MARILLION
Marillion. "Мариллион". Страна: Великобритания.
Состав исходный: Steve Rothery (guitars). Mark Kelly (keyboards). Fish (настоящее имя Derek William Dick, vocals), Pete Trewavas (bass), Mick Pointer (drums).
1984 год: от Steve Hackett (ex-Genesis) переходит ударник tan Mosley вместо Пойнтера.
1989 год: вместо начавшего соло-карьеру Фиша приходит певец Steve Hogarth.
Других изменений не было.
Единственно подлинная звезда классического арт-рока из числа образовавшихся в 80-е: Новые Герои. Сначала назывались Silmarillion в честь одного из Толкиновских
романов, в 1982 первое демо "Market square heroes" ("Герои рыночной площади") выходит под сокращенным названием Marillion, в смысловом отношении не значащем ничего, тогда как в музыкальном - взрыв сверхновой. Центральная фигура большей части творчества Marillion времен Фиша - это шут, клоун, под маской которого скрывается очень ранимая философского склада душа, жаждущая мира и любви между представителями рода человеческого, и потому обреченная на вечный поиск логики в контрастных и непредсказуемых поступках людей - от крестьянина до политика. Вечная драма планеты Земля отражается в музыке этой группы особенно отчетливо. Грустью и пессимизмом пронизаны почти все произведения. Многие песни с печальным концом:
"Забытые сыновья", о погибших в войнах (на сцене Фиш исполнял ее в каске и с "автоматом" в руках), "Fugazi", где поется "This world is totally fugazi" - "Этот мир просто огромная бомба", "Белые русские" об ужасном положении людей, вынужденных когда-то покинуть свою родину и смертельно тоскующих о своем "облачном крае". К не менее значительной лирике нового вокалиста Стива Хогарта мы вернемся позднее.
Теперь обратимся к музыке группы. Нельзя не заметить, что самые ранние пьесы Marillion созданы под чрезмерно сильным впечатлением от ранних Genesis. И это касается отнюдь не вокала Фиша, который удивительно своеобразен и неповторим в разнообразных чудесах-оттенках, а если тембр его голоса сильно напоминает Габриэлевский, то это только к лучшему. Чаще всего критикуют именно тех, кто подражает уникальному. А когда целые полки "тяжелой артиллерии" одинаково поют, к примеру, а-ля Металликовский Hatfield (сравните его с вокалистами Testament, Xentrix, позднего Paradise Lost), не говоря уже о сонме американских модных "металлических" ансамблях с инкубаторскими бесполо-бесцветными голосами, - молчат. Как вообще мог получить высший балл (9.5 из 10!) последний альбом тех же Paradise Lost в "Metal Hammer"? И первое место! Вы слышали эту жалкую вокально-музыкальную пародию на трэшевых заводил? Увы, все давно уже привыкли, что в хиты
попадают бездарные подражатели, а настоящие Последователи и исследователи классического наследия чаще всего прозябают на маленьких фирмах-энтузиастах (Magellan, Shadowland, Pendragon, IQ, Elephant and Castle, Asgard - это только часть из современных. Ранние, как Вы помните, ютились на CHARISMA, которая в итоге и обанкротилась). Редчайший случай, но к Marillion это, к счастью, отношения не имеет.
Итак, поначалу Gеnеsisовский дух так и витал над молодыми читателями земляка-сказочника Толкина. Чего стоит одна 18-минутная Grendel, целиком и полностью скопированная с "Supper's ready" альбома "Фокстрот"! Ее, а также многие другие совершенно незнакомые Вам песни группы можете услышать на альбоме 1988 года:
этот сборник неизданных вещей - единственный в мире экземпляр, который звучит как специально задуманное программно-концептуальное произведение длиной в 60 минут, ни в чем не уступающее окружающим его "номерным" альбомам.
Но уже на первом "полнометражном" диске никаких намеков на заимствование. Разве что, на стилистическое. Так это же прекрасно: продолжать и развивать дело гениальной группы, которая к этому времени сошла с ума (см. Genesis). А если уж размышлять на тему заимствования стилистического, тогда виновен весь арт-рок в целом! И с ним вместе вся остальная музыка мира, которая обязательно имеет какие-то корни. И не докопаться нам до этих корней-первокирпичиков никогда в жизни, тем более, что мы не знаем, откуда дана нам сама эта жизнь. Наше дело - выбор. Знаем, что плохо, когда тебе делают больно: догадываемся, что плохо будет, если мы сделаем то же самое. Научились различать Добро и Зло, но заблудились меж этих двух деревьев. Такая картина всюду, и в музыке: выбор. Хотя здесь разговор уже идет не о добре и зле, но только о вкусе, который, впрочем, формирует личность, ну и так далее...
Жемчужинами арт-рока и всей рок-музыки Земли стали оба первых альбома Marillion. И если на первом еще присутствует какая-то ностальгия именно по Genesis, то со второй программы слушателю предлагается исключительно оригинальный классический арт с длинными, глубокими и развернутыми композициями, хрустальной игрой всех инструментов и драматическим вокалом. Третий альбом "Украденное детство" стал первым концептуально-монолитным (без пауз). Постоянно высокие места в хит-парадах мира и премия "Грэмми" за проект 1985 года как раз и являются тем редким для серьезной рок-группы фактом, о котором говорилось выше. Для этого периода группы характерна выраженная антивоенная направленность лирики.
Очередным, уже традиционным для Marillion, шедевром стал альбом 1987 года, возвративший поклонников к структурам первых двух альбомов. Но присутствие на этом и предыдущем дисках по одной "водяной" вещи не позволило группе на 100 процентов повторить творческий триумф дебюта. В 1988 году вышел, как уже упоминалось, отличный сборник неизданных песен. По сути, невольно, но он стал как бы логическим продолжением предыдущего диска. И столь же невольно музыканты в нем показали, как изменялось качество отбракованных ими для программ вещей с годами. Бесподобные алмазы типа*"Тhгее boats down from the Candy", "Cinderella searching" и другие из первой половины 80-х (хорошо, что подобных вещей на пластинке больше 60 процентов) говорят о том, что музыканты просто не знали, куда девать огромное количество материала того же качества, что и вошедшего в альбомы. А к концу звучат вещи 1985-1987 годов, их много меньше, и чувствуется, что эти отбракованы справедливо, а значиг, кризис приближается к Marillion.
После концертного двойного альбома "The thieving magpie", где присутствуег великолепная одноименная вещь в 23 минуты (увы, больше нигде "Сорока-воровка" не появилась), Фиш покидает группу, а на его место приходит неизвестный певец-любитель Стив Хогарт. Ему бы имидж грустного шута подошел еще больше, чем Фишу. Тот, бывало, выходил за эти рамки и пел весьма весело и дерзко, Хогарт же чаще напоминает лебедя, поющего лебединую песню.
Исчезли и голосовые аналогии с Genesis, но на очередном (1989) альбоме группа с новым певцом пыталасьпойти старой музыкальной дорогой. Дорога же эта была музыкантами истоптана вдоль и поперек. Высосав из старого плода последние соки, ребята добились просто хорошего, но не более того, альбома. Еще более высокие места в чартсах, очевидно, сбили музыкантов с толку, раз они не заметили очевидного творческого тупика. На следующем диске для вдохновения осталась лишь кожура от былого сочного фрукта. Слегка "прихардованный" помп-поп-рок при почти полном отсутствии аранжировок, просто "скелет" старого саунда и снова высокие места в парадах поставили группу перед выбором: вслед за своими учителями Genesis пойти легкой и давно другими проторенной дорогой удовлетворения стадионов, или...
Или! Два с половиной года упорной работы, исканий, массы вложенных в 75-минутную запись денег - все с лихвой оправдало себя, и в творческом, и в кассовом отношении (феномен Marillion в действии). Тираж лучшего за всю историю группы проекта был распродан моментально, и пришлось допечатывать. Художественная ценность программы вплотную приблизилась к легендарному "Закланию агнца..." Genesis. Непрерывно развивающийся - без пауз - арт-рок "старой закваски", но в новом для Marillion качестве, повествует о девочке-беглянке, которую нашли под мостом через Темзу. Этот диск стад одним из наиболее социальных в истории рок-музыки. Пусть реальный "газетный" факт о сбежавшей из неблагополучной семьи девчонке Хогарт дополнил приключениями, мыслями, переживаниями и так далее. Все эти дополнения, увы, также взяты из реальной жизни.
И никто уже не ожидал от Marillion такого музыкального полета. Вроде та же группа, мгновенно узнаваемая, но... Верный курс на отказ от стереотипов прошлого звучания привел к неожиданным новым достижениям. Музыка стала взрослее, на порядок сложнее и глубже. Теперь не только за счет виртуозной игры и выразительности композиций (что сохранилось в полной мере), но и за счет впервые примененных элементов психоделии, едва заметных обертонов, призвуков. Чтобы понять эту программу и проникнуться ее атмосферой, необходимо многократное прослушивание. Некоторые торопливые фаны группы ее так до конца и не прочувствовали...
Просто великолепен вокал, равно как и поэзия Хогарта, что бы ни говорили оппоненты и упертые сторонники Фиша (не в обиду ему будь сказано: в свое время он был столь же великолепен, но не сегодня - см. Fish). Сегодня Marillion представляют собой оригинальную и неподражаемую жемчужину арт-рока, не в пример многим, не только не скатившуюся в попсу, но и нашедшую в себе силы стать еще лучше.
Очередной (1995) диск также великолепен и следует вновь выработанным курсом. В целом (кроме второй вещи - еще одна новинка) грустный и меланхолический, он опять содержит в себе "спрятанные" изюминки. Жаль только, что он не концептуальный, и песни в нем раздельные. Впрочем, наверное, нельзя выпускать только концептуальные программы - не с чем будет сравнивать...
Дискография: "Script for a jester's tear"-©1983, "Fugazi"-©1984, "Misplaced childhood"-©1985, "Clutching at straws"-©1987, "Besides themselves"-©1988, "Seasons end"-©1989, "Holidays in Eden"-©1991, "Brave" (2LP=1CD)-©1994, "Afraid of sunlight"-©1995 (все - EMI Records).
Mick Pointer's Arena: "Songs from the lion's cage"-©1995, "Pride"-©1996