TIAMAT

Tiamat. "Тиамат" (шумерск.). Страна: Швеция. Состав исходный: Johan Ediund (vocals, rhythm guitar}, Thomas Petersson (lead guitar), Niklas Ekstrand (drums), J. Thulberg (bass). Co второго альбома группа стала квинтетом - появился штатный клавишник J. Malmsten.

Год спустя новым басистом стал Johnny Hagel, сменился и клавишник - Kenneth Roos. В 1994 году в группе официально остается двое участников: Эдлунд и Хагель. Все партии клавишных исполнил постоянный продюсер ансамбля Waldemar Sorychta (на ранних альбомах он участвовал - эпизодически - в качестве соло - гитариста). В студии им помогли: лид-гитарист Magnus Sahlgren и ударник Lars Skald.

Пришла пора поговорить о группе Tiamat, которая сегодня представляет собой не только самое заметное явление на шведской рок-сцене, но и одну из самых революционных единиц в истории рок-музыки. В творчестве ансамбля правит бал Непредсказуемость: все

4 программных альбома столь же похожи между собой, как представители негроидной, монголоидной и европеоидной рас. Да, два глаза, два уха, нос... Гитара, бас, клавишные, вокал... На этом сходство и заканчивается. В остальном же группа сродни сказочному младенцу, который "растет не по дням, а по часам": это касается абсолютно всех аспектов творчества Tiamat -профессионализма, композиции, вокала. Единственное объединяющее начало - минорность всех структур.

И все же спутать Tiamat с кем-либо невозможно. Нечто кровное, неистребимое, принадлежащее только им, незримо присутствует в каждом проекте. Ни один самый смелый музыковед не мог бы предсказать фантастический рост команды после выхода их дебютного альбома. Типичный скандинавский дэт-метал с элементами Black в вокале и doom в музыке, и только это самое "неистребимое нечто" невольно задерживало внимание на, казалось бы, заведомо провальном проекте.

Вместе с группой, похоже, столь же быстро рос и их оригинальный продюсер Вальдемар Сорихта. На втором альбоме он уже выступает также в качестве звукорежиссера, да еще в одной из песен отыграл отменное гитарное соло. Как и на предыдущем альбоме, лирическая концепция "Астрального сна" (1991) также навеяна шумерскими легендами и языческой мифологией, но подобной метаморфозы с музыкой не ожидал никто из успевших познакомиться с "Шумерским плачем". Более того, возможно, прослушав однажды новый альбом, многие могли утвердиться в отрицательном мнении. Но ведь золото как раз и не блестит...

Первое впечатление - какая-то хаотическая надуманная бессмыслица - заставило одних сразу же отвернуться, а искушенных меломанов - почесать затылок: уж больно знакомым было ощущение. Подобное подсознательное предчувствие глубины при сознательном неприятии вызывали наиболее сложные ранние арт-проекты типа ELP, Yes, Gentle Giant - более необычные для восприятия, чем фундаментально классические Genesis или Jethro Tull. И вот сквозь эту "бессмыслицу", при каждом новом к ней обращении, начинают проступать

сложные, но тщательно продуманные и строго симметричные в отношении друг друга структуры. В итоге приходит вывод, что состоялось знакомство с самой композиционно "навороченной" программой 90-х. Даже Mekong Delta с их потрясающей скоростью и техникой не смогли бы вместить в 45 минут такого количества бесконечно сменяющих друг друга тем и аранжировок. В "Астральном сне" представлена невообразимая смесь Techno-thrash, Doom и почти классического Art-rock. Вокал разнообразный, суровый, местами "блэковый", но лишь изредка соприкасающийся с Death. Максимальные скорости на альбоме - чуть быстрее Candlemass, но в данном случае для темпа как такового здесь вообще не оставалось места в калейдоскопе резких перепадов от трэш до клавишно-акустического астрала. Крутейший прогрессив-метал.

Надо думать, и музыканты, и продюсер понимали, что с такой музыкой они едва ли сумеют достичь культового статуса - даже искушенный меломан наверняка окажется неподготовленным к такому саунду. Очередной альбом "Тучи" - лучшее произведение классического дум-метал после Black Sabbath времен их расцвета. Отказ от чрезмерно закрученных композиций в данном случае оправдал себя полностью: группа выпустила очередной шедевр, только в иной стилистике, и обрела сотни тысяч сторонников по всему миру. В вокале - полный отказ от дэтовых и блэковых обертонов и сосредоточение на мрачно-философских, размеренных и спокойных, свойственных музыке такого сорта.

Когда в начале 1993 года пролетел слух о распаде Tiamat, расстроились многие. Ведь это была группа, занявшая в "Metal Hammer" 1990 года последнее место в чартсах месяца (не года!) и этим же изданием в 1992 году признанная как "лучшая новая" (!). Было о чем пожалеть:

с таким постоянством слушателя не удивлял еще никто. То-то все испытали транс, когда услышали "Дикий мед"! Не правда ли, интересный маршрут: Death, Progressive, Doom, Art? А разве можно найти более подходящий из имеющихся у нас в арсенале терминов для 'краткой

классификации этого альбома, где арт-рок является доминирующим аспектом?

Вообще, революционность Tiamat и состоит в том, что однозначно классифицировать невозможно ни один их альбом. И если в первом и третьем проекте еще можно "ухватиться" соответственно за Death и Doom, то с четными много труднее. В "Диком меде" гитара риффует в общей сложности не более 3-4 минут - только в виде кратких вставок на двух первых частях монолитной (с паузой для LP) сюиты удивительной красоты. Нет подходящих слов, чтобы передать потрясающую атмосферу этого бриллианта с прекрасной работой каждого инструмента, высокого и чистого голоса Эдлунда, хрустальных клавишных Сорихты. Можно обозначить только отдаленные стилистические ориентиры - самые "арт-роковые" композиции Black Sabbath (1973, 1975 годы) и астральная психоделия Pink Floyd (1975, 1977 годы). Впрочем, это все тот же Tiamat, и ничего более оригинального, чем "Wildhoney", Вы сегодня не услышите.

Под занавес еще несколько слов о продюсере группы. Кто знает, возможно, без него (а все партии клавишных на альбоме 1994 года сочинены и сыграны им лично) Tiamat не смогли бы стать теми, кем стали - лучшей новой группой наших дней. Мало кто догадывается, насколько высока может быть роль человека, всегда обычно находящегося в тени. Талант Сорихты заметили другие составы - уже после второго диска Tiamat. Сегодня на его счету также отличная звукорежиссура и продюсирование восходящих звезд дум-метала Samael и Voodoocult. Но самое интересное, что за прошедшие годы продюсер сам стал высокопрофессиональным музыкантом. В 1995 году вместе с бывшим ударником Slayer - Dave Lombardo - он организовал проект Grip Inc. Первое место в "Metal Hammer" и "звание" лучшего (!) гитариста - в результате.

Дискография: "Sumerian cry "-©1990, "The astral sleep"-©1991, "Clouds"-©1992, "Wildhoney "-©1994 (CENTURY MEDIA Records).

Waldemar Sorychta & Grip Inc.: "Grip Inc."-©1995.

 

Home

 

Hosted by uCoz