GENTLE GIANT
Gentle Giant. "Нежный Гигант". Страна: Великобритания. Состав исходный: Ray Shulman (bass, cello), Derek Shulman (vocals, wind), Phil Shulman (wind), Kerry Minnear (keyboards, cello), Gary Green (guitars), Martin Smith (drums).
1971 год: вместо ударника Смита - Malcolm Mortimore. На 4-м альбоме (1973): за барабанами - John Weathers. На 5-м альбоме: покидает рок-сцену Фил Шульман. Музыкантов остается пятеро.
1976 год: скрипки и духовые больше не используются.
Снова группа из высшей лиги арт-рока. По своему творческому наследию столь же значительна, как ELP, Camel, King Crimson и другие. Основные достижения приходятся на первую половину 70-х. Группа имела очень оригинальный, не имеющий до сих пор аналогов, почерк, и в начале карьеры по праву входила в десятку наиболее прогрессивных коллективов мира. Основные стилистические особенности: с первого же альбома сложная, виртуозная, неординарная музыка классического арт-нанравления с очень "рваными" структурами, частой сменой ритма и мелодических рисунков. Во всех ранних альбомах - обязательное присутствие флейты, саксофона, скрипки, часто солирующих в специальный диссонанс с основной темой. Вокал нестандартный, часто не подчиняющийся даже -законам apт-рока. много хоровых
вставок из кельтского фольклора, отдаленно схожих с Jethro Tull.
Шедеврами жанра стали альбомы 1970, 1971, 1973 (II) и 1974 годов. Первый из них поражает необычным подходом к исполнению материала, очень высоким профессионализмом и богатыми аранжировками. Вещи у Gentle Giant непривычно короткие для арт-рока того времени, но в каждую из них музыканты ухитрялись запихнуть невероятное количество материала, не оставляя никакого времени для повторений. Во втором альбоме заметно увеличение звучания медной секции, редко столь удачно используемой в этом стиле.
На диске "Три друга" усилилось влияние клавишника Керри Миннира, которое достигло своего апогея на альбоме "Осьминог". В отличие от других программ труппы, где больше сочиняли Рэй и Дерек Шульманы, в них почти везде первым автором идет органист: они более мягкого, ровного и клавишно-ориентированного звучания.
Трудно вообще из всего творчества Gentle Giant выделить лучший диск. Для каждого меломана в отдельности таковым может оказаться любой до 1975 года. К примеру, "В доме из стекла", начиная с которого руль снова оказался в руках у братьев Шульманов, оригинален впервые созданным сочетанием звуковых эффектов и мелодии, а диск "Власть и слава" (1974) более других приближен к классическому арт-роковому саунду. Композиции в нем как на подбор аранжированы в духе сонатной классики,- возможно, именно поэтому его тираж разошелся самым большим количеством, особенно в США.
Диск 1975 года похож на предыдущий, но аранжировки стали попроще. Уже в 1976 году стиль группы можно рассматривать как очень "вкусный" хард-н-арт, так как Гэри Грину, всегда тяготевшему к утяжеленному саунду, наконец удалось сказать свое авторское слово, воспользовавшись кризисным замешательством братьев и Миннира. Затем, однако, последовали два альбома один хуже другого. Диск "Гигант на один день" вообще представляет собой какую-то неподдающуюся определению бесцветную чепуху, хотя, возможно, они пытались играть
глэм?
Последний альбом группы был сработан куда более солидно. Помп-рок с выраженным гитарным напором, удачно обыгрываемом клавишными, был прост и доступен. Чуть позднее именно этим путем, но мелодически много успешнее, пошли Yes. "Гиганты" же на этой ноте распались, из них только Дерек Шульман впоследствии как-то был связан с рок-музыкой: он продюсировал различные хард- и помп-роковые проекты.
Дискография: "Gentle Giant"-©1970, "Acquiring the taste"-©1971, "Three friends"-®1972, "Octopus"-©1973, "In a glass house"-©1973, "The power and the glory"-©1974, "Freehand" -©1975, "Interview"-©1976, "The missing piece"-©1977, "Giant for a day "-©1978, "Civilian"-©1980 (до 1975 года - PHONOGRAM Records, затем - CHRYSALIS Records).