Power Metal
Родиной пауэра следует считать Германию, и это отнюдь не
случайно, учитывая сильную связь пауэра с австронемецкой "классической"
музыкальной школой. Музыкальный язык пауэр-метала далеко отошел от блюза и
рок-н-ролла. Германские пауэр-металлисты проявляли искренний интерес к музыке
великих немецких композиторов, и это не могло не отразиться в их собственном
творчестве: выражаясь фигурально, весь пауэр, как дуб из желудя, вырос из "Оды к
радости" Бетховена и вагнеровских лейтмотивов из "Кольца Нибелунгов". Можно
отметить и влияние камерно-вокальной лирики эпохи романтизма (Шуберт, Шуман). С
другой стороны, ощущалось сильное воздействие национальных песенно-танцевальных
традиций - причем как западноевропейских, так и славянских. Последнее, вероятно,
было обусловлено, с одной стороны, давними связями древних германской и
славянской культур, с другой - общностью мелодико-гармонических оборотов и
интонаций, удобством исполнения "попевочных" оборотов на гитаре, особенностями
ритмики пауэра, воспринимающейся в отдельных случаях как "плясовая" (см. далее).
От своего предшественника, спид-метала, пауэр позаимствовал очень быстрый темп,
высокое техническое мастерство и отточенную манеру интонирования (две ритм/соло-гитары),
"частую" ритмическую сетку (непрерывная линия двух бочек и акцент малого
барабана на каждую слабую долю). Саунд при этом оказался несколько "приглаженным",
смягченным, но и более разнообразным (широкое использование синтезаторов, "хорового"
бэк-вокала, иногда даже "живых" акустических тембров). Основной вокал в пауэре,
как правило, "чистый" и высокий (порой до пронзительности). В целом, основные
отличия спид- от пауэра - в большей коммерческой направленности, в упоре на
мелодику, а не на энергетику и скорость, в большем значении именно вокальных
партий, запоминающихся припевов и т.п., что скорее роднит пауэр с глэм-, чем со
спид-металом.
Для пауэра характерна своя образно-эмоциональная сфера: развив тенденции, идущие
от британского хэви, пауэр смодулировал не в сторону агрессии, брутальности,
депрессивности трэша, а в сторону более светлой образности, героики, эпичности,
даже "сказочности". Здесь получили распространение исторические, мифологические,
мистико-религиозные, фэнтэзи-темы и сюжеты; прижился жанр "концептуального
альбома", моно-рок-оперы.
На рубеже 80-х - 90-х основатели направления HELLOWEEN, увы, заметно
коммерциализировались и выпустили ряд малоудачных работ. Возрождению пауэра в
середине 90-х способствовали три события - выход очень сильного альбома GAMMA
RAY "Land of the Free" (95), возврат HELLOWEEN к пауэрной стилистике - "Master
of the Rings" (94) и усиление состава финской STRATOVARIUS на "Fourth Dimension"
за счет прихода вокалиста Тимо Котипелто (95). В то же время не прекращалась
удачная в целом работа таких групп, как RUNNING WILD и RAGE, реанимировался
SCANNER, позже появились PRIMAL FEAR и IRON SAVIOR (оба с участием Кая Хансена,
первый также с участием Ральфа Шиперса из GAMMA RAY).
Вливание свежей крови произошло со стороны традиционно "неметаллических" держав,
привнесших в стиль большее разнообразие, национальную специфику. Помимо
STRATOVARIUS, наиболее яркие примеры современного "негерманского" пауэра дают
нам итальянские LABYRINTH, RHAPSODY, SKYLARK, шведские HAMMERFALL, NOCTURNAL
RITES, американо-норвежские KAMELOT, финские NIGHTWISH, бразильская ANGRA.
Группы второй волны усилили значение "классики" (женский оперный вокал у
NIGHTWISH), внедрили в пауэр элементы смежных стилевых разновидностей, таких,
как классик-хард-рок малмстинского толка у STRATOVARIUS и RHAPSODY, шведский дэт/блэк
у CHILDREN OF BODOM, дэнс-элементы на первом альбоме LABYRINTH, арт- и
латино-рок у ANGRA (иногда для описания подобных явлений приходиться
использовать такие "смешанные" термины, как спид-пауэр, трэш-пауэр,
прогрессив-пауэр, хэви-пауэр и др.). В творчестве этих и других групп наметился
также отход от двухгитарной модели в сторону более привычной для хард-рока
гитарно-клавишной. К сожалению, в последние пару лет "каноничность" пауэр-метал
переросла в клишированность, что признают даже горячие поклонники этого
направления.
Ключевые артисты и альбомы:
HELLOWEEN "Keeper of the 7 Keys" Pt. 1, Pt. 2 (1987, 1988)
RUNNING WILD "Black Hand Inn" (1994)
GAMMA RAY "Land of the Free" (1995)
STRATOVARIUS "Fourth Dimension" (1995)
ANGRA "Holy Land" (1995)
(По материалам
Обобщающее название быстрой, мелодичной и не очень тяжелой армады последователей
Helloween, преимущественно германского происхождения. Пауэр-метал незаметно
вырос из спид-метала, в отличие от последнего он делает акцент на ярко
выраженной мелодической вокальной линии. Склонность к псевдо-классическим
аранжировкам произведений характерна для большинства пауэр-металлических групп,
здесь сказывается любовь пауэр-металлистов к наследию Вагнера, Грига и
Мусоргского. Однако песенная структура композиций остается неотъемлимой частью
творчества пауэр-металлических команд, что сильно облегчает восприятие этого
жанра и многие годы удерживает его в высшей лиге металлической сцены.
(По материалам журнала Painkiller)
Можно рассматривать как более сглаженый, "причёсаный" облегчённый вариант
Спид-металла. Имеет много общего как со Спид- так и с Хэви-металлом.
Для данного стиля характерны красивые соло на гитаре и как правило чистый
высокий вокал. Иногда, кроме стандартных для металла инструментов в Пауэре
музыканты используют также клавишные.
Примеры: Stratovarius, Helloween, Gamma Ray, HammerFall, Edguy...
Neo-classic Metal - стиль схожий с Power Metal'ом. Как и следует из названия
включает в себя элементы классической музыки.
Пример: Yngwie Malmsteen, Angra.
Ещё одна разновидность Пауэра - Speed-Power Metal.
Наиболее известные представители: Helloween, White Skull (некоторое) и некоторые
темы Stratovarius, Gamma Ray и т.д.
Вообще-то надо заметить, что грань между Пауэром и Спид-пауэром очень тонка и
заметить её порой довольно сложно.
Очередная разновидность пауэра это Epic Metal, который очень похож, как на пауэр,
так и на неоклассик. Яркий пример: Rhapsody, HammerFall.
Автор Mefisto