Рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). Возникла в сентябре 1985 на руинах СТРАННЫХ ИГР, первой в Ленинграде (а, возможно, и во всей стране) группы, целиком и полностью опиравшейся на современные музыкальные формы. Когда в июне 1985 группа распалась, братья Сологубы, урезав название до простого ИГРЫ, сформировали новый состав, а остальные трое, после кратковременного альянса с МАНУФАКТУРОЙ, создали АВИА.
Николай Гусев (p.12 мая 1957; клавишные, вокал) в рок-н-ролл пришел в начале 1979 после окончания музыкального училища. В 197981 играл в легендарных АРГОНАВТАХ, где демонстрировал блестящую технику и современное музыкальное мышление. После распада группы (август 1981) работал с БАРОККО и СТРАННЫМИ ИГРАМИ. В ноябре 1983 собрал группу рок-н-ролльного возрождения СТАНДАРТ.
Алексей Рахов (саксофон, гитара, бас, аккордеон, вокал) начинал в студенческой группе ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ; в СТРАННЫХ ИГРАХ играл с первого дня существования. На фестивалях рок-клуба регулярно получал призы как лучший инструменталист. Его песня Телефона нет была признана одной из лучших на рок-фестивале 1984. Участвовал в духовой секции ПОП-МЕХАНИКИ, играл со СТАНДАРТОМ.
Александр Кондрашкин (p. 23 ноября 1956; барабаны, перкуссия, вокал) начинал в середине 70-х годов, но впервые обратил на себя внимание как участник ПИКНИКА в 1979. Позднее сотрудничал с джазовыми ансамблями Давида Голощекина и Сергея Курехина, весь 1981 играл и записывался с АКВАРИУМОМ, а во времена активной деятельности Ленинградского рок-клуба был безоговорочно признан лучшим барабанщиком и играл со СТРАННЫМИ ИГРАМИ, ТАМБУРИНОМ, МАНУФАКТУРОЙ, ПОП-МЕХАНИКОЙ, СТАНДАРТОМ, ДЖУНГЛЯМИ, ОБЪЕКТОМ НАСМЕШЕК и с другими группами.
Название АВИА (с ударением на И) расшифровывалось как Анти-ВИА и должно было, по замыслу участников, указывать на их желание противопоставить формализованной банальности официальной эстрады живое и искреннее творческое начало. Дебют группы состоялся 31 января 1986 в Доме культуры имени Ленина. Здесь АВИА показали программу Из жизни композитора Зудова, которая легла в основу их первого магнитоальбома Жизнь и творчество композитора Зудова, записанного на студии Алексея Вишни в том же году.
В ноябре 1986, ощущая необходимость расширить свой визуальный ряд, АВИА привлекла к сотрудничеству актера мим-труппы Лицедеи Антона Адасинского. Его идеи оказались созвучны представлениям группы и уже вскоре на базе АВИА возник целый театр, включавший актеров и музыкантов: Марата Темиргазова, Елену Бобрецову, Татьяну Миронову (которую последовательно сменяли Александр Стереозольдат Нимков и Алексей Меркушев), а также своего рода шоу-группу, в которую в разное время входило от пяти до десяти человек.
Отвечая заданной названием установке на гротеск, иронию, музыкальную пародию, АВИА превращали свои концерты в сатирически переосмысливавшие реалии окружающей жизни спектакли, пародируя советское тоталитарное искусство 30-х годов, официозные ритуалы, штампы эстрады. Начиная с 1987 АВИА все чаще выезжали за рубеж, где их тоталитарный рок довольно быстро нашел горячий отклик и понимание. В 198791 группа побывала практически во всех странах Европы, выступала на рок-фестивалях в Великобритании, Финляндии, Италии и других странах Европы.
Изначально АВИА тяготели к синтезаторной новой волне, хотя специфические воззрения на музыку участников группы вносили свои коррективы: если первый альбом включал преимущественно короткие мелодичные номера, то позднее музыка все больше подчинялась требованиям сценического действия, принимая декоративный характер. Это неизбежно спровоцировало внутренний конфликт между театральной и музыкальной фракцией, а в октябре 1988 привело к уходу Адасинского, который вскоре организовал свой театр Дерево. Его место занял новый шоумен Дмитрий Тюльпанов. В 1988 фирма Мелодия выпустила второй альбом АВИА Всемъ!. Два года спустя он был переиздан в Великобритании фирмой Hannibal Records и удостоился четырех звездочек во влиятельном журнале Q.
В декабре 1988 Меркушева сменил коллега Гусева по АРГОНАВТАМ, саксофонист Евгений Жданов. Год спустя АВИА окончательно рассталась с шоу-группой и театральными проектами, а новыми участниками группы стали Евгений Скоблов (труба) и Валерий Кутейников (тромбон). Их дебют состоялся в апреле 1990 в программе Навстречу 1000-летию Великого Октября. В 1991 проблемы со здоровьем вынудили покинуть АВИА Александра Кондрашкина, место которого занял Иван Ян Феденко, ранее игравший с группами СЕПСИС и ДЖУНГЛИ.
Кондрашкин позднее вернулся в музыку, принимал участие в реставрации СТРАННЫХ ИГР, играл с индустриально-джазовым комбо NOISE & TOYS, ЧИЖОМ И КОМПАНИЕЙ, но весной 1993, во время гастролей в Германии с группой КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА, получил серьезные травмы и покинул сцену.
Первую половину 90-х годов АВИА провели в законсервированном состоянии: Гусев писал музыку для кино (в Финляндии вышло несколько документальных лент с его саундтреками) и для радио, занимался звукорежиссурой на принадлежащей АВИА студии Indie, а также делами созданного под ее эгидой клуба Indie. Рахов играл с группой НОМ и был ди-джеем на радио, а Жданов выступал и записывался с этно-джазовым комбо САМБХА. Лишь в 1994 они воссоединились как трио и записали изданный год спустя General Records альбом Песни о природе и любви, а также вернулись на сцену.
Продолжая работать как со СТРАННЫМИ ИГРАМИ, так и с АВИА, Рахов в 1996 стал участником студийного проекта DEADУШКИ (с коллегой по ИГРАМ Виктором Сологубом), а с весны 1997 занялся делами популярного клуба Wild Side и ежегодным фестивалем Rock Side. Гусев в октябре 1997 выпустил свой первый соло-альбом Исправленному верить, работа над которым заняла у него около трех лет.
Андрей Бурлака
Звуковой фрагмент
Дискография:
Жизнь и творчество композитора Зудова (Яншива Шела, 1986)
Всемъ! (Мелодия, LP, 1988)
AVIA (Hannibal, LP, 1990; RDM, 1995; General Records, 1995)
Песни о природе и любви (General Records, MC, CD, 1995)
Николай ГУСЕВ. Исправленному верить (Manchester, MC, CD, 1997)