Post Punk
Пост-панк (post-punk) Ц одна из разновидностей лновой волны╗
(иногда эти термины употребляют как синонимы, что не совсем верно), наследующая
панк-року второй половины 70-х. В отличие от лновой волны╗, пост-панк является
понятием в большей мере стилевым, а не социокультурным, хотя здесь мы тоже имеем
дело не с единым стилем, а с целым их конгломератом. Пост-панк появился в
1977-78 годах, когда британская панк-листерия╗ стала потихоньку успокаиваться,
коммерциализироваться. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам нравился
независимый дух и сырое звучание панка, однако они стремились выразить свое
отношение к окружающему миру с помощью новых средств выразительности, новых
технологий, тембров. К тому же, публика уже устала от агрессивности,
нигилистичности, цинизма, лгрязи╗, которые выливал на нее панк. Поэтому в
какой-то мере пост-панк стал не только продолжением, но и реакцией на творчество
своих предшественников. Он вернул в музыку ноту романтичности, рефлексивности,
иногда даже печали, депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних,
личностных. Помимо панка, на становление пост-панка также ощутимо повлиял
танцевальный жанр диско, электронный эмбиент, а также множество других
источников Ц от арт-рока до американского академического минимализма.
Представители собственно пост-панка в Британии (THE CURE, ECHO & THE BUNNYMEN,
BAUHAUS, JOY DIVISION, JAPAN и др.) играли музыку мрачноватую, холодную, нервную.
Их очень интересовала область пограничных душевных состояний, образы истерии,
кошмара, депрессии, мистики, лгрустной веселости╗. Да и сами пост-панкеры были
людьми нередко маргинальными Ц как, например, лидер JOY DIVISION Ян Кёртис (Ian
Curtis), страдавший от эпилепсии и, в конце концов, решивший проблему
взаимоотношений с внешним миром путем собственного из него устранения. лРыдающие╗
THE CURE создавали необычный внешний образ (обильный грим, лвздыбленные╗
прически), выдававший в них лочеловеченных╗ персонажей комедии del arte. Близким
по духу стало творчество австралийской THE BIRTHDAY PARTY, и, позднее, ее
солиста Ника Кейва (Nick Cave). Саунд пост-панка отличался лаконичностью,
взвешенностью, остротой. Наряду с традиционными для рока электрогитарами, (со
значительной долей различных лискажателей╗, шумов, лконкретных╗ звуков),
пост-панк обильно пользовался синтезаторами. THE CURE применяли синтезаторы для
создания вязкого, тягучего фона, BAUHAUS с их помощью лрасставляли╗ резкие
акценты. Были и музыканты, решившие полностью заменить гитары синтезаторами,
продолжая при этом играть на них панк-рок Ц так родился экспериментаторский
синтез-поп (Gary Numan, HUMAN LEAGUE, BRONSKI BEAT, CABARET VOLTAIRE, Билли
Айдол и др.). В начале 80-х из этих направлений выросло движение лнового
романтизма╗ с его изысканной меланхоличностью, духом саморефлексии, все
повышающимся акцентом на танцевальности и имидже (ADAM AND THE ANTS, VISAGE,
DEPECHE MODE, DURAN DURAN, NEW ORDER, EURYTHMICS, SPANDAU BALLET и др.). Кроме
того, британские пост-панки типа THE CURE стали лотцами╗ такого сложившегося к
середине 80-х направления, как лготика╗.
Настроение музыки американских пост-панкеров рубежа 70-80-х во многом также
вдохновлялось карнавальной эстетикой лстарого доброго╗ глэма, но сам настрой их
музыки был более позитивным, энергичным, ироничным. Музыкальный стиль отличался
эклектичностью: он сочетал отдельные черты рок-н-ролла, биг-бита, гаражного рока
60-х, рокабилли, кантри, диско, и все это Ц на основе танцевального бита (THE
B-52Тs, BLONDIE, THE CARS, DEVO, PRETENDERS и др.). С позиций развлекательности
американцы также делали ставку на имидж, внешние данные, элементы шоу: девушки
из THE B-52Тs выступали в пышных платьях и разноцветных париках, музыканты
TALKING HEADS выходили на сцену в костюмах из пестрых экзотических тканей, а
чувственная блондинка Дебора Харри (Deborah Harry) из BLONDIE была столь
прекрасна, что удостоилась звания одного из секс-символов поколения.
В ряду штатовских команд того времени особенно выделялись TALKING HEADS, которые
собрались еще в 1976 году под руководством вокалиста и гитариста Дэвида Бирна
(David Byrne), и одними из первых обратились к использованию элементов этники (прежде
всего заимствованных из афроамериканской культуры: мультиритмика, пентатоника,
полуречитативная мелодика, вопросо-ответные структуры, использование
экзотической перкуссии и др.). Впрочем, слиянием элементов поп-рока, глэма и
этностилей увлекались и американцы, и британцы Ц ямайское регги полюбилось
CULTURE CLUB и THE POLICE, карибское ска Ц THE SPECIALS и MADNESS. Музыканты
пост-панка охотно обращались и к поп-музыке прошлых лет, в частности, к стилю
THE BEATLES Ц это течение получило название пауэр-поп (THE KNACK).
В числе разновидностей пост-панка следует назвать и те направления, которые
возникли как его непосредственное развитие (в том числе и на грани хэви-метал).
Они продолжали нести еще не исчерпавший себя запал агрессии, конфронтации,
социального переустройства. Таковы были американский хардкор, британское
движение ой!, позже Ц кроссовер, грайндкор и др. На основе этих и некоторых
других направлений в середине 80-х сформировалась так называемая лальтернатива╗,
сконцентрировавшая в себе непримиримый дух лклассического╗ панка и лтяжелого
металла╗. Однако и идеи лклассического╗ пост-панка Ц так, как они выразились в
творчестве THE CURE, BAUHAUS, JOY DIVISION и др. Ц до сих пор продолжают
вдохновлять молодых музыкантов, вызывая к жизни множество подражаний.
(По материалам