АГАТА КРИСТИ
Рок-группа (Свердловск, Екатеринбург, Москва). Творчество группы распадается на два этапа: на первом она играла нервный и слегка манерный арт-рок, лежавший в русле местных мелодических традиций, и долго не могла избавиться от статуса дебютанта, на втором реализовала рецепт беспроигрышного успеха, сочиняя эффектные трехминутные номера с цепляющими мелодиями, текстами в манере декаданса и драматическим вокалом.
АГАТА КРИСТИ появилась осенью 1985 на радиотехническом факультете Уральского политехнического института под названием ВИА РТФ УПИ, хотя своими корнями ее история уходит в 1979, когда в городке Асбест на юге Свердловской области появилась школьная группа, в составе которой играли Вадим Самойлов, Александр Козлов и Глеб Май. По окончании школы, когда они учились уже в институтах, к началу осеннего семестра 1985 Вадим Самойлов собрал (для выступления на конкурсе студенческой самодеятельности) новую группу, которая и положила начало АГАТЕ КРИСТИ. В составе: Вадим Самойлов (гитара, вокал), Александр Овчинников (гитара), Александр Кузнецов (бас), Игорь Карпенко (клавишные) и Петр Май (барабаны). Они хорошо зарекомендовали себя на конкурсе, исполняя старательные подражания арт-року GENESIS и YES, придумали новое название, той же осенью в домашних условиях записали дебютный альбом Если (1985) и были приняты в Свердловский рок-клуб.
Следующей весной 1986 группа записала альбом Голос, а в конце того же года выпустила альбом Свет первый, обративший на себя внимание экспертов и публики. Однако из-за внутренних проблем группа почти год не работала.
Но с выходом в январе 1988 альбома Второй фронт стало ясно, что АГАТА КРИСТИ нашла устойчивое равновесие между арт-роковыми и нововолновыми тенденциями и обрела свой стиль: песни этого периода опирались на жесткий пост-панковский ритм и соединяли бравурные мелодии с реминисценциями неоклассицизма и европейской камерной музыки. Менее академичная, чем УРФИН ДЖЮС, но более прямолинейная, нежели НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС, группа сделала серьезную заявку на успех.
АГАТА КРИСТИ начала активно гастролировать по стране; ее выступление на 3-м Свердловском рок-фестивале в сентябре 1988 стало одним из его центральных событий. В конце 1989 группа приняла участие в фестивале альтернативного рока СыРок в Москве; позднее она фигурировала в программах шоу Интершанс и Ступень к Парнасу.
В июле 1989 к братьям Самойловым (в 1986 Кузнецова сменил младший брат Вадима Глеб Самойлов бас, вокал) и Козлову присоединился Альберт Потапкин, который привел своего коллегу по группе ФЛАГ Льва Шутылева (клавишные). В новом составе АГАТА появилась на 4-м Свердловском рок-фестивале, а также представляла советский рок на Фестивале искусств в Глазго (Шотландия). В целом этот период был отмечен спадом: перегруженная звучанием клавишных, АГАТА КРИСТИ неуклонно теряла прозрачность и энергию своей музыки, становясь все более тяжеловесной и помпезной. Альбомы этого периода Коварство и любовь (1989) и Декаданс (1990) прошли незамеченными и были признаны лишь на новом витке популярности группы.
Следующие несколько лет об АГАТЕ КРИСТИ почти не было слышно. Потапкин вернулся в НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС (с которым уже играл в 1987), вместе с ним ушел и Шутылев; место за барабанами занял Андрей Пионер Котов, бывший участник КАБИНЕТА и различных групп Александра Пантыкина
Возвращение АГАТЫ КРИСТИ состоялось лишь в 1993, когда группа записала неожиданно энергичный, сильный, полный хитовых мелодий альбом Позорная звезда, за короткое время, даже без интенсивной поддержки масс-медиа разлетевшийся по стране и превративший ее в новых кумиров тинэйджеров.
К моменту выхода следующего альбома Опиум (весной 1995) АГАТА КРИСТИ уже не нуждалась в представлении или чьей-либо поддержке, хотя серьезная пресса оценила Опиум скептически, обвинив группу в эксплуатации одних и тех же клише и дефиците мысли в текстах. Но успех альбома был колоссален две его песни, меланхоличная, в манере CURE, заглавная Опиум для никого и Сказочная тайга, изящный парафраз Январской вьюги Александра Зацепина (из фильма Иван Васильевич меняет профессию), стали новыми крупными хитами. АГАТА КРИСТИ перебралась в Москву, совершала успешные гастроли по России.
Следующий альбом Ураган вышел в 1996 и стал знаком того, что ажиотаж вокруг группы пошел на спад. Концерты уже не вызывали истерик в зале, да и в музыкальном отношении новая работа оказалась лишь бледной копией своих предшественниц.
Андрей Бурлака
Дискография:
Если (1985)
Голос (1986)
Свет (1987)
Второй фронт (1988)
Декананс (1990)
Глеб САМОЙЛОВ. Маленький Фриц (1990)
Позорная звезда (1993)
Коварство и любовь (JAM MUSIC GROUP: JSP, 1994)
Декаданс (JAM MUSIC GROUP: JSP, 1994)
Декаданс (Экстрафон, 1995)
Опиум (Экстрафон, 1995)
Коварство и любовь (Экстрафон, 1995)
Позорная звезда (Экстрафон, 1995)
Пять лет (Jeff Records, 1995)
Ураган (1996)
Heroin 0 (Экстрафон, 1996)
Лучшие песни (Pelikan Records, 1996)
Лирические баллады радио Надежда о любви (Экстрафон, 1997)
Ураган (Экстрафон, 1997)