УРФИН ДЖЮС
УРФИН ДЖЮС появился на свет в декабре 1980. Основатель группы Александр Пантыкин дебютировал на сцене еще в 1973 как пианист и певец школьной группы СЛЕПОЙ МУЗЫКАНТ, которая два года спустя, с поступлением части ее музыкантов в Свердловский архитектурный институт, трансформировалась в литературно-музыкальную студию САИ. Они поставили спектакль на стихи Эдуардаса Межелайтиса и получили приз на студенческом фестивале в Риге, однако еще через год, когда помыслами Пантыкина и его коллег, бас-гитариста Игоря Скрипкаря и барабанщика Ивана Савицкого, уже овладели идеи синтеза рока и академической музыки, поэтическая фракция студии отпочковалась в фолк-рок-группу КАТАЛОГ, а оставшиеся трое, взяв новое название СОНАНС и расширив состав, добились впечатляющего успеха на рок-фестивале в подмосковной Черноголовке (1978).
В дальнейшем взляды Скрипкаря и Пантыкина на музыку начали расходиться все больше и больше. В декабре 1980 Пантыкин ушел и вскоре вывел на дорогу собственное пауэр-рок-трио УРФИН ДЖЮС: Пантыкин (бас, клавишные, вокал), Юрий Ринк Богатиков (гитара) и Иван Савицкий (барабаны). (Оставшаяся часть СОНАНСА превратилась в ТРЕК и стала главным творческим соперником УРФИНА ДЖЮСА на местной музыкальной сцене). После трехмесячных репетиций, в процессе которых Савицкого за барабанами сменил Александр Плясунов, УРФИН ДЖЮС дебютировал 1 апреля 1981 в большом зале Политехнического института. Почти сразу в УРФИНЕ ДЖЮСЕ появился собственный текстовик самобытный поэт Илья Кормильцев.
К июлю 1981, когда в Свердловске состоялся рок-фестиваль, организованный студенческим клубом Архитектурного института, УРФИН ДЖЮС уже заслужил репутацию лучшей группы города, что и подтвердил врученный им жюри приз. Однако к этому времени Пантыкин уже решил, что в своем нынешнем виде УРФИН ДЖЮС не отвечает его художественным задачам и, завершив на местной телестудии запись его дебютного альбома Путешествие, без колебаний распустил группу. Ринк Богатиков позднее играл в КУНСТКАМЕРЕ, АПРЕЛЬСКОМ МАРШЕ и биг-бэнде Владимира Чекасина; Плясунов во ВСТРЕЧНОМ ДВИЖЕНИИ, ПРОЛОГЕ и САМОЙ ПО СЕБЕ.
Впрочем, всего пару месяцев спустя на сцену вышел УРФИН ДЖЮС второго созыва: места в нем заняли гитарист Игорь Егор Белкин (p. 15 апреля 1962, Верхняя Пышма Свердловской области) из также отмеченной на фестивале группы Р-КЛУБ и барабанщик Владимир Зяма Назимов из группы БУМЕРАНГ. Той же осенью новый УРФИН ДЖЮС принял боевое крещение на фестивале студенческой песни АзИСИ-81, где получил диплом 3-й степени. С декабря 1981 по март 1982 УРФИН ДЖЮС усиленно репетировал, готовя материал для двух новых альбомов в конечном счете они были объединены под одной обложкой и увидели свет летом 1982 как 15 (или Пятнадчик). К этому времени послужной список УРФИНА ДЖЮСА украсило участие в фестивале Opus 82 в Вильнюсе (где также играли питерские РОССИЯНЕ). Именно тогда УРФИН ДЖЮС вступил в свою наиболее продуктивную фазу, а его стиль приобрел законченность: в основе его музыки лежал жесткий, математически выверенный хард-рок, трансформированный влияниями барокко, неоромантизма и академического авангарда. Тем не менее своей следующей программе музыканты группы дали название Жизнь в стиле Heavy Metal популярное жанровое определение здесь относится скорее к образу жизни, нежели к исполнительской манере музыкантов.
В 1985 Жизнь после длительных проволочек и переделок, наконец, увидела свет. Альбом отличала большая, нежели прежде, холодность исполнения и некоторая академичность звучания, что стало косвенным признаком дефицита новых идей. Посетивший к тому времени очередной фестиваль Ленинградского рок-клуба Пантыкин уловил смену умонастроений публики и начал постепенно охладевать к собственному детищу. В этот период он все чаще обращается к сотрудничеству с другими местными музыкантами рамки УРФИНА ДЖЮСА стали ему тесны.
Выступление УРФИНА ДЖЮСА на 1-м фестивале новорожденного Свердловского рок-клуба в июне 1986 было прохладно встречено слушателями, восторженно принимавшими НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ЧАЙФ и НАСТЮ. Попытки расширить состав группы (в этот период с ДЖЮСОМ репетировали бас-гитарист Вадим Шавкунов и саксофонист НАУТИЛУСА ПОМПИЛИУСА Алексей Могилевский) особого успеха не имели, и группа незаметно распалась к весне следующего года.
Белкин записал соло-альбом Около радио (1986), на котором в последний раз присутствовал весь УРФИН ДЖЮС, проехал по стране в составе сводного оркестра Свердловского рок-клуба (НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, ЧАЙФ и ГРУППА ЕГОРА БЕЛКИНА); позднее он стал продюсером и гитаристом группы НАСТЯ, в которой играли и Назимов, и Шавкунов. Впоследствии он был участником NAUTILUS POMPILIUS (в два захода), работал на Студии NP и окончательно вернулся на сцену с Настей Полевой.
Послужной список Назимова включает НАСТЮ, ЧАЙФ, НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, АССОЦИАЦИЮ, Студию NP и т. д.
Пантыкин, помимо работы с Белкиным и НАСТЕЙ, долгое время репетировал с почти ежедневно менявшим состав и название собственным бэндом, работал в студии или на сцене буквально со всеми уральскими группами одним словом, оставался ключевой фигурой местной рок-сцены.
В середине 90-х годов все записи УРФИНА ДЖЮСА были ремастированы и изданы на компакт-дисках.
Андрей Бурлака
Дискография:
Группа Егора Белкина. Около радио (1986)
15 (ТАУ Продукт, 1994)
Путешествие (ТАУ Продукт, 1994)
Жизнь в стиле Heavy Metal (ТАУ Продукт, 1994)
Лучший рок из России-II (Moroz Records, 1995)
5 минут неба (Еn Face Tutti Records, 1996)