VAN DER GRAAF / PETER HAMMILL

Van Der Graaf. "Ван Дер Грааф". Peter Hammill. Питер Хэммилл. Страна: Великобритания.

Исходный состав Van Der Graaf: Peter Hammill (vocals, guitars). Guy Evans (drums), Hugh Banton (keyboards), Keith El I is (bass).

На втором альбоме басиста Эллиса уже нет (в Juicy Lucy), вместо него принят Nick Potter. С приходом David Jackson (winds) группа становится квинтетом. Те же люди на третьем диске.

1971 год: уходит Поттер. В студии на басу играет Бэнтон, на концертах он же ведет синти-бас клавишными. По сути, пятым участником, хотя и "гостевым", стал друг Хэммилла Robert Fripp (King Crimson,guitars): он участвовал в записи всех композиций, тогда как на предыдущем альбоме - лишь в одной.

1975 год: одни и те же люди записывают как альбом под именем Хэммилла, так и под вывеской Van Der Graaf. Причем, автор обеих программ - Хэммилл. Итак, состав - одинаков, автор - тот же, так чем не Van Der Hammill? Основная четверка записывает и оба альбома 1976 года: Хэммилл, Эванс, Бэнтон, Джексон.

1977 год: ссора Хэммилла с Бэнтоном, в результате которой они распрощались навсегда. У Джексона - проблемы со здоровьем. Итак: минус Бэнтон и Джексон. Хэммилл всегда хотя бы одну вещь играл на пианино и раньше. Теперь и навсегда он к тому же и лид-клавишник. В обеих новых работах - и снова под разными заголовками - ему и Эвансу помогают: возвратившийся басист Поттер и известный фолк-роковый исполнитель с консерваторским образованием Graham Smith (cello).

О музыкантах проекта Peter Hammill. Как уже говорилось, ранние (и 1977 года) альбомы записаны при помощи своих же коллег из Van Der Graaf. Во всех последующих программах, так или иначе, музыкантов из старой, группы -

большинство. Уже в 1978 году вернулся в строй саксофонист/флейтист Джексон, до 1981 года в составе остается и Смит (уже пожилой к тому времени музыкант).

До 1989 года неизменным ударником (а иногда и вторым клавишником) был старина Гай Эванс. С момента возвращения в группу в 1977 году до сих пор в штате пребывает басист Поттер. Таким образом, в нынешнем (1994) составе Peter Hammill - трое из пяти - дремучие Вандерграафовцы: Сам, Джексон и Поттер.

С 1981 года в составе довольно часто появлялся гитарист John Ellis, а с 1990 года постоянными партнерами Хэммилла, Джексона и Поттера стали Manny Elias (drums) и Stuart Gordon (cello). Уже много лет состав записывается в личной студии Питера Хэммилла "Sofa Sound".

Чтобы хоть как-то реализовать собственные идеи, по договоренности с Хэммиллом, его коллеги организовали параллельный (чисто студийный) проект, но за многие годы смогли выпустить только два альбома (см. дискографии ниже). Первый сочинили и записали: Эванс (ударные), Джексон (духовые), Бэнтон (клавишные, бас, гитара, вокал) плюс еще один "гостевой" гитарист. Второй - Эванс (ударные, клавишные) и Поттер (лид-гитара, бас).

В первой половине 70-х этот конгломерат бесспорно занимал место в пятерке сильнейших коллективов арт-рока - самого прогрессивного жанра рок-музыки - наряду с Genesis, Pink Floyd, Jethro Tull, Yes. В наши дни - это безусловный лидер, с которым конкурирует только Marillion, но эта группа "моложе" Van Der Hammill почти на 15 лет. Из "старых" соперников достойную продукцию продолжает выпускать Jethro Tull, но значительно реже. Остальные "динозавры", дай им Бог тоже долгой жизни, уступают Хэммиллу & Со и в композиции, и в стабильности. Состав уже более 25 лет уверенно занимается не просто однажды начатым делом, но неустанно находится в поиске новых форм выражения прогрессивного рока. Видимо, в этом и секрет его удивительной продуктивности. Другие "динозавры", ухитряющиеся все еще развивать арт-рок в жестких рамках своей "родной" стилистики (лавры здесь для Jethro Tull),

для того, чтобы не стать пародией на самих себя, выпускают альбомы с большими паузами. Не замкнутый в себе Хэммил из года в год выпускает новые альбомы в различных плоскостях арт-рока, открывая очень даже необычные пространства (но никогда не вторгаясь - даже с целью развития - на чужие!), оставаясь при этом самим собой - мгновенно узнаваемым. И ни единого компромисса с поп-музыкой.

А ведь Хэммилл не был профессиональным музыкантом. По его же признанию, он наконец стал таковым к 1990 году. И тот, кто хорошо знаком с творчеством Van Der Hammill, знает, что вся суть этого феномена - в неистребимом композиционном таланте и безграничной фантазии. Исключая великолепный (хотя тоже явно "природный", а не классический) драматический вокал Питера, его игра на клавишных (и особенно на гитаре) сводилась лишь к воспроизведению аккордов. До солирования на клавишных дело дошло лишь в 80-х, а подлинным мультиинструменталистом, и гитаристом, не нуждающимся в поддержке, Хэммилл действительно стал лишь в 90-е годы. Завидная творческая позиция - учиться всю жизнь, будучи уже два десятка лет живой легендой прогрессивного рока.

Не очень понятно, почему, являясь обладателем авторских прав на лэйбл Van Der Graaf (группа названа именем американского физика, изобретшего в 1931 году генератор высокого напряжения) и никогда не расставаясь с большинством своих друзей-коллег по старой группе, он в конце-концов остановился на своем имени в заголовке проекта. Ведь не секрет, что во многом успех Van Der Graaf зависел от того, как аранжировать композиции. И если авторство Питера Хэммилла бесспорно, то аранжировки, роль которых важна в арт-роке чрезвычайно, создавались сообща. И без столь профессиональных и виртуозных музыкантов, как Эванс, Джексон, Бэнтон и Поттер, Питер со своим единственным тогда "исполнительским" (как композитор и поэт он всегда был гениален) козырем - вокалом - едва ли самостоятельно был способен сделать шедеврами тех же "Nadir's big chance" или "Over" (1977). Это наглядно показал как раз

следующий альбом 1978 года, где Питер переоценил собственные возможности, записав его в студии фактически в одиночку (саксофонист Джексон и скрипач Смит появляются в композициях лишь эпизодически). Как раз получился "скелет", причем весьма угловатый, так как кроме голоса и фортепиано, звучание остальных инструментов выглядит просто жалким. Прежде всего это касается "ударных". Записав с горем пополам партии всех инструментов, Питер Хэммилл решил и с барабанами разделаться лично. Из этих соображений он использовал только что появившиеся синтезаторы со звуками ударных в памяти. Надо было только нажимать клавиши в нужный момент. В итоге мы слышим на "Future now" хлопанье двух калош друг о друга. Попытка "творчества в затворничестве" на финише 70-х стала самым неудачным периодом в блестящей дискографии Van Der Hammill. К счастью, старые друзья всегда были рядом.

Если Pink Floyd являются пионерами собственно прогрессивного рока вообще, то термин "классический эпический арт-рок" берет свое начало на "The aerosol grey machine". Van Der Graaf выпустили его в январе 1969 года - за полгода с лишним до появления Кримсоновского "In the court of the Crimson King". И хотя Фрипповская программа выглядит значительнее и солиднее, первенцем жанра стала не она, что бы ни говорили критики. Возможно, причина, по которой Хэммилл отказался от использования легендарного названия, заключается в том, что творчество Van Der Graaf было как раз ограничено рамками эпического арта, и ему было легче заниматься экспериментами под другим именем, чтобы сохранить "визитную карточку" легенды. Так или иначе, Группа Имени Американского Физика сохранила творческую концепцию своего первого альбома до конца. Было развитие, подъем и кульминация, в состоянии которой группу удалось удержать до изъятия ее вывески из обращения. Пик творчества приходится на третий-четвертый альбомы. Особенно поражает воображение глубиной композиций, эпическим размахом, фантазией вокала, виртуозной и непредсказуемой игрой всех участников "Pawn hearts". А звукорежиссура (группу

"обслуживал" тот же персонал, что и Genesis) и постановка саунда - фантастического для тех лет качества.

Все последующие альбомы Van Der Graaf также стали шедеврами прогрессивной рок-музыки. Характеристики не изменились: длинные, часто до 20 минут, эпические композиции, до предела напичканные неожиданными и виртуозными аранжировками, самым удивительным в истории рока использованием возможностей саксофона (Джексон извлекал из него даже гитарно-металлические звуки, а вообще всю гамму словами даже не передать!). Собрание сочинений группы - в ряду самых выдающихся достижений современной музыки.

Дискография под именем Peter Hammill, хотя и расположена в целом в рамках собственно арт-рока, более неоднородного характера. Ранние альбомы содержат материал, стилистически схожий с двумя первыми альбомами Van Der Graaf, но песни более короткие, раздельные и контрастные - от сложных увертюр до акустических баллад. "Nadir's big chance", "Over" и последний пока альбом "Roaring forties" - качественно и стилистически - в одном ряду с шедеврами Van Der Graaf. Диск 1994 года особенно впечатляет воображение колоссальным психоделическим размахом и каскадами неожиданных аранжировок в манере, близкой к "Pawn hearts". Из альбомов 80-х годов, исключая экспериментальные "And close as this" (чисто фортепианный) и "Spur of the moment" (инструментальный арт-авангард), большинство выдержано в. рамках синтеза музыки Van Der Graaf и классического хард-рока, к мотивам которого Хэммилл прибегал на всех программах ранне-среднего периода. В этой же категории диск 1993 года "The noise" - типичный (Хэммилловский!) хард-н-арт с использованием камерных инструментов (скрипка, флейта) и иногда саксофона. "Out of water" и "Fireships" - продукты сближения арт-рока с классической музыкой;

это также безусловные шедевры, с очень интересными "глубинными" течениями. Соверешенно особняком стоит эпическая рок-опера по Эдгару По "Падение дома Ашеров" в 79 минут звучанием, произведение замечательное, но несколько необычное для восприятия. Вообще, в 90-х у

Хэммилла явно открылось второе дыхание: каждый год выпускается новый альбом высочайшего уровня, содержание которого предугадать просто невозможно. фантазия Хэммилла до сих пор не знает границ. Такие альбомы как "Fireships",и особенно "Roaring forties", с гигантской арт-полифонией, виртуозными скрипкой и саксофоном, свежестью и новизной звучания, сегодня почти вне всякой конкуренции на прогрессивной линии рок-фронта.

Дискография Van Der Graaf: "The aerosol grey machine "-йJan-1969, "The least we can do is wave to each other"-йJan-1970, "H to He who am the only one"-йSep-1970, "Pawn hearts"-йApr-1971, "Godbluff"-йSep-1975, "Still life"-й1976, "World record "-й1976, "The quiet zone, the pleasure dome"-й1977 (все - CHARISMA Records).

Peter Hammill: "Fool's mate"-й1972, "Chameleon in the shadow of the night"-й1972, "The silent corner and the empty stage"-й1973, "In camera"-й1974, "Nadir's big chance"-й1975, "Over"-й1977, "The future now"-й1978, "PH7" (этот 8-й по счету сольник Хэммилла сознательно обозначен химической формулой рН7, где число 7 -максимальное число, то есть рН8 не бывает в природе)-й1979 (все - CHARISMA Records), "A black box"-й1980, "The sitting targets "-й1981, "Enter K"-й1982, "Patience"-й1983 (все - PHONOGRAM Records), "Skin"-й1986, "And close as this"-й1986, "Spur of the moment "-й1988, "In a foreign town"-й1988, "Out of water"-й1990 (все - ENIGMA Records), "The fall of the house of Usher" (2LP-1CD)-й1991, "Fireships"-й1992, "The noise"-й1993, "Roaring forties "-й1994 (все - самопродюсерство; распространение различными фирмами).

The Long Hello (Guy Evans и другие участники Van Der Graaf - без Peter Hammill): "The Long Hello"-й1974, "Long Hello vol. 2"-й1981 (сами + BUTT Records).

 

Home

 

Hosted by uCoz