Proto Punk
Под "крышей" прото-панка (proto-punk) объединяют различные
рок-феномены (...-1975), предшествовавшие (и способствовавшие) становлению
собственно панка (1975-76). Основная масса таких феноменов лежит в сфере
любительского исполнительства и не несет какой-либо идеологической подоплеки:
представители слушательских масс желали играть и сочинять музыку, подобно их
кумирам, но не всегда получалось также успешно, да и технической оснащенности не
хватало. Первой волной прото-панка, возникшей как раз из любительского
музицирования, можно считать британский скиффл 50-х: молодые люди, вдохновленные
американским рок-н-роллом, пытались "изобразить" нечто подобное, используя любые
подручные средства (стиральные доски, тазы, кастрюли, в лучшем случае губные
гармошки и гитары). В свою очередь, в Америке 60-х, находившейся под
впечатлением "британского нашествия", начала формироваться целая армия
безымянных "гаражных" рокеров-любителей, для которых музицирование стало самой
приемлемой формой проведения досуга. Становиться профессионалами они не
собирались, репетировали в буквальном смысле в гаражах и подвалах, на плохоньких
инструментах, выступали в лучшем случае в барах. Их идеалом стал рок-н-ролл,
ритм-энд-блюз и рокабилли; звучание же не отличалось большим разнообразием, а
было, скорее, весьма примитивным, зато весьма искренним. Единственная известная
группа, выросшая из "гаражного" рока - MC5.
Новая волна прото-панка, уже более артизированная, и, разумеется, совершенно
персонифицированная, взошла американском андерграунде 60-70-х, в богемной среде
артистов, художников и поэтов, не старавшихся влиться в рок-мейнстрим, а
напротив, шагавших "поперек" него, порой весьма экстремистскими путями (не
обошлось, тут, конечно, и без стимуляции творческой активности с помощью
различных допингов…). Это была своеобразная реакция на начавшийся в роке процесс
"академизации" и "стадионизации". Одними из первых прото-панков считают The
Velvet Underground, создававших грязноватый, с обилием дисторшна и фуза гитарный
саунд, и, к тому же, прославившихся своими "антихиппистскими" настроениями.
Лаконичный интонационно-композиционный комплекс Velvet Underground, сложившийся
под влиянием такой разновидности академического авангарда, как минимализм (с
представителями которого "вельветовцы" непосредственно сотрудничали), стал
впоследствии образцом для многих панк-рокеров. К числу прото-панков относят
также THE STOOGES и Игги Попа, NEW YORK DOLLS, певицу и поэтессу Патти Смит,
TELEVISION и других исполнителей (существует также мнение, что NEW YORK DOLLS и
TELEVISION вкупе с RAMONES являются уже собственно панками). Помимо различных
авангардистских средств выразительности, прото-панки охотно обращались и к "правильному"
трехаккордовому рок-н-роллу, который продолжал для них оставаться символом живой
энергии, свободы, некоммерческой сути искусства. Выступления прото-панков
нередко превращались в своеобразные перформансы, где смешивались музыка, слово,
живописные и театральные образы. Маниакальный Игги Поп немало шокировал публику,
взрезая себе на концертах торс осколками бутылки и поливая слушателей первых
рядов потоками гемоглобина, а Патти Смит, начинавшая как поэтесса, представала в
образе эдакой отстраненной "готической вороны".
В "профессиональной" британской рок-среде конца 60-х также обнаруживаются
предтечи панка: это THE KINKS, THE TROGGS, ROLLING STONES, Дэвид Боуи и даже…
BEATLES с их "Helter-Skelter"!И все же прото-панк был явлением в большей мере
американским, чем британским. Но не возымел бы он такого резонанса по всему миру,
если бы не деятельность предприимчивого английского импресарио Малколма
Макларена, пожелавшего "завести" нечто подобное NEW YORK DOLLS (менеджером
которых он некоторое время являлся) у себя на родине. Но это уже история
собственно панка...
Здесь же следует отметить только, что творчество прото-панков вновь было
вынесено "на щит" музыкантами "новой волны" и "альтернативы", которые видели в
нем идеал независимости и свободы. Так родился новый интерес к творчеству Игги
Попа, Патти Смит и других артистов, создавших на рубеже 70-80-х весьма сильные
работы. Саунд прото-панка был "идеализирован" и брит-попом в 90-е, стремившимся
воспроизвести его новейшими (в том числе и цифровыми) способами.
Ключевые артисты и альбомы:
THE VELVET UNDREGROUND "The Velvet Underground & Nico" (1967)
THE STOOGES "The Stooges" (1969)
MC5 "Back In The U.S.A." (1970)
NEW YORK DOLLS "New York Dolls" (1973)
Patti Smith "Horses" (1975)
(По материалам