Рower metal (пауэр-метал)
Родиной
пауэра
следует
считать
Германию, и
это отнюдь не
случайно,
учитывая
сильную
связь пауэра
с
австронемецкой
"классической"
музыкальной
школой.
Музыкальный
язык пауэр-метала
далеко
отошел от
блюза и рок-н-ролла.
Германские
пауэр-металлисты
проявляли
искренний
интерес к
музыке
великих
немецких
композиторов,
и это не могло
не
отразиться в
их
собственном
творчестве:
выражаясь
фигурально,
весь пауэр,
как дуб из
желудя, вырос
из "Оды к
радости"
Бетховена и
вагнеровских
лейтмотивов
из "Кольца
Нибелунгов".
Можно
отметить и
влияние
камерно-вокальной
лирики эпохи
романтизма (Шуберт,
Шуман). С
другой
стороны,
ощущалось
сильное
воздействие
национальных
песенно-танцевальных
традиций -
причем как
западноевропейских,
так и
славянских.
Последнее,
вероятно,
было
обусловлено,
с одной
стороны,
давними
связями
древних
германской и
славянской
культур, с
другой -
общностью
мелодико-гармонических
оборотов и
интонаций,
удобством
исполнения "попевочных"
оборотов на
гитаре,
особенностями
ритмики
пауэра,
воспринимающейся
в отдельных
случаях как "плясовая"
(см. далее).
От своего
предшественника,
спид-метала,
пауэр
позаимствовал
очень
быстрый темп,
высокое
техническое
мастерство и
отточенную
манеру
интонирования
(две ритм/соло-гитары),
"частую"
ритмическую
сетку (непрерывная
линия двух
бочек и
акцент
малого
барабана на
каждую
слабую долю).
Саунд при
этом
оказался
несколько "приглаженным",
смягченным,
но и более
разнообразным
(широкое
использование
синтезаторов,
"хорового"
бэк-вокала,
иногда даже "живых"
акустических
тембров).
Основной
вокал в
пауэре, как
правило, "чистый"
и высокий (порой
до
пронзительности).
В целом,
основные
отличия спид-
от пауэра - в
большей
коммерческой
направленности,
в упоре на
мелодику, а не
на
энергетику и
скорость, в
большем
значении
именно
вокальных
партий,
запоминающихся
припевов и т.п.,
что скорее
роднит пауэр
с глэм-, чем со
спид-металом.
Для пауэра
характерна
своя образно-эмоциональная
сфера: развив
тенденции,
идущие от
британского
хэви, пауэр
смодулировал
не в сторону
агрессии,
брутальности,
депрессивности
трэша, а в
сторону
более
светлой
образности,
героики,
эпичности,
даже "сказочности".
Здесь
получили
распространение
исторические,
мифологические,
мистико-религиозные,
фэнтэзи-темы
и сюжеты;
прижился
жанр "концептуального
альбома",
моно-рок-оперы.
На рубеже 80-х - 90-х
основатели
направления
HELLOWEEN, увы,
заметно
коммерциализировались
и выпустили
ряд
малоудачных
работ.
Возрождению
пауэра в
середине 90-х
способствовали
три события -
выход очень
сильного
альбома GAMMA RAY "Land of the
Free" (95), возврат HELLOWEEN
к пауэрной
стилистике -
"Master of the Rings" (94) и
усиление
состава
финской STRATOVARIUS на
"Fourth Dimension" за счет
прихода
вокалиста
Тимо
Котипелто (95). В
то же время не
прекращалась
удачная в
целом работа
таких групп,
как RUNNING WILD и RAGE,
реанимировался
SCANNER, позже
появились PRIMAL FEAR
и IRON SAVIOR (оба с
участием Кая
Хансена,
первый также
с участием
Ральфа
Шиперса из GAMMA RAY).
Вливание
свежей крови
произошло со
стороны
традиционно
"неметаллических"
держав,
привнесших в
стиль
большее
разнообразие,
национальную
специфику.
Помимо STRATOVARIUS,
наиболее
яркие
примеры
современного
"негерманского"
пауэра дают
нам
итальянские
LABYRINTH, RHAPSODY, SKYLARK,
шведские HAMMERFALL, NOCTURNAL
RITES, американо-норвежские
KAMELOT, финские NIGHTWISH,
бразильская
ANGRA. Группы
второй волны
усилили
значение "классики"
(женский
оперный
вокал у NIGHTWISH),
внедрили в
пауэр
элементы
смежных
стилевых
разновидностей,
таких, как
классик-хард-рок
малмстинского
толка у STRATOVARIUS и RHAPSODY,
шведский дэт/блэк
у CHILDREN OF BODOM, дэнс-элементы
на первом
альбоме LABYRINTH,
арт- и латино-рок
у ANGRA (иногда для
описания
подобных
явлений
приходиться
использовать
такие "смешанные"
термины, как
спид-пауэр,
трэш-пауэр,
прогрессив-пауэр,
хэви-пауэр и
др.). В
творчестве
этих и других
групп
наметился
также отход
от
двухгитарной
модели в
сторону
более
привычной
для хард-рока
гитарно-клавишной.
К сожалению, в
последние
пару лет "каноничность"
пауэр-метал
переросла в
клишированность,
что признают
даже горячие
поклонники
этого
направления.
Ключевые
артисты и
альбомы:
HELLOWEEN "Keeper of the 7 Keys" Pt. 1, Pt. 2 (1987, 1988)
RUNNING WILD "Black Hand Inn" (1994)
GAMMA RAY "Land of the Free" (1995)
STRATOVARIUS "Fourth Dimension" (1995)
ANGRA "Holy Land" (1995)
|
|