Art Rock
Арт-рок (art-rock - от англ. art - искусство)Ц сплав
элементов рока, академической музыки (лклассической╗ и современной) и джаза, а
также различных национальных музыкальных культур. Наряду с ларт-роком╗
употребляются такие понятия, как прогрессивный рок, симфо-рок, классик-рок,
барокко-рок, техно-рок и др., однако они представляются более узкими или,
напротив, более расплывчатыми.
Возникновение арт-рока было подготовлено ретро-тенденциями в академической
музыке 20-30-х годов ХХ века, джазовым неоклассицизмом 30-50-х. В конце 60-х
осваивать огромное культурное наследие лмира отцов╗ начали рокеры, еще недавно
всеми силами стремившиеся от него отмежеваться. Арт-рок берет свое начало в
среде лондонского андерграунда второй половины 60-х, в недрах британской
психоделики с ее лзакрытой╗ клубной атмосферой и интересом ко всему
интеллектуальному, философскому, утонченному, экспериментаторскому. Именно из
этой студенческо-артистической среды вышли PINK FLOYD, KING CRIMSON, SOFT
MACHINE и др. лКристаллизация╗ арт-рока была связана с определенным периодом
творческого поиска, в процессе которого немалую роль сыграли отдельные группы и
исполнители, в том числе значимые и для хард-рока (CREAM, JIMI HENDRIX
EXPERIENCE, SAVOY BROWN и др.). Истоки арт-рока можно найти в позднем
(1965-1970) творчестве THE BEATLES Ц они много экспериментировали со звучанием
отдельных акустических инструментов и целых симфонических составов, одними из
первых применили богатые возможности синтезатора, применяли необычные
саунд-эффекты и способы звукозаписи, усложняли ладогармонический язык и форму
композиций, использовали цитаты из лклассики╗. Следует отметить и творчество
американских исполнителей Ц дуэта SIMON & GARFUNKEL, группы VELVET UNDERGROUND и
др. Обработками лстаринных╗ произведений для новых инструментов (синтезатор
Moog) увлеклись композиторы-профессионалы (альбом лSwitched On Bach╗ Уолтера
Карлоса, 1968). В рок-музыку тоже приходят исполнители с профессиональным и
полупрофессиональным музыкальным образованием. Среди арт-рокеров это Эдди
Джобсон, Керри Миннеар, Робби Стейнхардт, Рик Уэйкман, Роберт Фрипп , Кит
Эмерсон и др.
Непосредственной предтечей стиля стала британская группа MOODY BLUES, одной из
первых (наряду с BEATLES) использовавшая возможности симфонического оркестра
(лDays Of Future Passed╗, 1967). В числе первых арт-групп следует назвать PROCOL
HARUM (манифестом арт-рока стал их альбом 1967 года, где в композиции лA Whiter
Shade Of Pale╗ процитирована тема Баха). В то же время некоторые из крупных
представителей арт-рока не сразу определились со стилем Ц так, первый
экспериментаторский альбом PINK FLOYD (лThe Piper At The Gates Of Dawn╗, 1967)
имел электронно-психоделическое лнаклонение╗, дебютный диск JETHRO TULL (лThis
Was╗, 1968) был выдержан в блюзовой стилистике. Как самостоятельное направление
арт-рок оформился к 1968-69 годам в Англии, когда вышли первые альбомы NICE
(лThe Thoughts Of EmerList And DavJack╗), CARAVAN, SOFT MACHINE, YES (одноименные)
и VAN DER GRAAF GENERATOR (лAerosol Gray Machine╗), первый арт-роковый диск
JETHRO TULL (лStand Up╗), а также дебютные работы GENESIS (лFrom Genesis To
Revelation╗), KING CRIMSON (лIn The Court Of The Crimson King╗) и др.
В 1970 увидели свет первые (одноименные) альбомы английских групп GENTLE GIANT,
ELP, SUPERTRAMP, BARCLAY JAMES HARVEST, голландской FOCUS (лIn And Out Of
Focus╗) и др. Среди более поздних представителей арт-рока можно назвать также
британские группы ELO, ROXY MUSIC, CAMEL, BE-BOP DELUXE, ALAN PARSONS PROJECT,
UK, SKY, ASIA, MARILLION, а также англо-французскую GONG и немецкую ELOY,
американские PAVLOV'S DOG, KANSAS и др.
Самостоятельность обретают направления, группирующиеся по
территориально-идейному принципу (лкентерберийский рок╗, немецкий лкраут-рок╗);
как магринальное ответвление арт-рока формируется движение Rock In Opposition
(RIO), находящееся на самом стыке арта, джаза и авангарда (британская HENRY COW,
а также многие неанглоязычные группы). Все эти коллективы предлагали свои, порой
друг на друга совершенно не похожие вариации на тему арт-рока.
Тем не менее, творческое кредо арт-рока можно определить как обращение к лвнероковым╗
пластам мировой музыкальной культуры. Ассимиляция и адаптация элементов этой
культуры шла сразу в нескольких направлениях. Во-первых, широко использовались
оркестрово-акустические инструменты и имитирующие их синтезированные тембры (струнные,
духовые, орган, старинные инструменты типа лютни и др.), а саунд в целом тяготел
к лклассичности╗, уравновешенности, прозрачности (для арта не характерен
ритмический драйв и лтяжелый╗ саунд). Во-вторых, обращение к лклассике╗
выливалось в использование цитат, фрагментов лчужих╗ произведений, а иногда и в
полную переработку лстаринных╗ сочинений на новый лад (типичный пример Ц
лPictures At Exhibition╗ ELP). В-третьих, арт-рокеры в своей собственной музыке
применяли выработанные академической традицией приемы изложения и развития
музыкального материала (полифонические, элементы сонатной разработки и др.), а
также лклассические╗ формы и жанры (среди них Ц фуга, сюита, соната,
симфоническая поэма, опера) Ц стоит назвать, например, лThe Six Wives Of Henry
The VIII╗ Рика Уэйкмана. В-четвертых, арт-музыканты иногда стремились полностью
воссоздать стилистику и образно-духовный строй музыки различных эпох и культур (средневековья,
Ренессанса, барокко, классицизма XVIII века, романтизма, современного
академического авангарда, фольклора различных традиций) Ц здесь можно вспомнить
лбарочных╗ PROCOL HARUM, лренессансных╗ GENTLE GIANT, фолк-ориентированных
JETHRO TULL.
На рубеже 60-70-х складывается жанр лконцептуального альбома╗, своеобразной лбольшой
формы╗ в роке, объединяющей музыкальный и поэтический материал в единое целое с
помощью лейтмотивов, реприз, сквозного драматургического развития, сюжетики и др.
(пионерами здесь тоже стали THE BEATLES с их альбомом лSgt. PepperТs Lonely
Hearts Club Band╗, 1967).
Первая половина 70-х гг. стала временем расцвета стиля, его лклассическим╗
периодом. Однако в конце 70-х Ц начале 80-х арт-роковое движение пошло на убыль.
Несмотря на высокие художественные достоинства, арт-рок оставался музыкой
достаточно элитарной; он не был связан с какой-либо социальной платформой, не
был лрупором╗ бунтующих поколений, как рок-н-ролл и панк-рок, не был столь
демократичен, как хард-рок и блюз... Отход от лкорней╗ рока Ц в области
музыкального языка и вообще характерной для рок-н-ролла (в широком смысле слова)
высокой лэнергетичности╗ Ц не мог не сказаться на массовом слушательском
интересе. Не выдержав напора панка и диско, арт-рок, как и многие другие
направления 70-х, уступил место новым направлениям.
Последней крупной работой в арт-роке 70-х гг. можно считать двойной альбом лThe
Wall╗ (1979) группы PINK FLOYD, последним крупным арт-коллективом, появившимся
во второй половине 70-х Ц британскую группу UK, просуществовавшую всего лишь
около двух лет. Многие арт-группы либо распались, либо изменили свой стиль в
соответствии с новыми веяниями. Первой, уже в 1974 году, объявила о прекращении
творческой деятельности KING CRIMSON; в 1976, стремясь привлечь внимание
массовой аудитории, изменили свое звучание GENTLE GIANT; в стилистике группы
GENESIS (во многом в связи с изменением состава) также наметилась отчетливая
тенденция к лдемократизации╗. Появляется так называемая лкоммерческая╗
разновидность арт-рока (ELO, SUPERTRAMP, ASIA и др.), в которой лкоренные╗
признаки арт-рока (обращение к лклассике╗, использование симфонических составов,
синтезаторов и акустических инструментов, элементов крупных форм и др.) как бы
выхолащиваются, обретают функцию лдекорирующих╗.
В начале 80-х арт-рок испытывал настоящий кризис. Из лпервопроходцев╗ лишь PINK
FLOYD продолжали придерживаться прежней стилистики, однако и их творческий путь
после выхода альбома лThe Final Cut╗ (1983) временно прервался. Стиль одной из
немногих новых арт-групп, появившихся в 80-е, Ц MARILLION Ц был слишком очевидно
(вплоть до заимствований) связан со стилем GENESIS. В таких альбомах крупнейших
арт-групп лстаршего поколения╗, как лDrama╗ группы YES (1980), лA╗ JETHRO TULL
(1980), лDiscipline╗ возродившихся KING CRIMSON (1981) отчетливо прослеживалась
тенденция к лужесточению╗ звучания, четкой метричности (нередко даже
танцевальности), обращению к простым песенным формам, использованию электронных
тембров и упрощению музыкального языка. Вместе с тем, идеи арта продолжали
развиваться в рамках движения Rock In Opposition (UNIVERS ZERO, сольное
творчество участников HENRY COW и др.) и его ответвления zeuhl (французская
MAGMA), вплотную смыкающихся с авангардом. Остался верен принципам арт-рока (вплоть
до настоящего времени) и Питер Хэммилл, бывший лидер группы VAN DER GRAAF
GENERATOR, ныне работающий сольно.
На рубеже 80-90-х группы YES, JETHRO TULL (чуть ранее Ц ELP) и некоторые другие
группы приняли решение вернуться к более традиционному арт-звучанию (на новом,
разумеется, витке); KING CRIMSON же продолжили эксперименты в новом направлении
(лтретий созыв╗ 1994 года).
Сегодня в сфере арт-рока успешно работают не только гранды, но и новые проекты (ANEKDOTEN,
ARS NOVA, ECHOLYN, THE FLOWER KINGS, GLASS HAMMER, SPOKE'S BEARD и др.). Влияние
арт-рока обнаруживается в стилистике самых разных направлениий, от пост-панка до
индастриала, от металла до лготики╗, в сольном творчестве экс-хард-рокеров Ричи
Блэкмора, Роберта Планта и многих других музыкантов. Охотно заимствует элементы
арт-рока и поп-музыка.
Ключевые артисты и альбомы:
PROCOL HARUM лProcol Harum╗ (1967)
KING CRIMSON лIn The Court Of The Crimson King╗ (1969)
ELP лPictures At Exhibition╗ (1971)
PINK FLOYD лThe Dark Side Of The Moon╗ (1973)
YES лTales From Topographic Oceans╗ (1973)
GENESIS лThe Lamb Lies Down On Broadway╗ (1974)
(По материалам