Folk Rock

У каждого народа музыка отличается своеобразными национальными чертами. Народная (folk) музыка, совершенствуемая творческими усилиями многих поколений людей, достигает порой высокой степени художественной зрелости. Богатствами народной музыки пропитано не только творчество великих композиторов-классиков, но ее элементы в той или иной степени присутствуют в любых жанрах эстрады или профессиональной музыкальной деятельности.
Наиболее популяризирована англоязычная фолк-музыка. Это объясняется в первую очередь международным статусом этого языка, мощнейшими потребительским и производительным музыкальными рынками США и Великобритании и, конечно, благодаря особым музыкальным традициям этих стран, где народные песни поются не только в кругу семьи на свадьбу или в день рождения, но и на протяжении веков с успехом исполняются перед широкой аудиторией, а сам язык настолько плавный и лиричный, что ложится на ноты как логичная составляющая песенного творчества.
Особую популярность американский фолк приобретает в 60-е годы, когда приобрели широкую известность такие исполнители как Боб Дилан (Bob Dylan), Джоан Баез (Joan Baez) , Джуди Коллинз (Judy Collins). Фолк-музыка у них была, прежде всего, фоном, на который ложилась поэзия, отражающая политическое, экономическое и межличностное мировоззрение автора. При этом минимум музыкальных инструментов, 90% звука Ц это акустическая гитара и вокал. Ничего удивительного нет в том, что такое творчество интересно, прежде всего, англоязычной аудитории. Однако к середине, а, особенно к концу 60-х такую музыку уже мало кто исполнял.
В начале 70-х на широкого слушателя произвели впечатление, пожалуй лишь Джони Митчелл (Joni Mitchell) и Леонард Коэн (Leonard Cohen). Наслушавшись Beatles, Rolling Stones, Джона Майалла (John Mayall), а позже работающих уже в более прогрессивных жанрах Creedence Clearwater Revival, Doors, Jimi Hendrix Experience, Procol Harum, Moody Blues, Pink Floyd публика к концу 60-х требовала нового подхода и к фолку. И если кумир американцев Боб Дилан мог позволить себе выпустить практически полностью акустический альбом и в 80-90х годах (хотя с электрическим звуком он начал работать еще с середины 60-х с группами Hawks и Band), то остальным пришлось перестраиваться и видоизменяться.
Кантри-фолк c 1968 года стали исполнять Byrds, а с 1969 Crosby, Still, Nash (&Young). В жанре психоделического фолка в США некоторое время успешно работали на стыке 60-70-х Тим Бакли (Tim Buckley) и Hot Tuna. Последние, начиная как акустический дуэт (Jorma Kaukonen & Jack Casady - оба из Jefferson Airplane), продемонстрировали свое гитарное мастерство на двух первых безвокальных пластинках и не найдя массового слушателя, все десятилетие отыграли в свойственной им манере а-ля Jefferson Airplane с поправкой на 70-е. Ничего удивительного, что самая заметная их работа лBurgers╗ 1972 г. с виртуозом-скрипачем Papa John Creach ничего общего с фолком уже не имела.
Иная участь ждала Тима Бакли. Обладая уникальными вокальными данными, его музыка часто была слишком сложна для американского слушателя (особенно это заметно по альбому 1970 г. лLorca╗). Его талант оценили бы гораздо выше за океаном, но в Англии и без того хватало кумиров. Безусловно, лучшие свои пластинки Тим Бакли записал в конце 60-х, когда серьезных проблем с наркотиками еще не было заметно. Такие альбомы, как лGoodbye And Hello╗ (1967) и лHappy Sad╗ (1969), вряд ли кого оставят равнодушным. Голос певца держит в напряжении до самого последнего аккорда. Необходимо отдать должное и музыкантам: они не только изумительно сыграны, но своим инструментальным искусством как бы заставляют обратить еще большее внимание на главное действующее лицо каждой песни - вокал.
Выпустив с 1968 по 1972 год пять акустических альбомов, из которых несомненно выделяется лLadies Of The Canyon╗ (1970) со знаменитой лWoodstock╗, Джони Митчелл уже в 1974-1975 гг. аккомпанировали профессиональные рок-музыканты, а с 1976 в ее альбомах все чаще стали появляться джазовые интонации. Ничего удивительного в этом нет, ведь она сотрудничала с такими виртуозами джаз-рока, как Жако Пасториус (Jaco Pastorius), Вэйн Шортер (Wayne Shorter), Стэнли Кларк (Stanley Clarke) и Джон Маклафлин (John McLaughlin). Однако в историю музыки она вошла прежде всего как поэт-песенник, творчество которой по достоинству отмечено не только благодарной аудиторией, но и коллегами по искусству, рок- и поп-музыкантами. Хотя ее песни чаще популярнее в чужом исполнении, в соответствующей яркой обработке. Справедливости ради стоит отметить, что Боб Дилан лcтрадал╗ от этого еще больше. В 60-70-х чуть ли не каждая пятая рок- или поп-группа обязательно включала в свой репертуар его песни, особенно на своих первых альбомах. Так легче налаживался контакт: аудитория - старые известные песни - новый исполнитель - новое творчество исполнителя.
Родиной еще одного знаменитого фолк-исполнителя Леонарда Коэна (Leonard Cohen), как и Джони Митчелл является Канада. Успешная же творческая карьера у них началась в США. Удивительно, но Леонард Коэн - единственный представитель американского фолка, чья популярность в Великобритании и Европе была заметно выше, чем на родине. Однако для неанглоязычного слушателя творчество его достаточно утомительно. Монотонный, низкий, хриповатый вокал - конечно, проникновенен и душевен. Но благодаря тому, что почти все его песни сыграны практически под одну акустическую гитару, большинство его альбомов воспринимаются как одна много раз записанная песня. Приятное исключение составляют альбом 1977 года лDeath Of A Ladies Man╗, записанный с симфоническим оркестром и поп-роковый лI'm Your Man╗ 1988 года, где с голосом певца приятно контрастирует высокий женский вокал.
В отличие от американского расцвет английского фолка наступил лет на 5 позже: конец 60-х -начало 70-х гг. Да и сам подход к музыке был абсолютно другим. В акустической манере чистого фолка работали буквально единицы: Джон Мартин (John Martyn), Forest, Clannad (первые четыре альбома). Очень незначительно использовали электрический звук Magna Carta. Но самый большой успех пришелся на Incredible String Band (правда, это уже скорее психоделический фолк). После нескольких очень своеобразных пластинок в конце 60-х, их творчество постепенно стало походить на самопародию. Да и обилие выпущенного материала (с 1966 по 1971 гг. - 11 пластинок!) на пользу им явно не пошло. В результате, оставив истории несколько очень неплохих работ, таких как лThe Hangman's Beautiful Daughter╗ (1968) и лI Looked Up╗ (1971) группа в 1974 году распалась, а лидеры Майк Херон (Mike Heron) и Робин Вильямсон (Robin Williamson) перешли на сольные проекты, мягко говоря, не очень удачные.
Самая же лтитулованная╗ фолк-рок группа Великобритании Ц это без сомнения Fairport Convention. Сформированная в 1967 году, группа первыми альбомами достаточно быстро завоевала широкую популярность удачным сочетанием мастерских аранжировок народных мелодий с проникновенным вокалом Санди Денни (Sandy Denny). К сожалению, в 1969 после одной из самых удачных работ лLiege And Lief╗ из-за творческих разногласий она и один из отцов-основателей Эшли Хатчингс (Ashley Hutchings) покинули группу. Продолжая выпускать хорошие запоминающиеся пластинки, Fairport Convention, тем не менее, никогда не отличались постоянством состава: музыканты уходили и приходили вновь, творчество от этого, конечно, вряд ли выигрывало, но авторитет их до сих пор достаточно высок.
В 1970 году Хатчингс образовал новый коллектив, пригласив туда профессиональных фольклорных исполнителей. Группу назвали Steeleye Span и до 1973 года их стиль больше напоминал фолк, чем рок. Но заключив контракт с фирмой Crysalis, ансамбль утяжелил свое звучание, получив мировое признание такими проектами, как лParcel Of Rogues╗ (1973), лNow We Are Six╗ (1974) и лAll Around My Hat╗ (1975). Причем, в проекте 1974 года принял участие Дэвид Боуи (David Bowie), a музыкальным консультантом был Иэн Андерсон (Ian Anderson) - лидер Jethro Tull. В результате этого сотрудничества Андерсон так пропитался лнародными╗ идеями, что пластинки Jethro Tull 1977 и 1978 гг. лSongs From The Wood╗ и лHeavy Horses╗ получились как образец идеального фолк-рока.
В британской рок-музыке вообще очень часто звучат интонации кельтских или ирландских мелодий. Элементы фолка в 60-70-х можно обнаружить у таких стилистически непохожих друг на друга коллективов и музыкантов, как Genesis, Thin Lizzy, Traffic, Strawbs, Рой Харпер (Roy Harper), Supertramp, Gryphon, Audience, Renaissance, Рик Уэйкман (Rick Wakeman) и многих других.
Из других лидеров фолк-рока никак нельзя пройти мимо творчества ирландской группы Clannad. Coзданный в 1972 году родственниками по фамилии Бреннан, коллектив сначала издавался только на родине, но к 1982 году приобрел культовый cтатус, вышел на мировой рынок, заключив контракт с RCA. Все последующие пластинки занимали в хит-парадах Туманного Альбиона достойные места, группа дала лпутевку в жизнь╗ своей солистке, известной ныне всему миру как Enya. Коммерческий успех налицо, но все же работы 70-х годов смотрятся куда более разнообразнее и свежее. Например лClannad 2╗ (1974) или лDulaman╗ (1976). Часть песен исполнялась ими тогда на ирландском языке, что придавало альбомам особую прелесть. Можно упомянуть еще несколько коллективов, оставивших заметный след в фолк-роке 70-х: это, прежде всего, Pentangle и его лидер Джон Ребурн (John Rebourn), в 1969 году издавшие прекрасный альбом лBasket Of Light╗, который занял 5-ое в английском хит-параде; Horslips c их оригинальной фолк-оперой лBook Of Invasion╗ 1976 года; Lindisfarne, чья лFog On The Tyne╗ 1971 года 2 недели возглавляла чарты Великобритании.
В 80-90 гг. как в США, так и в Англии фолк-рок, конечно, не так востребован, как в 60-70-х. Но все равно, время от времени нас радуют своими очередными проектами ветераны: Fairport Convention, Clannad, Steeleye Span, Джони Митчелл, Боб Дилан. Появляется и талантливая молодежь, желающая и умеющая преподнести избалованному современному слушателю свое видение фолка. Например, очень успешно прошли 80-90-е для английских пионеров стиля панк-фолк Pogues. Из их творчества трудно что-то не отметить. Это работы настоящих профессионалов жанра, недаром с ними в разные периоды их творчества сотрудничали такие гранды, как Терри Вудс (Terry Woods), Майкл Брук (Michael Brook), Джо Страммер (Joe Strummer) и Элвис Костелло (Elvis Costello). Миллионными тиражами в 90-х расходятся альбомы канадской певицы Лорины Маккенитт (Loreena McKennitt), которая с середины 80-х работает в стиле кельтского нью-эйджа. Наступает 21-й век, который несомненно порадует нас новыми именами и талантами, в том числе и в жанре народной музыки, являющейся связующим звеном культурного наследия поколений.
(По материалам www.gromko.ru)


Это музыкальное направление оформилось в конце 50-х - начале 60-х годов, когда ритмические приемы, получившие распространение в поп-музыке, стали использовать для аранжировки народных мелодий. Одним из первых известных исполнителей фолк-рока стал американский певец и композитор Боб Дилан. Наивысшая популярность фолк-рока пришлась на середину 60-х, когда на эстраде появились такие авторы и исполнители, как Ричи Хейвенс, Джони Митчелл, Мелани, а так же самые разные группы, использовавшие в своей музыке элементы народной музыки. Известный американский музыковед Алан Ломакс определяет этот стиль так: "Если в "очищенной" от оранжировки рок-композиции слушатель способен хотя бы фрагментарно уловить народные мотивы, значит, мы, безусловно, имеем дело с фолк-роком" - классическим примером может служить песня Пола Саймона и Артура Гарфанкела "El Condor Pasa".
 

Home

 

 
Hosted by uCoz