ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ИДЕИ И МЕТОДЫ
БОРЬБЫ EARTH FIRST! , ALF И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ ЛЕГКО ПРИЖИЛИСЬ
В ПАНК-СЦЕНЕ.
лИ если бы животные умели говорить, если бы земля, деревья,
реки, го-ры и океаны могли закричать о своем протесте, они
тотчас же потребовали бы прекратить разрушение, вызванное
алчными людьми. Самосохранение Ч важнейший инстинкт
человечества. Так насколько же нас вводят в заблужде-ние,
как дезинформируют и неправильно обучают, обманывают и
дурачат дельцы, что даже заботливые мамы и папы каждый день,
с пеленок, неосоз-нанно приучают своих детей к
саморазрушению и разрушению планеты? Ка-залось бы, раз
мировая культура становится все более интеллектуальной и
сложной, цивилизация приближается к обеспечению нужд всех
людей и ре-шению социальных проблем. И вместо этого, люди,
стоящие у власти, доби-ваются прямо противоположного,
вызывая голод, эксплуатацию, расизм и за-грязнение
окружающей среды в невиданных ранее масштабах, провоцируя
создание систем военной диктатуры и господства во всем мире╗
.
Задумываясь о проблемах сохранения планеты, понимаешь, что
панковская этика индивидуализма должна отойти на задний план.
В экологической филосо-фии, практике и протесте акцент
ставится на целое, а не на часть. Из различных текстов и
записей можно понять, что целое означает не только всё
человечество, но также животных и природу (имеется в виду
дикая природа, реки и т.п.).
Панки отрицают лковбойскую этику╗, более 200 лет
определяющую полити-ку и отношение к природе в Америке.
Такая позиция привела к ужасающему воз-действию, как на
окружающую среду, так и на идеи, относящиеся к ее защите и
восстановлению. На философию панка в гораздо большей степени
повлияли идеи и действия, которые мы (справедливо или нет)
приписываем коренным народам Америки. лУ нас есть не только
технологии и ресурсы, способные уничтожить весь мир больше,
чем 100 раз. Но у нас есть все необходимое, чтобы
удовлетворить все нужды, обеспечить соблюдение прав всех
существ, живущих на этой планете, и уважать нашу мать Ч
Землю как добрую кормилицу, дающую жизнь... Мир на-ступит
лишь тогда, когда мы будем чтить законы природы и уважать
каждое жи-вое существо, а также мать-Землю, дарующую всем
жизнь╗ .
Для панков нехарактерны примитивные до-индустриальные или
анти-технологические предрассудки. Также ими не
культивируется идея о выпадении из Системы и жизни в
сельскохозяйственных общинах. Движение носит
преиму-щественно городской характер и не идеализирует
сельскую жизнь. Тем не менее, уважение и признание своих
обязательств по отношению к лздоровью матери-Земли╗, можно
рассматривать как нить, связующую философию панка с
предын-дустриальным, доколониальным мировоззрением.
Несмотря на то что в панке всегда будут появляться различные
точки зрения, наиболее очевидная философия окружающей среды
сильно напоминает глубин-ную экологию. Эта философия почти
всегда в том или ином виде присутствовала в работах Генри
Дэвида Торо и других.
Термин был введен в 1971 году норвежским философом Арне
Нейсом (Arne Naess) и позже популяризован в книге Девалла и
Сешонза лГлубинная экология╗ (1973) . Одна из статей в MRR,
написанная Джоэлом Хиппикором (автор фэнзи-на лHippycore╗),
подробно рассматривает сходства экологической философии
панка с идеями глубинной экологии. лЧтобы эффективно
бороться с разруше-ниями, порожденными человечеством в
прошлом, необходима всеохватывающая философия, не
противопоставляющая человечество природе, а предполагающая
для него собственную экологическую нишу╗ .
Наиболее важным аспектом радикальной философии является
разоблачение неверных представлений, существующих на
сегодняшний день, вне зависимости от их популярности и
распространенности. Наверное, сложнее всего изменить
общепринятое антропоцентрическое мировоззрение, ставящее
человека в центр вселенной. Можно утверждать, и в
большинстве случаев это будет оправданно, что такие взгляды
сложились под влиянием библейской традиции, согласно
кото-рой господство человека над растениями и животными
даровано богом. Явившись результатом толкования Библии, а
также иерархичности лестественного закона╗ Аристотеля и Фомы
Аквинского, антропоцентризм является основной установкой
почти каждой философии и политической теории. Это убеждение
состоит в том, что человечество является чем-то отдельным от
природы и стоит выше нее. лПри-держиваясь подобных взглядов,
невозможно достигнуть гармонии с природой╗ . В ответ на
проблемы окружающей среды, панк-сообщество пытается, как
Девалл и Сешонз, развивать биоцентристскую философию. Этот
взгляд включает понима-ние того, что все в природе
взаимосвязано и имеет одинаковую внутреннюю цен-ность. Над
природой не господствуют, а заботятся и уважают ее, что не
следует путать с природоохранными взглядами.
лИдея охраны природы пропитана антропоцентризмом, и поэтому
является неприемлемой экологической позицией. Цель
сохранения состоит в том, чтобы управлять природой и
контролировать ее как часть человеческой экономики, а не
жить с ней в гармонии... Деревья являются источником прибыли,
а дикая природа служит для привлечения долларов туристов:
таким образом, вообще не предпола-гается, что природа имеет
ценность сама по себе... Человечество испытывает жиз-ненную
необходимость в том, чтобы дикая природа помогала нам
развиваться, но что гораздо важнее, дикая природа имеет
право на жизнь без вмешательства чело-века), просто потому
что она существует и имеет ценность вне зависимости от своей
пользы для людей╗ .
Многие приверженцы глубинной экологии превращают ее в новую
рели-гию. Для пробуждения в человеке сокровенных чувств и
достижения более близ-кого контакта с природой, отмечаются
праздники и соблюдаются некоторые ри-туалы. Как и следовало
ожидать, панки отвергают религиозный компонент фило-софии:
л...празднование солнцестояний и равноденствий столь же
лишне, как и празднование христианских праздников. Для
кого-то лично это, может быть, чрезвычайно важно, но в плане
экологии это совершенно бесполезно╗ . Вопрос, обращаются ли
панки непосредственно к глубинной экологии или создают свой
вариант биоцентризма и холизма, остается открытым. Но акцент
на необходимо-сти прямого действия, присущий глубинной
экологии, очевиден.
лСуществует два типа акций прямого действия. Акции прямого
действия, направленные внутрь человека, влекут за собой
большую духовную зрелость и отказ от антропоцентристских
представлений. Акция прямого действия, направ-ленная вовне,
может быть выражена в форме саботажа, акций протеста,
граждан-ского неповиновения или просто посадки дерева. Между
акциями прямого дейст-вия, направленными вовнутрь и вовне
нет особой разницы: и в том, и в другом случае человек
руководствуется одним твердым принципом, а именно, отказом
от насилия. Акция прямого действия Ч это понимание того, что
мы не можем отвер-гать и игнорировать проблемы Земли, мы
должны что-то делать. Все взаимосвяза-но, поэтому, защищая
тропические леса, мы защищаем себя. Принимая участие в акции
прямого действия, мы выражаем безграничную любовь к планете
и ее жи-телям... Нашей целью является действие, и действие
само по себе является прав-дой, защитой и намерением╗ .
Если панки могут расходиться во мнениях относительно
наилучших средств ненасильственных акций, сома идея
проведения акций прямого действия не об-суждается.
Большинство экологических акций связано с северо-западными
шта-тами Америки и, особенно с Северной Калифорнией.
лНынешняя ситуация в Северной Калифорнии напоминает события,
проис-ходившие на протяжении всего XX века в Латинской
Америке и других амери-канских колониях. Главное отличие
заключается в том, что они в нас не стреляют, по крайней
мере, пока. Несмотря на все заверения, мы Ч страна третьего
мира. Большинство людей настолько бедны, что они просто
счастливы взяться за любую работу, обеспечивающую
прожиточный минимум, даже если это означает унич-тожение
окружающей среды и пустыню, оставленную в наследство их
детям╗ .
Ливермор и другие люди, публикующиеся в фэнзинах, летом 1990
года при-звали панков присоединяться к группам активистов
лEarth First!╗, чтобы поме-шать уничтожению лесов в
Калифорнии. лЯ не прошу вас просто написать пись-мо своему
конгрессмену, или подписать петицию, или пойти на
демонстрацию, или написать статьи в журнал, хотя это тоже
важно. Я говорю о том, чтобы отдать-ся всем сердцем, душой и
телом тому, чтобы остановить это безумие, прежде чем оно
уничтожит всех нас╗ . лEarth First!╗ поместила в журнале
лProfane Existence╗ объявление следующего содержания: лМы
призываем рыцарей свободы леса приехать в Северную
Калифорнию этим летом и защитить Редвудс. Мы надеемся
проводить постоянные лагеря протеста и акции на протяжении
всего лета╗ . Многие панки являются активистами или
сторонниками Earth First!, Green-peace , ALF, People for the
Ethical Treatment of Animals (PETA) и других групп. Такие
книги, как лЭкотопия╗ Эрнеста Калленбача (Ernest Callenbach)
и лЭкозащи-та: полевой путеводитель по саботажу╗ Дейва
Формана и Била Хейварда (D. Foreman and В. Hayward) ,
впервые привлекли мое внимание, когда я читал спи-ски
рекомендуемой литературы во вкладышах к пластинкам.
В разделах новостей зина лProfane Existence╗ печатаются
статьи, приветст-вующие и поощряющие действия, направленные
на защиту окружающей среды. В качестве комментария к
намеренному разрушению моста, который использо-вался для
перевозок лесоматериалов англо-колумбийской фирмой,
заготавли-вающей лес, были приведены слова лмарионетки
компании: лВсе, что я знаю Ч это то, что мне придется
сообщить многим людям, что они уволены╗. И ни слова о том,
что это принесло ущерб на сотни тысяч долларов корпоративным
дель-цам...╗ .
В недавнем номере лProfane Existence╗ была опубликована
статья, написан-ная в результате долгого и внимательного
изучения проблем, связанных со строи-тельством полей для
гольфа в Америке. Убийство животных пестицидами, уста-новка
капканов, бесполезная трата воды и расточительное
землепользование Ч вот причины, вдохновившие различные формы
акций прямого действия.
лСооружение каждого поля для гольфа обходится примерно в 18
тысяч дол-ларов, а его обслуживание стоит гораздо больше,
так что если вы хотите причи-нить максимальный ущерб, это Ч
то, с чего нужно начинать. Один простой спо-соб полностью
засрать лужайку Ч полить ее жидким хлором или жидкостью для
чистки бассейнов, которую можно купить в любом
специализированном магази-не. Также подойдет и бензин. Это
сделает дорогой дерн жухлым и в итоге приве-дет к его
окончательному высыханию, а восстановление поля обойдется
очень до-рого. Делайте это, по возможности, когда лужайка
сухая. Экспериментируйте и с другими ядовитыми жидкостями,
саботаж может быть веселым и познаватель-ным!╗ .
Несмотря на то что статья написана в юмористическом духе,
она показывает готовность панков к действиям и применению
насилия против собственности.
Панки считают, что причины продолжающегося разрушения Земли
во мно-гом объясняются экономической алчностью. Основной
целью компаний, нанося-щих ущерб окружающей среде, является
сохранение бизнеса и увеличение дохо-дов. Правительство не
любит вмешиваться в дела доходных предприятий, осо-бенно
если они Ч крупные работодатели. Во многих случаях, таких
как в Север-ном Висконсине, лправительство штата делает все
возможное, чтобы привлечь горнодобывающие компании. Политики
хотят остаться у власти, создавая новые рабочие места и
увеличивая налоговые поступления╗ . Политики способны
прикрыть тему необратимого экологического разрушения ложными
обещаниями занятости для местных жителей, начиная с горной
промышленности и заготовки леса и заканчивая новым повальным
увлечением строительством стадионов (осо-бенно в
Сан-Франциско, где сейчас строятся два новых, непонятно кому
нужных). Те из нас, кто живет в опустошенных районах,
испытавших на себе все прелести надругательства капитализма
над окружающей средой, могут видеть, как обеща-ния рабочих
мест делают нас слепыми к постоянным разрушениям. Очевидно,
когда экологические последствия не принимаются во внимание,
это ведет к ката-строфе. Экологический фактор никоим образом
не учитывается в экономических формулах, оперирующих лишь
денежными категориями.
Для маленьких ферм, которые обычно ведут органическое и
устойчивое сельское хозяйство, наступают все более и более
тяжелые времена. лНо что дол-жен делать фермер, когда
большая компания скупает соседние участки площадью 5000
акров , пичкает почву мощными удобрениями, перепахивает все
защитные полосы и выкапывает глубокие колодцы, сосущие
подземные воды со скоростью, вдвое превосходящей скорость их
восполнения? Подобные технологии, исполь-зуемые в течение
долгого времени, приводят к катастрофе, но в то же время они
позволяют получать не виданные урожаи, приводящие к падению
цен. И малень-кие фермы для того, чтобы быть
конкурентоспособными, вынуждены использо-вать эти же
технологии. В противном случае они просто прогорят╗ .
Корпоративные пищевые гиганты проталкивают в Калифорнии
новое зако-нодательство, согласно которому пищу, накачанную
пестицидами и генетически измененную, должны маркировать как
органическую. Если это законодательство вступит в силу,
традиционное сельское хозяйство окажется под давлением
ис-пользования тех же самых технологий получения быстрого
урожая, присущих корпоративным хозяйствам, которые истощат
землю и подорвут здоровье ферме-ров и их семей. Это может
стать триумфом гигантских хозяйств в их стремлении вытеснить
с поля маленькие фермы раз и навсегда.
Что мы можем сделать? Даже те, кто не одобряют акции прямого
действия, могут использовать силу действия, чтобы выразить
свой протест против загрязне-ния окружающей среды и других
проблем, привлекая производителей (напри-мер, фермеров или
других работников).
лНравится нам это или нет, но мы живем в потребительским
обществе. С од-ной стороны, нам приходится тратить деньги,
чтобы удовлетворять свои нужды, но, с другой стороны, в
панк-сообществе многие группы и фэнзины выступают против
транснациональных компаний. Следовательно, мы будем пытаться
избе-жать дегуманизирующего мусора, который корпорации
изрыгают на нас в посто-янно увеличивающихся количествах.
Если проявлять определённую настойчи-вость, можно добиться
многого в нескольких сферах╗ . Один из лучших спосо-бов
сопротивляться и отказываться от разрушительной
капиталистической систе-мы, Ч голосовать экономически, тратя
деньги на такие продукты, которые, по вашему мнению,
приносят наименьший вред. Сегодня во многих фэнзинах
рас-сказывается о бойкотируемых продуктах. Причинами для
бойкота могут послу-жить бессмысленное тестирование на
животных, несправедливые условия труда или безнравственное
вложение прибыли. Кроме того, иногда приводятся полез-ные
советы о сокращении потребления, переработке и повторном
использовании различных вещей. Нигде философия необходимости
сохранения и улучшения окружающей среды не проявляется так
явственно, как в вопросах питания.
лКазалось бы, человек всеядный хорошо приспособился ко
многим стран-ным и причудливым пищевым продуктам, которые
появляются в лабораториях и фабриках. Однако еще рано это
утверждать. Продолжительность жизни в наши дни больше, чем
когда бы то ни было в истории человечества, но также растет
и число болезней, связанных с питанием, среди которых можно
выделить рак и сер-дечные заболевания╗ . Рациональный взгляд
на проблему истощения ресурсов, проблемы здоровья и
следование принципам глубинной или более гуманной экологии
стали причинами того, что все большее количество панков
становится вегетарианцами.
Фабрика штампует все в аккуратно запакованном виде /
Какое-то убитое существо с надписью лмясо╗ / Спрятанное за
ложными названиями лсвини-ны╗, лветчины╗ и лговядины╗ /
Убийство всегда остается убийством, как его не назови .