позже с лОПАСНЫМИ СОСЕДЯМИ╗ и всевозможными блюзовыми проектами) и Александров (позже в лЗВУКАХ МУ╗); весной 1981 из лПИКНИКА╗ пришел барабанщик Александр Кондрашкин; в процессе работы над очередным студийным проектом в качестве пианиста и аранжировщика был привлечен Сергей Курехин, известный как на рок-сцене, так и в мире джаза.

Он, а также гитаристы Владимир Козлов, Владимир Леви (лТАМБУРИН╗), певица Ольга Першина участвовали в записи едва ли не лучшего в биографии лАКВАРИУМА╗ альбома лТреугольник╗ (1981).

Новые идеи, количество которых значительно возросло с присоединением к основному составу группы Курехина, требовали нового воплощения, поэтому в лАКВАРИУМЕ╗ один за другим появились Александр Ляпин (гитара; экс-лНУ ПОГОДИ╗), Петр Трощенков (барабаны; экс-лПИКНИК╗), Игорь Бутман (саксофон).

Каждый новый альбом группы (лТабу╗ в 1982, лРадио Африка╗ в 1983) раздвигал ее музыкальные горизонты и становился предметом скрупулезного изучения в рок-музыкальных кругах всей страны.

Следуя провозглашенному в начале своей музыкальной карьеры принципу: лважна не форма, а содержание╗, БГ и компания решительно экспериментировали как со стилем (поэтому на разных этапах группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения психоделией, фолк-барокко, хард-, арт- и джаз-роком, панком, реггей, лновой волной╗ и т. д.), так и с составом (вследствие чего лАКВАРИУМ╗ мог выглядеть на сцене как струнный квартет, джазовое комбо, традиционная рок-группа, рок-биг-бэнд с мощной секцией духовых, а порой обращался в дуэт, к примеру, акустической гитары и безладового баса или виолончели, не теряя при этом своего характерного звучания). Под влиянием идей Курехина в середине 80-х годов лАКВАРИУМ╗ некоторое время увлекался музыкой свободных форм, сотрудничал с В. Чекасиным и В. Пономаревой. Гребенщиков принимал участие в сольных проектах и записях Курехина.

В 1983Ч84 лАКВАРИУМ╗ становится лауреатом 1-го и 2-го фестивалей рок-клуба, в октябре 1983 его состав усилил басист Александр Титов, а в августе 1984 скрипач Александр Куссуль (трагически погиб в августе 1986, переплывая Волгу). Тем не менее внутри группы создавалось напряжение, усугубленное противоречием между ее реальной популярностью и официальным статусом. Дело кончилось тем, что осенью 1984 лАКВАРИУМ╗ фактически распался. Курехин выступал со своим экспериментальным оркестром лПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА╗, Ляпин Ч с собственным блюз-бэндом лТЕЛЕ У╗, Васильев присоединился к лЗООПАРКУ╗. Поэтому на 3-м фестивале рок-клуба (1985) собранный в составе: Гребенщиков, Курехин, Титов, Трощенков, Кондрашкин и Чекасин (под прозрачным псевдонимом Владимир Пономарев), лАКВАРИУМ╗ несмотря на всю свою звездность, прозвучал сухо и холодно, оставив зал равнодушным. Попытка еще раз изменить формулу звучания, пригласив одаренного новоджазового гитариста Андрея Отряскина (лДЖУНГЛИ╗), была сама по себе любопытна, но оказалась столь же непродуктивной.

В сентябре 1985 лАКВАРИУМ╗, к вящему удовольствию армии его почитателей, был реформирован в своем классическом (вернее, одном из классических) составе, который с триумфом выступил на 4-м фестивале рок-клуба и был Ч в знак заслуг перед питерским рок-н-роллом Ч отмечен его лГран-при╗.

Летом 1986 в США вышел подготовленный Джоанной Стингрей двойной альбом УRed WaveФ, одна из сторон которого была предоставлена лАКВАРИУМУ╗. Западная пресса отнеслась к альбому весьма благожелательно в отличие от отечественной, однако времена менялись Ч началась эпоха гласности и перестройки. И осенью того же года группа начинает выступать с сольными концертами во Дворце спорта лЮбилейный╗ (что стало знаком легализации как самого лАКВАРИУМА╗, так и всего отечественного рока), а также участвует в совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва).

По инициативе Тропилло фирма лМелодия╗ выпустила два альбома группы; ряд ее песен прозвучал в нашумевшей перестроечной картине Сергея Соловьева лАССА╗ (что заложило фундамент длительного сотрудничества режиссера с Гребенщиковым и Курехиным); началась лаквариумания╗ Ч шумиха в прессе вокруг группы и ее лидера, инспирированная восторженной статьей в лОгоньке╗ Андрея Вознесенского лБелые ночи Бориса Гребенщикова╗. В струнную группу лАКВАРИУМА╗ были введены Иван Воропаев (альт) и Андрей лРюша╗ Решетин (скрипка). Группа интенсивно гастролировала, повсюду встречая толпы восторженных поклонников.

В апреле 1988 Гребенщиков заключил контракт с американской компанией CBS/УColumbiaФ. В июне лАКВАРИУМ╗ посетил Канаду, где выступил на организованном обществом лВрачи за безъядерный мир╗ концерте в монреальском зале УForumФ. Вторую половину 1988 и большую часть 1989 Гребенщиков провел за границей, занимаясь записью своего альбома и реализацией других музыкальных проектов.

Предоставленные самим себе, участники его группы занялись реализацией личных планов: Ляпин организовал свои лОПЫТЫ╗, с которыми гастролировал по всей стране; Романов, Васильев, Решетин плюс Кордюков и аккордеонист Сергей Щураков объединились под именем лТРИЛИСТНИК╗, Воропаев выступал с коломенской группой лАДО╗.

Песни лАКВАРИУМА╗ звучали в фильмах лИванов╗ (режиссеры А. Нехорошев, А. Ильховский, 1982), лМилый, дорогой, любимый, единственный╗ (режиссер Д. Асанова, 1984), лАССА╗ (1987), лЧерная роза Ч эмблема печали, красная роза Ч эмблема любви╗ (1989) и лДом под звездным небом╗ (1992) С. Соловьева; участники группы были одними из героев документального фильма лРок╗ (режиссер А. Учитель, 1987) и главными Ч в ленте лLong Way Home╗ (режиссер М. Эптид, 1989, США).

Андрей Бурлака

 Звуковой фрагмент 1

 Звуковой фрагмент 2

 Звуковой фрагмент 3

 Звуковой фрагмент 4

 Звуковой фрагмент 5

Дискография:

Архив. Том 3 (SNC Records, CD, 1990)

Библиотека Вавилона (SoLyd Records, CD, 1993)

Любимые песни Рамзеса IV (Триарий, CD, 1993)

Аквариум (Триарий, CD, MC, LP, 1994)

День серебра (Триарий, CD, 1994)

Дети декабря (Триарий, CD, 1994)

Кострома mon amour (Триарий, CD, 1994)

Красная волна (SNC Records, 1994)

На Таганке (SoLyd Records, 1994)

Пески Петербурга (Триарий, CD, 1994)

Табу (Триарий, CD, 1994)

Треугольник (Триарий, 1994)

Звуки Северной столицы (Moroz Records, 1995)

Навигатор (Триарий, CD, 1995)

Мы идем на восток (Moroz Records, 1995)

Электрошок (концерт в главАПУ 4 июня 1992) (Отделение лВыход╗, CD, 1995)

Акустика (Триарий, CD, 1996)

Радио Африка (Триарий, 1996)

Снежный лев (Триарий, CD, 1996)

Равноденствие (Триарий, 1996)

Синий альбом (Триарий, 1996)

Десять стрел (Триарий, 1996)

Асса (L-Junction, 1996)

Радио Лондон (SoLyd Records, CD, 1996)

Чубчик (SoLyd Records, CD,1996)

Хрестоматия 1980Ч87 (Триарий, 1997)

Гиперборея (SoLyd Records, 1997)

Русско-абиссинский оркестр (SoLyd Records, CD,1997)

Home

 

Hosted by uCoz