КИНО
Рок-группа (Ленинград). Группа КИНО, метеором пролетевшая по музыкальному небосклону страны, стала одним из крупнейших художественных феноменов, рожденных отечественной рок-культурой, а ее харизматический лидер автор песен, певец, гитарист, актер и художник Виктор Цой (21 июня 1962 15 августа 1990) стал, говоря словами одной из его песен, последним героем золотой эпохи рока.
В 1976 Цой познакомился с автором песен и певцом Максимом Пашковым, вместе с которым они чуть позже организовали группу ПАЛАТА 6. Вопреки господствовавшей моде, предписывавшей играть хард-рок, а позже что-нибудь в стиле МАШИНЫ ВРЕМЕНИ, ПАЛАТА пыталась исполнять собственного сочинения бит.
Наступление новой волны послужило катализатором изменений на ленинградской подпольной рок-сцене: появились новые группы, в воздухе повеяло свежими музыкальными идеями. Именно в этот период Цой начал сочинять собственные песни, как правило, основанные на его точных жизненных наблюдениях.
Осенью 1980 он в компании с АВТОМАТИЧЕСКИМИ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЯМИ побывал в Москве, где играл на квартирных концертах, а 21 марта 1981 дебютировал на сцене кафе Трюм в качестве бас-гитариста той же группы.
Осенью 1981 на свет появилась группа ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ в составе: Цой, Алексей Рыба Рыбин (p. 21 декабря 1960, Ленинград) (гитары и вокал) и Олег Базис Валинский (барабаны). Последние двое представляли собой две трети еще одной бит-группы ПИЛИГРИМ (оставшейся третью был будущий гитарист ОБЪЕКТА НАСМЕШЕК Андрей Дюша Романов), а Рыбин, помимо того, репетировал с группой АБЗАЦ. В ноябре 1981 они вступили в Ленинградский рок-клуб. Весной 1982, заменив прежнее название на КИНО, записали на студии Андрея Тропилло альбом 45 (названный так по длительности его звучания). В качестве саунд-продюсера выступил Борис Гребенщиков.
На протяжении следующего года КИНО дало еще несколько концертов в Москве (иногда с ними выезжал барабанщик АКВАРИУМА Петр Трощенков). В марте 1983 КИНО снова появилось на сцене Ленинградского рок-клуба в составе: Цой, Рыбин, Георгий Юрий Каспарян (гитара), Максим Колосов (бас) и Борис (барабаны). Той же весной оригинальный состав КИНО распался. Цой еще на год пропал, а Рыбин играл в московской группе Сергея Рыженко ФУТБОЛ. Единственным документом этого периода стал альбом 46, репетиционная запись новых песен Цоя, без его ведома распространенная звукорежиссером Алешей Вишней.
В мае 1984 КИНО в составе: Цой, Каспарян, позаимствованный у АКВАРИУМА бас-гитарист Александр Титов (р. 18 июля 1957, Ленинград) и новый барабанщик Георгий Густав Гурьянов, за два месяца отрепетировали новую программу и вышли на сцену 2-го Ленинградского рок-фестиваля, где произвели настоящую сенсацию, став его лауреатами и самым ярким открытием. В ноябре 1985 занятого в АКВАРИУМЕ Титова сменил Игорь Тихомиров (p. 14 апреля 1961, Ленинград), бас-гитарист ДЖУНГЛЕЙ и ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКИ (участие в которой периодически принимали и остальные музыканты КИНО). С этого момента и до самого конца состав КИНО оставался неизменным.
Звучание КИНО в этот период было модным. Музыканты внимательно наблюдали за эволюцией музыкального процесса на Западе и пытались найти применение наиболее интересному из услышанного в своей музыке. Песни КИНО отличает обилие свежих мелодических находок, а в текстах Цоя романтико-героическая поэтика соседствует с реалистическими зарисовками с натуры, сдержанной иронией и юмором. В 1986 группа с успехом выступает на совместном фестивале Ленинградского рок-клуба и Московской рок-лаборатории в ДК МЭИ (Москва).
После успеха альбома Группа крови (1988), а также эпизодического появления группы КИНО в фильме Сергея Соловьева Асса, страну охватила настоящая КИНОмания.
Романтический герой Цоя оказался необычайно созвучен настроениям молодых слушателей поколения перемен. После завершения съемок в картине Рашида Нугманова Игла (1989) группа вернулась к активной гастрольной жизни.
В 198890 КИНО, в атмосфере все более нараставшей вокруг имени Цоя экзальтации тысяч юных поклонников, дало десятки концертов по всей стране. В рамках движения Next Stop они гастролировали в Дании, выступили на крупнейшем во Франции рок-фестивале в Бурже, приняли участие в советско-итальянском рок-фестивале Back In The USSR в Мельпиньяно.
В 1989 вышел альбом Звезда по имени Солнце, первый и последний в истории группы записанный в профессиональной студии. В том же году ленинградского директора группы Юрия Белишкина (позднее работал с ДДТ) сменил москвич Юрий Айзеншпис, а полгода спустя, 15 августа 1990, Виктор Цой погиб в автокатастрофе.
Той же осенью трое оставшихся участников КИНО доработали чудом уцелевшую в аварии пленку с демо-записью новых песен Цоя, известную сегодня как Черный альбом (1990). Позднее, усилиями вдовы Цоя Марьяны, вышел альбом Неизвестные песни Виктора Цоя (1992), включавший ранние записи КИНО, а на протяжении 90-х годов все ее творческое наследие было переиздано на компакт-дисках Moroz Records. В 1996 Отделение Выход издало совместный концерт Майка Науменко и Виктора Цоя, записанный в Москве в январе 1985.
Сразу после 1990 пути бывших участников КИНО разошлись: Гурьянов покинул музыку и занялся живописью; Тихомиров руководил клубом Polygon, играл с Александром Ляпиным, а летом 1995 стал участником группы ДДТ; Каспарян, после периода молчания, вернулся в музыку с инструментальным альбомом Драконовы ключи (1996), а позже работал над новыми проектами с бывшим лидером НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС Вячеславом Бутусовым.
Алексей Рыбин после ухода из КИНО вновь начал играть в 1995, организовав группу ОАЗИС Ю, в которой принимали участие экс-басист ЗООПАРКА Наиль Кадыров, а также Сергей Курехин и Михаил Фан Васильев из АКВАРИУМА и ТРИЛИСТНИКА. Они издали два альбома современного рока Воспитание детей красотой подводной жизни (1995) и Спорт обречен (1996). В 1997 Рыбин вместе с Алексеем Раценом (экс-ТЕЛЕВИЗОР, АКВАРИУМ, ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ) подготовил альбом Асфальт с кавер-версиями песен раннего КИНО.
Помимо Ассы и Иглы Виктора Цоя и группу КИНО можно видеть в фильмах Конец каникул (1986), Йях-ха (1986), Город (1987), Рок (1988).
Андрей Бурлака
Дискография:
46 (Яншива Шела, 1983; Moroz Records, CD, 1994)
Начальник Камчатки (АнТроп, 1984; Moroz Records, CD, 1994,1996)
Это не любовь (Яншива Шела, 1985; Moroz Records, CD,1994, 1996)
Ночь (АнТроп, 1986; Фирма Мелодия, LP,1988; Moroz Records, CD, 1994)
Последний герой (Volja, LP, 1989; Moroz Records, CD, 1993, 1996)
Red Wave (Big Time, LP,1986)
Черный альбом (Русский Диск, 1990)
Неизвестные песни Виктора Цоя (1993)
Звезда по имени Солнце (Яншива Шела, 1988; Moroz Records, 1996)
Группа крови (Яншива Шела, 1988;Moroz Records,1996)
45 (Moroz Records, CD,1994)
Ночь (Moroz Records, 1994)
Спорт обречен (DDT Records, MC,1996)
Георгий Каспарян. Драконовы ключи (DDT Records, 1996)
В. Цой. Акустический концерт (Moroz Records,1996)
Концерт в Рок-клубе. Диск № 1 (Moroz Records, 1996)
Концерт в Рок-клубе. Диск № 2 (Moroz Records,1996)
Черный альбом (Moroz Records, 1996)
Легенды русского рока. Кино (Moroz Records, 1996)
Неизвестные песни (Moroz Records, 1996)
Концерт в Рок-клубе-85 (Moroz Records, 1996)
Майк Науменко и Виктор Цой. Майк и Цой (Отделение Выход, 2CD, 1996)
ОАЗИС Ю. Воспитание детей красотой подводной жизни (DDT Records, LP, CD, MC, 1995)