Что такое doom metal?
Считается,
что "истинный".
"настоящий"
doom, это группы,
ориентированные
на музыку 70-х
годов, а
именно BLACK SABBATH-клоны
и
продолжатели
их великого
дела, однако,
сейчас его
трактуют
гораздо шире,
применяя к
современным
группам,
использующим
не высокую
скорость
музыкального
изложения.
Характерными
отличительными
чертами doom metal
служат:
1) Тягучая
тяжелая
музыка,
своеобразный
замедленный
эквивалент death
metal
классического
типа;
2) Готические
гармонии (хотя
и не всегда);
3) Дэтовый
вокал, в то же
время с
небольшой
тягой в "пение"
- тенденция,
которая
привела
практически
в чистому
вокалу. Или
наоборот "чистое"
пение -
мужское или
женское (или в
сочетании);
4) Тексты,
ориентированные
на описание
депрессивных
состояний,
отчаяния,
боли и прочих
"грустных"
вещей.
Необычным элементом стало появление "любовной и романтической" лирики в текстах MY DYING BRIDE, которые, к тому же использовали в нескольких композициях латынь в качестве основного языка (см. дебютный миньон 1991-го года). В настоящее время применение обычных форматов совсем не обязательно - doom подпитывается многочисленными стилями (см. ниже), выйдя из консервативной самодостаточной формы за 3-4 года. Таково закономерное развитие стиля, и сейчас мы видим примеры перехода думстеров в области альтернативной или "независимой" музыки (PYOGENESIS), модных синтезов (SAMAEL), art-psychodelic rock'a (TIAMAT), progressive/grunge (SOLITUDE AETURNUS), готику (3rd and THE MORTAL) и так далее. За период своего закрытого развития (1990-1994), doom сформировал собственную эстетику и выразительные средства. Однако, неизбежно, должен был наступить этап слияния с другими формами, как выход из застоя. Именно на этом этапе мы сейчас и находимся. Каждая группы выбирает свой путь, и следить за этим весьма интересно. Мы предлагаем вам небольшую классификацию разновидностей doom metal, многие из которых еще не достаточно офрмлены или носят весьма частный характер.
Doom 70s (groove)
Представители
- BLACK SABBATH, VALHALL, CATHEDRAL, ASTRAL RISING, PENANCE, SAINT VITUS,
TROUBLE, WITCHFINDER GENERAL, PENTAGRAM) . Это
именно то, что
часто
называют true doom,
то есть "настоящий,
истинный" doom.
Конечно, его
апологетами
являются BLACK SABBATH (считается
что
композиции
типа Cornucopia или Under The Sun -
это
родоначальники
нового
направления).
Однако,
долгое время
этот стиль
находился в
своеобразном
"неоформленном"
состоянии, и
описывался
практически
как hard rock. Группы
типа TROUBLE или SAINT VITUS,
хотя и имели
успех у фэнов,
но казалось,
что после
ряда
неудачных
альбомов BLACK SABBATH
стиль уже
никогда не
будет
возрожден. К
тому же была
потеряна
аудитория.
Хиппи,
которые
слушали BLACK SABBATH
или LED ZEPPELIN давно
уже выросли и
перешли на
совсем
другую
музыку, а
молодежь
воспринимала
стариков
весьма
скептически,
как и любое "старье".
И вот, когда,
казалось, бы
ничего
нельзя было
уже сделать,
случилось
одно важное
событие. Lee Dorrian (вокал)
ушел из
культовой
грайндовой
группы NAPALM DEATH по
причинам
музыкальных
разногласий
и
организовал
сольный
проект CATHEDRAL,
который и
явилась
возрождателем
былой славы true
doom 70s! К слову
сказать,
дебютный
альбом Forest Of Equilibrium (1991)
отнюдь не
имеет
большой
связи с 70-ми,
это скорее
ультра-медленный
(по тем
временам,
самый
медленный)
вариант doom metal,
который,
возможно,
получился
таким только
потому, что до
этого Lee
приходилось
орать с
бешеной
силой в NAPALM DEATH. Но
уже с 1992 года
группа
оделась в
хипарские
клеши, сняла
несколко
клипов,
провела ряд
успешных
концертов, и
после
пробного
миньона Soul Sacrifice (1992)
реализовала
настоящий
шедевр,
непревзойденный
альбом The Etherial Mirror (1993) , в
котором было
несколько
просто
ломовых
хитов (Midnight Mountain, Ride, Grin Luxuria
и др.). После
этого волну
продолжателей
было уже не
остановить.
Справедливости
ради отметим,
что почти все
группы этого
ответвления
стиля давно
уже работали
на сцене, но
дорогу для
них (а значит
и контракты, и
более-менее
успешные
концерты,
аудиторию и
рекламу)
пробили
именно CATHEDRAL. К
тому же,
вопрос с
аудиторией
был решен.
Бывшие
поклонники
экстремальной
долбиловки
понемногу
вырастали и
искали что-нибудь
новое (а Lee Dorrian был
весьма
уважаемым
авторитетом
в
эктремальном
мире, и его
проект
заведомо
привлекал к
себе
внимание!), а
старые
поклонники
взбодрились
и проникшись
ностальгией,
вновь
окунулись в groovy-музыкальный
мир.
Своеобразной
особенностью
CATHEDRAL явился
особый "скачковый"
ритм (groove),
именно тот, в
котором
работали BLACK SABBATH +
оригинальный
вокал Lee Dorrian'a.
После этого,
поклонники groovy
doom (70's) стали
разыскивать
даже альбомы
старых SAINT VITUS / TROUBLE. А
новым
группам
пробиться
стало вообще
легко (я имею
ввиду ASTRAL RISING или VALHALL).
Молодые
музыканты с
удовольствием
оттягивались,
играя именно
ту музыку, на
которой они
были
воспитаны.
Тем временем,
CATHEDRAL продолжают
каждый год
выпускать
новые
альбомы,
которые
являют собой
образец
жанра, но , на
мой взгляд,
уже лишены
той силы и
убедительности,
которую нес с
сой The Etherial Mirror.
Перспективы
развития,
безусловно
имеются. Даже
появились
проекты, в
которых
стиль 70-х
смешан с angry (например,
G//Z/R, с участием
Geezer'a Butler'a из BLACK SABBATH и Burton'a C. Bell'a (FEAR
FACTORY).Но и в
чистой форме
true doom еще будет
привлекать
внимание по
крайней мере
несколько
лет.
Classic gothic doom
Представители
- PARADISE LOST, ANATHEMA, MY DYING BRIDE. После
выхода в 1990
году
дебютного
полнометражного
альбома PARADISE LOST (Lost Paradise,
1990) критики не
нашли
подходящего
термина для
определения
выраженного
PARADISE LOST стиля.
Поэтому,
лучшим
названием
послужил
термин "doom metal",
поскольку
его значение
весьма
подходило
для
медленной и
тяжелой
музыки,
которую
исполняли Chris Holmes
и его группа.
К тому же,
сразу же
стало
очевидным
сильное
влияние
готических
элементов на
музыку
группы.
Поэтому
словосочетание
"gothic doom"
достаточно
быстро
распространилось
по метал-музыкальным
изданиям,
которые до
того времени
относились
весьма
прохладно к
любым
проявлениям
готики.
Соответственно,
почти
одновременно
в Британии
работали еще
две группы
подобного
направления,
а именно ANATHEMA и MY DYING
BRIDE. Эти три
коллектива и
служат
эталоном
описываемого
стиля. Точнее,
их первый
период
развития (до
1991-1992 или 1993 гг.) Gothic doom
мгновенно
получил
одобрение у
фэнов, и
особенно в
России, где
медленные
вещи почему-то
нравятся
почти всем (видимо,
сказывается
распевный
характер
русских
народных
песен). Однако,
после
нескольких
альбомов три
лидирующие
группы
продолжали
развиваться,
переходя в
другие
категории. ANATHEMA
в 1993 году
вместе со
своим
альбомом Serenades
обнаружила
крен в
сторону
атмосферного
звучания, MY DYING BRIDE
плавно
переходили
на не-тяжелый
психоделичный
саунд и все
более
облегченный
вокал, а PARADISE LOST
получили
контракт с Music For
Nations - мажорным
лейблом,
который стал
сильно
влиять на
направление
развития
коллектива, и
привело это к
тому, что
новый
альбомы PARADISE LOST
все больше
склонялись к
тяжелому
варианту gothic rock, а
последнее на
сегодняшний
момент их
творение
вообще почти
не содержит
сколько-нибудь
реально
тяжелых
частей.
Однако,
эстафету от
уникального
английского
звучания
подхватили
другие
группы,
например, VISCERAL EVISCERATION
из Австрии,
которые
добавили к
медленной
музыке
практически
грайндовую sick-лирику
про кишки. Их
альбом 1994 года -
Incessant Desire For Palatable Flesh
практически
воспроизводит
концепцию
ранних PARADISE LOST.
Кроме того и
поныне
существуют
группы,
проповедующие
настоящий
тяжелый gothic doom (например.
APOTHEOSIS, NEOLITHIC или LOVE HISTORY). Что
будет с
направлением
в дальнейшем
пока неясно,
но судя по
конъюнктуре
рынка эта
тема
практически
исчерпывает
себя, потому
как критики
воспринимают
новых Paradise Lost'овцев
весьма
недоброжелательно,
начиная
всякие
сравнения,
которые
зачастую не в
пользу
последователей,
хотя их
дебютные
альбомы
иногда
объективно
превосходят
по качеству
классиков PARADISE LOST
или ANATHEMA.
Classic doom with clear voice
Представители
- CANDLEMASS, COUNT RAVEN, MERCY, MEMORY GARDEN, SOLITUDE AETURNUS, SORCERER.
Классическая
форма стиля,
где тягучая
музыка
сочетается с
так
называемым "чистым"
пением.
Считается,
что заложили
эту
разновидность
тоже BLACK SABBATH, но
затем
эстафету от
них приняли MERCY /
CANDLEMASS, которые и
стали одним
из эталонов-ориентиров
для многих
групп.
Особенно
важную роль
здесь
сыграла
силовая
вокальная
манера Messiah Marcolin'a (он
с гордостью
заявлял, что
образовал
целую
вокальную
школу, когда
объяснял
причины
своего ухода
из CANDLEMASS,
поскольку в
вину ему
вменялась
ограниченность
вокала).
Некоторые
группы (например,
COUNT RAVEN) во-многом
воспроизводят
идеи BLACK SABBATH (особенно
это касается
вокала Dan "Fodde" Fondelius'a,
который
больше похож
на Ozzy Osbourne, чем сам
Оззи на себя).
Другие (MEMORY GARDEN).
предпочитают
формат CANDLEMASS,
поскольку
эта группа
уже сошла с
музыкальной
сцены Помимо
прочего мы
имеем здесь
образец
американского
doom - SOLITUDE AETURNUS, группу,
основанную
журналистом
метал-журнала
John'ом Perez'ом со
слегка
атональным
пением Robert'a Lowe и
постоянно
облегчающимся
и гранжеющим
саундом. Что
касается
современного
этапа
развития classic doom,
то надо
заметить, что
в отсутствии
флагмана,
группы
постепенно
скатываются
к progressive / doom (например,
SORCERER), и
музыкантов
вполне можно
понять,
поскольку у
прогрессива
гораздо
больше
выразительных
форм (возможна
игра любой
техничности
и скорости),
да и стиль
этот гораздо
легче, и имеет
более
значительную
аудиторию.
Doom with female voice
Разумеется,
поскольку в
готике и
готическом
роке
применять
женский
вокал всегда
было
традиционным,
то и в
готическом doom'e
тоже
появились
группы, где
лидер-вокалистом
(или
полноправным
вокалистом)
является
девушка.
Первые
эксперименты
подобного
рода
предпринимали
еще PARADISE LOST на заре
своей
карьеры (и
тогда это
воспринималось
как сенсация),
но потом
явление
распространилось
настолько
широко (THEATRE OF TRAGEDY),
что сейчас
почти нет doom-групп,
где не
используется
женское
пение в
качестве бэк-вокала.
Что же
касается
групп типа 3rd And The
Mortal или GATHERING (1995-1997 ), то в
них основную
вокальную
нагрузку
несут именно
девушки.
Особенностью
данной
разновидности
служит некая
"лиричность",
которую
вносят
женщины во
многие виды
деятельности,
в том числе и
в творческую
работу. Что же
касается
музыки, то она
практически
не
отличается
от обычного "мужского"
doom'a.
Modern post doom
Представители
- ORPHANAGE, SAMAEL'96, ALASTIS'96, SUNDOWN, BLOOD DIVINE, MOONSPELL, DOMINION.
На мой взгляд,
это
совершенно
новая
разновидность
стиля,
появившаяся
не ранее 1996-го
года, когда
многие уже
известные
группы, не
сговариваясь
выпустили
весьма
сходные по
звучанию
альбомы (SAMAEL'96, ALASTIS'96,
MOONSPELL'96). Кроме того
подоспела
свежая кровь
в виде
проектов из
известных
музыкантов - SUNDOWN
(CEMETERY + TIAMAT), BLOOD DIVINE (ANATHEMA + CRADLE OF FILTH).
Основными
чертами
могут
служить:
1) Широкое
качественное
звучание;
2)
Заимствования
из самых
модных
направлений (от
angry до black) в смысле
гитарного
саунда,
вокальных
особенностей;
3)
Коммерческая
направленность,
потеря связи
с
андерграундом,
ориентация
на гораздо
более
широкую
аудиторию. (Достаточно
сказать, что SAMAEL
начал
продавать
свой альбомы
десятками
тысяч
экземпляров);
4) Не
провокационная,
а обычная
лирика (например,
SAMAEL
использовали
космическую
тематику),
достаточно
оптимистичная
по своему
характеру.
Перспективы - огромные, хотя и на несколько лет всего. С уверенностью можно сказать, что до 2000 года будет реализовано еще масса подобных альбомов, поскольку направление уже вполне оформлено, и вызывает повышенный интерес со стороны поклонников.
Doom / Progressive
Представители
- ABSTRACT ALGEBRA, SAVIOUR MACHINE, VENI DOMINE.
После
небольшого
спада
интереса к doom metal,
как один из
путей выхода
из кризиса
был найден
синтез с
успешно
развивающимся
и популярным
progressive metal'ом. Играя в
данной
направленности,
можно с
успехом
сочетать
необходимую
тяжесть
звучания,
высокую
техничность,
и, что самое
важное,
скоростное
разнообразие
композиций,
поскольку
впадать в
глубокую
депрессию на 2
концертных
часа (как это
положено у
думстеров)
способны не
все.
Характерными
примерами
могут
служить VENI DOMINE, SAVIOUR MACHINE
или новый
проект Leif Edling'a из
CANDLEMASS - ABSTRACT ALGEBRA, который
при своем
создании
заранее был
ориентирован
на progressive / doom идеи.
Doom / Death
Смешение
двух стилей.
Музыка,
которую
можно
назвать и death doom и
doom death.
Послушайте
для примерна
ранний AMORPHIS (1992-1994)
или ранний CREMATORY
1993-1994). Слегка
замедленный
вариант death metal,
очень
популярный у
российских
слушателей.
Doom / Alternative
Представители
- PYOGENESIS, END OF GREEN, DARKSEED.
Коммерческая
направленность
работы
подтолкнула
PYOGENESIS к более
приемлемому
для масс
звучанию, и,
поскольку
они всегда
интересовались
английской
независимой
музыкой, то
акцент в
передвижении
был сделан
именно на это.
В результате
за два
альбома (1995-1997) PYOGENESIS
перекочевали
в лагерь indie,
лишь изредка
вспоминая
тяжелый звук
гитар, а в
целом
получилась
студенческая
музыка, не
тяжелее CURE
Кроме того мы
имеем здесь
два клона - END OF GREEN (+
слегка
гранжевый
налет) и 100%-ю
копию DARKSEED,
которые со
своим
последним
опусом Spellcraft (1997)
демонстрируют
полную
приверженность
пути PYOGENESIS.
Doom / Grind (sludge)
Представители
- DISEMBOWELMENT, WINTER, SYMPHONY OF GRIEF, GRIEF.
Смесь из doom и grind,
то есть grind
играется на
ультра-медленной
скорости.
Такой стиль
достаточно
распространен,
и носит
название sludge, но
появился он в
хардкоровой
тусовке США.
Doom / Dark
Мрачная
форма doom.
Особенный "не
сколоченный"
саунд DECORYAH
является
самым
выразительным
примером.
Атмосферная
направленность,
пассивный
саунд,
готичность и
дополнительные
инструменты -
это, пожалуй,
основные
черты. Кроме
того выделим
еще один
подвид -
наркотический,
ультра-ультра
медленный
вариант,
которые
заявили и
бросили в 1991-м
году CATHEDRAL, но
успешно
продолжили ESOTERIC
(пишущие
лирику в
состоянии
транса и
проповедующие
использование
наркотиков) и
финские SKEPTICISM,
которые для
добавления
мрачности
добавили
клавишные в
свой звук.
Полный стоп-кран,
медленнее
музыки еще не
было, и,
вероятно, и не
будет.
Doom / Black
Представители
- KATATONIA, OPETH, TRISTITIA, FORGOTTEN SILENCE, PAGAN RITES, NORTHLAND.
Закономерная
разновидность.
Обычно это
выглядит так -
под doom-ориентированную
музыку идут
блэковые
вокальные
партии (или по
большей
части
блэковые) + 30-40%
музыки может
перемежаться
с ускорением
музыкального
повествования
до black metal-скоростей
(FORGOTTEN SILENCE, NORTHLAND, TRISTITIA). Кроме
того, есть
вариант KATATONIA / OPETH,
где все
просто
тщательно
перемешано и
получившаяся
смесь
выглядит
весьма
органично и
привлекательно.
Doom / Avantgarde
Некоторые
группы
чувствуют
себя
достаточно
скованно в
рамках
классических
форматов.
Например, RENAISSANCE
используя doom-основу
занимаются
сплошным
экспериментаторством
со многими
стилями (их
альбом
содержит
всего две
концептуальные
композиции
на 30 и 40 минут),
ну а PAN-THY-MONIUM (проект
Dan Swano) вот уже
который раз
удивляют
своих
поклонников
нестандартностью
подхода!
Doom / Psychodelic
Этот термин
высосан из
пальца, так
что вероятно,
он сменится
на какой-нибудь
другой.
Просто те
группы,
которые
начинали
стиль,
постепенно
переходят в
другие
категории, и
назвать
альбом TIAMAT Wildhoney (1994)
или тем более
A Deeper Kind Of Slumber (1997), doom-metal'ом уже
никак нельзя.
Сильные
влияния PINK FLOYD не
позволяют
так сделать.
Кроме того MY DYING BRIDE
уже не
настолько
тяжелы, как
ранее,
поэтому им
самое место
пока здесь.
Что будет
дальше -
посмотрим!
Pavel Anufriev
|
|