Art Rock

Арт-рок (art-rock - от англ. art - искусство)Ц сплав элементов рока, академической музыки (лклассической╗ и современной) и джаза, а также различных национальных музыкальных культур. Наряду с ларт-роком╗ употребляются такие понятия, как прогрессивный рок, симфо-рок, классик-рок, барокко-рок, техно-рок и др., однако они представляются более узкими или, напротив, более расплывчатыми.
Возникновение арт-рока было подготовлено ретро-тенденциями в академической музыке 20-30-х годов ХХ века, джазовым неоклассицизмом 30-50-х. В конце 60-х осваивать огромное культурное наследие лмира отцов╗ начали рокеры, еще недавно всеми силами стремившиеся от него отмежеваться. Арт-рок берет свое начало в среде лондонского андерграунда второй половины 60-х, в недрах британской психоделики с ее лзакрытой╗ клубной атмосферой и интересом ко всему интеллектуальному, философскому, утонченному, экспериментаторскому. Именно из этой студенческо-артистической среды вышли PINK FLOYD, KING CRIMSON, SOFT MACHINE и др. лКристаллизация╗ арт-рока была связана с определенным периодом творческого поиска, в процессе которого немалую роль сыграли отдельные группы и исполнители, в том числе значимые и для хард-рока (CREAM, JIMI HENDRIX EXPERIENCE, SAVOY BROWN и др.). Истоки арт-рока можно найти в позднем (1965-1970) творчестве THE BEATLES Ц они много экспериментировали со звучанием отдельных акустических инструментов и целых симфонических составов, одними из первых применили богатые возможности синтезатора, применяли необычные саунд-эффекты и способы звукозаписи, усложняли ладогармонический язык и форму композиций, использовали цитаты из лклассики╗. Следует отметить и творчество американских исполнителей Ц дуэта SIMON & GARFUNKEL, группы VELVET UNDERGROUND и др. Обработками лстаринных╗ произведений для новых инструментов (синтезатор Moog) увлеклись композиторы-профессионалы (альбом лSwitched On Bach╗ Уолтера Карлоса, 1968). В рок-музыку тоже приходят исполнители с профессиональным и полупрофессиональным музыкальным образованием. Среди арт-рокеров это Эдди Джобсон, Керри Миннеар, Робби Стейнхардт, Рик Уэйкман, Роберт Фрипп , Кит Эмерсон и др.

Непосредственной предтечей стиля стала британская группа MOODY BLUES, одной из первых (наряду с BEATLES) использовавшая возможности симфонического оркестра (лDays Of Future Passed╗, 1967). В числе первых арт-групп следует назвать PROCOL HARUM (манифестом арт-рока стал их альбом 1967 года, где в композиции лA Whiter Shade Of Pale╗ процитирована тема Баха). В то же время некоторые из крупных представителей арт-рока не сразу определились со стилем Ц так, первый экспериментаторский альбом PINK FLOYD (лThe Piper At The Gates Of Dawn╗, 1967) имел электронно-психоделическое лнаклонение╗, дебютный диск JETHRO TULL (лThis Was╗, 1968) был выдержан в блюзовой стилистике. Как самостоятельное направление арт-рок оформился к 1968-69 годам в Англии, когда вышли первые альбомы NICE (лThe Thoughts Of EmerList And DavJack╗), CARAVAN, SOFT MACHINE, YES (одноименные) и VAN DER GRAAF GENERATOR (лAerosol Gray Machine╗), первый арт-роковый диск JETHRO TULL (лStand Up╗), а также дебютные работы GENESIS (лFrom Genesis To Revelation╗), KING CRIMSON (лIn The Court Of The Crimson King╗) и др.

В 1970 увидели свет первые (одноименные) альбомы английских групп GENTLE GIANT, ELP, SUPERTRAMP, BARCLAY JAMES HARVEST, голландской FOCUS (лIn And Out Of Focus╗) и др. Среди более поздних представителей арт-рока можно назвать также британские группы ELO, ROXY MUSIC, CAMEL, BE-BOP DELUXE, ALAN PARSONS PROJECT, UK, SKY, ASIA, MARILLION, а также англо-французскую GONG и немецкую ELOY, американские PAVLOV'S DOG, KANSAS и др.

Самостоятельность обретают направления, группирующиеся по территориально-идейному принципу (лкентерберийский рок╗, немецкий лкраут-рок╗); как магринальное ответвление арт-рока формируется движение Rock In Opposition (RIO), находящееся на самом стыке арта, джаза и авангарда (британская HENRY COW, а также многие неанглоязычные группы). Все эти коллективы предлагали свои, порой друг на друга совершенно не похожие вариации на тему арт-рока.

Тем не менее, творческое кредо арт-рока можно определить как обращение к лвнероковым╗ пластам мировой музыкальной культуры. Ассимиляция и адаптация элементов этой культуры шла сразу в нескольких направлениях. Во-первых, широко использовались оркестрово-акустические инструменты и имитирующие их синтезированные тембры (струнные, духовые, орган, старинные инструменты типа лютни и др.), а саунд в целом тяготел к лклассичности╗, уравновешенности, прозрачности (для арта не характерен ритмический драйв и лтяжелый╗ саунд). Во-вторых, обращение к лклассике╗ выливалось в использование цитат, фрагментов лчужих╗ произведений, а иногда и в полную переработку лстаринных╗ сочинений на новый лад (типичный пример Ц лPictures At Exhibition╗ ELP). В-третьих, арт-рокеры в своей собственной музыке применяли выработанные академической традицией приемы изложения и развития музыкального материала (полифонические, элементы сонатной разработки и др.), а также лклассические╗ формы и жанры (среди них Ц фуга, сюита, соната, симфоническая поэма, опера) Ц стоит назвать, например, лThe Six Wives Of Henry The VIII╗ Рика Уэйкмана. В-четвертых, арт-музыканты иногда стремились полностью воссоздать стилистику и образно-духовный строй музыки различных эпох и культур (средневековья, Ренессанса, барокко, классицизма XVIII века, романтизма, современного академического авангарда, фольклора различных традиций) Ц здесь можно вспомнить лбарочных╗ PROCOL HARUM, лренессансных╗ GENTLE GIANT, фолк-ориентированных JETHRO TULL.
На рубеже 60-70-х складывается жанр лконцептуального альбома╗, своеобразной лбольшой формы╗ в роке, объединяющей музыкальный и поэтический материал в единое целое с помощью лейтмотивов, реприз, сквозного драматургического развития, сюжетики и др. (пионерами здесь тоже стали THE BEATLES с их альбомом лSgt. PepperТs Lonely Hearts Club Band╗, 1967).

Первая половина 70-х гг. стала временем расцвета стиля, его лклассическим╗ периодом. Однако в конце 70-х Ц начале 80-х арт-роковое движение пошло на убыль. Несмотря на высокие художественные достоинства, арт-рок оставался музыкой достаточно элитарной; он не был связан с какой-либо социальной платформой, не был лрупором╗ бунтующих поколений, как рок-н-ролл и панк-рок, не был столь демократичен, как хард-рок и блюз... Отход от лкорней╗ рока Ц в области музыкального языка и вообще характерной для рок-н-ролла (в широком смысле слова) высокой лэнергетичности╗ Ц не мог не сказаться на массовом слушательском интересе. Не выдержав напора панка и диско, арт-рок, как и многие другие направления 70-х, уступил место новым направлениям.

Последней крупной работой в арт-роке 70-х гг. можно считать двойной альбом лThe Wall╗ (1979) группы PINK FLOYD, последним крупным арт-коллективом, появившимся во второй половине 70-х Ц британскую группу UK, просуществовавшую всего лишь около двух лет. Многие арт-группы либо распались, либо изменили свой стиль в соответствии с новыми веяниями. Первой, уже в 1974 году, объявила о прекращении творческой деятельности KING CRIMSON; в 1976, стремясь привлечь внимание массовой аудитории, изменили свое звучание GENTLE GIANT; в стилистике группы GENESIS (во многом в связи с изменением состава) также наметилась отчетливая тенденция к лдемократизации╗. Появляется так называемая лкоммерческая╗ разновидность арт-рока (ELO, SUPERTRAMP, ASIA и др.), в которой лкоренные╗ признаки арт-рока (обращение к лклассике╗, использование симфонических составов, синтезаторов и акустических инструментов, элементов крупных форм и др.) как бы выхолащиваются, обретают функцию лдекорирующих╗.

В начале 80-х арт-рок испытывал настоящий кризис. Из лпервопроходцев╗ лишь PINK FLOYD продолжали придерживаться прежней стилистики, однако и их творческий путь после выхода альбома лThe Final Cut╗ (1983) временно прервался. Стиль одной из немногих новых арт-групп, появившихся в 80-е, Ц MARILLION Ц был слишком очевидно (вплоть до заимствований) связан со стилем GENESIS. В таких альбомах крупнейших арт-групп лстаршего поколения╗, как лDrama╗ группы YES (1980), лA╗ JETHRO TULL (1980), лDiscipline╗ возродившихся KING CRIMSON (1981) отчетливо прослеживалась тенденция к лужесточению╗ звучания, четкой метричности (нередко даже танцевальности), обращению к простым песенным формам, использованию электронных тембров и упрощению музыкального языка. Вместе с тем, идеи арта продолжали развиваться в рамках движения Rock In Opposition (UNIVERS ZERO, сольное творчество участников HENRY COW и др.) и его ответвления zeuhl (французская MAGMA), вплотную смыкающихся с авангардом. Остался верен принципам арт-рока (вплоть до настоящего времени) и Питер Хэммилл, бывший лидер группы VAN DER GRAAF GENERATOR, ныне работающий сольно.
На рубеже 80-90-х группы YES, JETHRO TULL (чуть ранее Ц ELP) и некоторые другие группы приняли решение вернуться к более традиционному арт-звучанию (на новом, разумеется, витке); KING CRIMSON же продолжили эксперименты в новом направлении (лтретий созыв╗ 1994 года).

Сегодня в сфере арт-рока успешно работают не только гранды, но и новые проекты (ANEKDOTEN, ARS NOVA, ECHOLYN, THE FLOWER KINGS, GLASS HAMMER, SPOKE'S BEARD и др.). Влияние арт-рока обнаруживается в стилистике самых разных направлениий, от пост-панка до индастриала, от металла до лготики╗, в сольном творчестве экс-хард-рокеров Ричи Блэкмора, Роберта Планта и многих других музыкантов. Охотно заимствует элементы арт-рока и поп-музыка.

Ключевые артисты и альбомы:

PROCOL HARUM лProcol Harum╗ (1967)
KING CRIMSON лIn The Court Of The Crimson King╗ (1969)
ELP лPictures At Exhibition╗ (1971)
PINK FLOYD лThe Dark Side Of The Moon╗ (1973)
YES лTales From Topographic Oceans╗ (1973)
GENESIS лThe Lamb Lies Down On Broadway╗ (1974)

(По материалам www.gromko.ru)

Home

 

Hosted by uCoz