Башлачев Александр

Башлачев Александр (27 мая 1962, город Череповец Вологодской области —17 февраля 1988, Ленинград) — поэт и автор песен.

Он был одним из наиболее значительных явлений, когда-либо возникавших на отечественном музыкально-поэтическом небосклоне. Его многослойные, полные неожиданных ассоциаций и отдаленных аллюзий, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров стихи-песни, в которых архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество сосуществовали на равных.

В 1982 Александр Башлачев закончил факультет журналистики Уральского государственного университета в Свердловске, после чего вернулся в родной Череповец и работал в местных молодежных газетах. В этот период он близко сошелся с местным рок-сообществом, публиковал проблемные статьи о рок-н-ролле и даже писал тексты для главной череповецкой группы “РОК-СЕНТЯБРЬ”. Примерно в 1983 он, неожиданно для многих (а, возможно, и для себя) начал писать стихи, сразу же поразившие всех, кто их слышал. В сентябре 1984 состоялась его встреча с опальным в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким, который поддержал и воодушевил его. Месяцем позже Башлачев уже оставил Череповец и весь следующий год колесил по стране, поражая своих почитателей все новыми и новыми песнями. В марте 1985 состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде, когда он, вместе с Юрием Шевчуком, спел несколько песен на неофициальном концерте в зале медицинского училища. (Запись этого концерта в 1995 была издана фирмой “Manchester Files” под названием “Кочегарка”.) На следующий год он окончательно выбрал Ленинград местом жительства. Там он вступил в местный рок-клуб, участвовал в устном выпуске журнала “Рокси”, работал в знаменитой котельной “Камчатка” и выступил на 5-м Ленинградском рок-фестивале в июне 1987 — фрагменты его выступления были отсняты для фильма Алексея Учителя “Рок”.

Тем же летом Башлачев появился на фестивале в подмосковной Черноголовке, принял участие в работе над фильмом Петра Солдатенкова “Барды проходных дворов” (в прокате — “Игра с неизвестным”), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься, а в октябре выступил на семинаре рок-клубов в Свердловске. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачева (СашБаша, как звали его все друзья) для пластинки на ленинградской “Мелодии” (на второй стороне должен был звучать Юрий Наумов) так и не увенчалась успехом.

В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого не до конца открылись и сегодня, хотя, возможно, взойдя на свой поэтический Олимп, он оказался там в психологической изоляции, испытывая дефицит адекватного понимания.

В начале 1988 в настроении СашБаша, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве (один из них, в ДК МЭИ 9 января 1988, даже был заснят на видео) и, с восторгом принятый большой аудиторией, планировал новые концерты. Однако 17 февраля, уже по возвращении в Питер, Александр Башлачев покончил с собой, выбросившись из окна квартиры, где он в то время жил, — похоже, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом долгого и мучительного выбора. Позднее в том же году родился его сын Егор.

За короткий промежуток времени Башлачев создал более шестидесяти песен, принадлежащих к его “золотому запасу”. Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный мир.

Его влияние заметно во многих песнях К. Кинчева (“АЛИСА”), В. Цоя (“КИНО”), Д. Ревякина (“КАЛИНОВ МОСТ”), С. Задерия (“НАТЕ!”) и многих других. В ноябре 1988 во Дворце спорта в Лужниках прошел грандиозный концерт его памяти, участие в котором приняли практически все звезды отечественного рока — все вместе, пожалуй, в последний раз. Московский критик Илья Смирнов, один из организаторов этого концерта, очень точно определил этот период романтического единства на отечественной сцене башлачевским выражением “время колокольчиков”.

В 1991 питерское издательство “Новый Геликон” выпустило единственное на сегодня собрание песен и стихов А. Башлачева “Посошок”. Начиная с 1989 вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с записями Башлачева (нередко это концертные записи далеко не всегда адекватного качества).

Андрей Бурлака

Дискография:

Время колокольчиков (Мелодия, LP, 1989)

Третья столица (ЭРИО, LP, 1990, 1996; Manchester, MC, 1995)

Таганский концерт (FeeLee Records, 1992)

Лихо (FeeLee Records, 1994)

Том VII (Отделение Выход, 1994)

Вечный пост (Gеneral Records, 1994)

Том VII (ТАУ Продукт, 1994)

Юрий Шевчук и Александр Башлачев. Кочегарка (Manchester, CD, 1995, 1997)

Home

 

Hosted by uCoz