ЧАЙФ
Впервые это название прозвучало в Свердловске в 1984, хотя два лидера группы, гитаристы и певцы Владимир Шахрин (p. 22 июня 1959, Свердловск) и Владимир Бегунов, впервые встретились еще в середине 70-х годов и играли любимые номера из репертуара T. REX, ROLLING STONES и CREEDENCE на школьных вечерах, а затем в техникумах, где они в то время учились. С получением дипломов их группа на время распалась, так как оба Владимира два года служили на одной из застав Дальневосточного военного округа. В первой половине 80-х годов они обзавелись семьями и работали. В это время В. Шахрин мало-помалу начал сочинять собственные песни, а когда количество этих песен перешло в качество, на свет появился ЧАЙФ. Согласно легенде, до сих пор поддерживаемой обоими сооснователями группы, это название родилось в процессе потребления ими крепкого и горячего чая и означало получаемое при этом удовольствие. В оригинальный состав группы вошли Шахрин, Бегунов, а также Вадим Кукушкин (труба, вокал) (именно он и придумал это название) и появившийся чуть позже барабанщик Олег Решетников. Они дебютировали в одном из местных клубов. В 1985 ЧАЙФ записал свой двойной дебютный альбом Жизнь в розовом дыму : его первая часть, Волна простоты, представляла Шахрина соло (с гитарным сопровождением Михаила Перова из ТРЕКА), а во второй, Дурные сны, присутствовал собственно ЧАЙФ. Две песни там принадлежали перу Бегунова.
В начале следующего года группа записывает альбом В субботу вечером в Свердловске, своего рода концерт-импровизацию при участии музыкантов УРФИН ДЖЮСА, НАУТИЛУСА и ГРУППЫ, лидером которой был известный журналист, а позднее писатель Андрей Матвеев.
Весной того же 1986 из ГРУППЫ в ЧАЙФ пришел семейный дуэт Алина Нифантьева (вокал) и Антон Нифантьев (бас, вокал). В этом составе группа выступила на 1-м фестивале Свердловского рок-клуба в июне 1986, где произвела сенсацию и сразу вошла в число самых популярных групп города, после чего их пригласили выступить в Ленинграде.
Успех в Ленинграде послужил сигналом к повсеместному признанию группы. В июне 1987 ЧАЙФ стал лауреатом 2-го фестиваля Свердловского рок-клуба, а в июле сорвал аплодисменты фестиваля в Риге.
Это был один из наиболее продуктивных периодов в жизни Шахрина-автора: обилие нового материала заставило ЧАЙФ записать два демонстрационного качества альбома Дуля с маком и Дерьмантин (оба 1987), однако само звучание группы и ее мелодический язык уже обрели тогда законченную форму. Второй из этих магнитофонных альбомов удостоился диплома I степени на конкурсе, проведенном питерским журналом Аврора.
В сентябре 1987 Назимов ушел в НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, и его место занял Игорь Злобин из АПРЕЛЬСКОГО МАРША. Группа показала новую, акустическую программу, хитом которой стала ее антиядерная песня Я не хочу, чтоб эта гадость была рядом со мной. На следующем фестивале рок-клуба (в октябре 1988) ряды ЧАЙФА усилил второй гитарист Павел Устюгов (экс-ТАЙМ-АУТ).
Звучание группы заметно изменилось оно приобрело почти хард-роковую тяжесть и напор. В этом составе ЧАЙФ записал альбом Лучший город Европы (1989), среди удач которого помимо заглавной песни, были Ветер, Делай мне больно и т. д.
Летом 1989 Устюгов и Злобин ушли и ЧАЙФ вернулся к более привычному для него формату квартета: место за барабанами занял Валерий Северин (ранее ФЛАГ и т. п.). Той же осенью музыканты ЧАЙФА стали инициаторами создания музыкально-экологического движения Рок Чистой Воды, а впоследствии были участниками всех его акций благотворительные концерты в Москве и Свердловске в 1989, туры по Волге в 1990 и 1992, поездка вокруг Байкала осенью 1990, автопоезд по следам Чернобыля следующей весной. В 1990 ЧАЙФ оставил Нифантьев, который решил реализовать свой песенный материал, а на его место были приглашены бас-гитарист Владимир Привалов и скрипач Владимир Желтовских. Новая версия группы дебютировала в звукозаписи, сделав звуковую дорожку для ленты Пермской киностудии Четвертый стул (1990).
В 1990 ленинградская Мелодия выпустила первый виниловый диск ЧАЙФА с записанным ранее альбомом Не беда. На той же студии был записан и их следующий альбом Давай вернемся (в работе над ним участвовали перкуссионист БРИГАДЫ С Владимир Голоухов и гармошечник ДДТ Александр Бровко), изданный в 1992 московской фирмой FeeLee, которая с тех пор и занимается делами группы. Важную роль в трансформации ЧАЙФА из героев рок-клубной сцены в звезд стадионного масштаба сыграл ставший тогда же их менеджером Дмитрий Гройсман (ранее БРИГАДА С, позднее также СЕРЬГА). Большой мастер сглаживать противоречия, он способствовал возвращению в ЧАЙФ Антона Нифантьева. Привалов и Желтовских, соответственно, покинули группу.
В середине 90-х годов ЧАЙФ регулярно концертировал по всей стране, записывался. В 1993 вышли Дети гор, в 1995 Пусть все будет так, как ты захочешь, помимо того группа выпустила два ретроспективных альбома старых песен под общим названием Оранжевое настроение (199596) и концертный диск с незатейливым названием Концерт, сняла несколько удачных клипов.
В марте 1996 Нифантьев, все это время ощущавший дискомфорт, снова ушел из группы и на более прочной основе реализовал свои замыслы в группе ИНСАРОВ (вокал Алина Нифантьева, тексты Евгений Кормильцев). Его место занял Вячеслав Двинин (из оставшейся на Урале ритм-секции НАСТИ).
В июне 1997 ЧАЙФ был в числе почетных гостей Петербургского рок-фестиваля-97, проходившего под эгидой Театра ДДТ.
Андрей Бурлака
Дискография:
Жизнь в розовом дыму (1985)
В субботу вечером в Свердловске (1986)
Дуля с маком (1987)
Дерьмантин (1987)
Лучший город Европы (1989)
Не беда (Фирма Мелодия, LP, 1990)
Четвертый стул... (FeeLee Company Records, 1991)
Давай вернемся (FeeLee Company Records, CD, 1992)
Дети гор (FeeLee Company Records, CD, 1993)
Оранжевое настроение (FeeLee Company Records, 1994)
Пусть все будет так, как ты захочешь (FeeLee Company Records, CD, 1995)
Концерт (FeeLee Company Records, CD, 1995)
Реальный мир (Студия Союз, CD, 1996)
Оранжевое настроение 2 (FeeLee Company Records, CD, 1996)
Живая акустика (Студия Союз, 1997)