лМиллионы американцев крайне недовольны своей жизнью и теми,
кто ими управляет на всех уровнях. Однако они еще не
революционеры, потому что все еще верят в демократические
институты... Пока люди будут верить, что они могут избрать
правильных людей, чтобы те возглавляли их, ллегенда о
демократии╗, к сожалению, будет продолжать здравствовать╗ .
Эта ллегенда о демократии╗ Ч это сила, управляющая
прогрессивной и левой политикой. Она, конечно, соблаз-няет
мыслью, что где-то существуют хорошие, честные политики,
которые могут быть избраны и смогут добиться
основополагающих положительных изменений. Вместо этого
оказывается, что только те, кто честен (словом или делом) в
своей верности статусу-кво, будут считаться реальными
кандидатами для управления.
Даже если бы каким-то образом возможно было бы избрать лхороших╗
руко-водителей, остается еще одна проблема. Это проблема
реформистов, которые не доверяют отдельной личности и
сообществу решать свои вопросы самостоятель-но. Наоборот,
реформисты уверены, что люди не способны разобраться со
своими собственными делами, и им необходима власть, чтобы
успешно вести их к луч-шему. лЯ считаю серьезной ошибкой
думать, что правительство предпримет со-циальные реформы,
чтобы сделать общество более справедливым, поскольку лю-бое
общество государственного типа основано на разделении на
классы и нера-венстве╗ . Некоторые реформы, продвигаемые
левыми, больше касаются борьбы против отдельных симптомов
болезни, чем борьбы с системой в целом. Когда поднимаются
проблемы бездомности и бедности, не находится места для
критики созданной законами капитализма порочной системы
сялчности как таковой. лТо, что тысячи разумных и
небезразличных людей тратят свои силы на символиче-ские
реформы, которые никоим образом не влияют на господствующую
структу-ру власти, служит лишь интересам правящего класса и
государства╗ . Таким об-разом, панки, придерживающиеся
анархистских убеждений, отрицают способ функционирования
современных правительств. Теперь важно посмотреть какова их
возможная (или зачастую невозможная, что признают и они сами)
концепция анархии, и чем она отличается от того, что они
критикуют.
Первой панк-группой, проявившей серьезный интерес к анархии
и ее во-площениям в жизни, была английская группа Crass. Тем,
кто интересуется под-робной историей создания и приключений
группы, советую почитать книгу ос-нователя группы Пенни
Римбо лПредрассудок╗ . Они были не просто музы-кальным
коллективом, а сообществом из 12 человек, которое создавало
фильмы, Газеты и имело свой звукозаписывающий лейбл. Группа
была образована в 1978 году в ответ на возрастающую
тенденцию к превращению панка в моду и приня-тию его
обществом. То, как группа занималась распространением своей
продук-ции, стало стандартом, которому начали следовать
другие группы. С оговоркой на пацифистские взгляды
участников группы, некоторые панки провозгласили ее образцом
анархизма в панк-движении.
лАнархия Ч единственная форма политической мысли, не ищущая
контро-ля над личностью с помощью силы╗ . Группа Crass
осуждает как правые, так и левые партии за использование
власти для контроля и принуждения людей. Сама идея
государства требует, чтобы люди подчиняли ему некоторые
сферы своей жизни (а в некоторых случаях и саму жизнь). лАнархия
Ч это отказ от государст-венного контроля, отражающий
требование индивида жить жизнью, основанной на личном выборе,
а не на политических манипуляциях╗ . С отказом от внешне-го
контроля связано возникновение личной ответственности.
Система, которую создает правительство, предполагает меньшую
личную ответственность, и, воз-можно, при такой системе
действительно легче жить. лОтказываясь быть под кон-тролем,
вы берете свою жизнь в собственные руки, то есть вместо
распространен-ной идеи, что анархия Ч это хаос, на самом
деле она является началом личного порядка. Состояние анархии
Ч это не хаотический бедлам, где каждый делает, что
вздумается╗ . Она подразумевает, что люди живут друг с
другом во взаим-ном доверии и уважении.
Вопррс о том, как анархисты смогут обеспечить то, чтобы
жизнь, основанная на личном выборе, отличалась от нынешнего
состояния общества, представляется довольно сложным.
Очевидна, что анархисты не могут заставлять людей прини-мать
что-либо насильно, поэтому они ггредполагают необходимость
личного просвещения, способного предотвратить
распространение укоренившихся пред-рассудков и жадности. лНельзя
просто потребовать уважать других людей (и их собственность),
этому нужно учить. В капиталистическом обществе с его
акцентом на жадности и эгоизме, постоянный процесс
социализации формирует отноше-ние к людям как к вещам╗ .
Другими словами, анархист, иди любой, кто хочет прочных
позитивных изменений, должен желать обучать людей своему
типу мышления по вопросам отношения между людьми, с целью
создания свободного процветающего общества.
Думая о возможности успешного изменения идеологии без
принуждения и силы, анархист должен считать людей способными
к изменениям и стремящими-ся к ним. В противном случае
анархисту пришлось бы использовать те же самые способы
убеждения, которые он презирает. Для анархиста было бы
противоречи-ем навязывать свои убеждения другим силой, но
если по своей природе человек не жаден, не эгоистичен и не
зол, то он мог бы прийти в согласие с его идеалами. Люди лубеждены
обществом в необходимости эксплуатации друг друга, и это
не-обходимо для нормального функционирования системы.
Несомненно, если вос-питывать ребенка в соответствии с
пацифистскими, человечными идеалами вме-сто тех, с которыми
он ежедневно сталкивается сейчас, то мы бы имели абсолютно
иную позицию по отношению к обществу и миру в целом╗ .
Анархистам необ-ходимо осознать, что все люди одинаково
могут управлять собой, иначе они ста-нут считать себя
исключительными и признают свои далеко идущие цели
неис-полнимыми. Эта идея часто опирается на положение из
наблюдений Кропоткина о том, что человек по природе своей
добр, и что жизнь наиболее полна, когда есть возможность
помогать другим людям. Проводниками этого убеждения являлись
многие, начиная с Аристотеля, и оно, в частности, отражено в
работах лингвиста, анархиста и просто замечательного
человека Ноама Хомского. В то время как не-которые анархисты
разуверились в массах (эта тема будет затронута позже),
большинство из них согласно с тем, что анархисты должны
стать лнаставниками╗ для остальных, конечно, не становясь
при этом лидерами. лТак или иначе, людям нужно узнать об
анархизме. Сегодня большая часть пропаганды анархистов об
действительности обращена лишь к лпосвященным╗╗ .
Принять панк-движение как серьезную революционную силу
достаточно сложно для интеллигенции и почти невозможно для
обычного человека. Создан-ный средствами массовой информации
фальшивый образ панка, как будто толь-ко и делающего, что
принимающего наркотики и губящего себя, много сделал для
ослабления его политической значимости. Это, однако, не
остановило новую волну панков от создания групп,
претворяющих анархистскую риторику панка в жизнь. В 80-е и
90-е годы организации, такие как лAnarchist Youth
Federation╗ (Миннесота, Теннеси, Калифорния и Мэриленд),
лTwin cities Anarchist Federation╗, лCabbage Collective╗ (Филадельфия),
лTools Collective╗ (Бостон), лPositive Force╗ (Вашингтон) и
другие группы проводили концерты, акции и раз-личные
благотворительные мероприятия. Сегодня в США повсюду
появляются и исчезают панк-коллективы. Возможно, лучшим
примером этого коллективного духа может послужить лPositive
Force╗ из Вашингтона.
лPositive Force╗ Ч это группа, состоящая в основном из
молодых людей Ч жителей округа Колумбия, которые работают с
целью изменить жизнь к лучшему. Мы организуем
благотворительные и бесплатные концерты, демонстрации и
се-минары, а также работаем непосредственно с нуждающимися
людьми. Помимо прочего, мы против расизма, сексизма,
гомофобии, милитаризма, насилия, эй-джизма (дискриминации по
возрастному признаку), экономического неравенства и цензуры...
лPositive Force╗ не имеет политической партии или лидера. Мы
про-пагандируем идею о молодых людях, работающих вместе во
имя изменений╗ . лPositive Force╗ была активным
организатором акций протеста против войны в Персидском
заливе, а также направила тысячи собранных долларов в фонды
ока-зания продовольственной помощи, и в такие
благотворительные организации как Вашингтонский центр мира
(Washington Peace Center), Центр Планирования се-мьи
(Planned Parenthood), Центры профилактики и борьбы со СПИДом
(AIDS centers) и многие другие. Хотя некоторым из наиболее
радикальных анархистов работа по помощи этим организациям
может показаться прогосударственной, группа добилась
большого успеха в воспитании самосознания и строительстве
своего сообщества. Я лично играл (со своей группой) на одном
из благотвори-тельных концертов, организованных ими, и был
глубоко потрясен. Можно было бы написать целую книгу об их
группе, их целях и достижениях. Основатель группы (но, как
принято, не лидер), Марк Андерсен, в настоящий момент пишет
книгу о своей философии и истории панк-сцены в Вашингтоне.
На многих из этих панков повлияли слова и действия
английских политиче-ских панк групп, вроде Crass. В
частности, члены группы Crass сотрудничали в начале 1980-х с
Кампанией за Ядерное Разоружение (Campaign for Nuclear
Disarmament Ч CND). Стив Игнорент из Crass вспоминает: лкогда
мы пришли в офис CND на Kings Cross в первый раз, это была
всего лишь тесная комнатка, в которой ютились два человека и
везде были развешаны пацифистские плакаты 60-х. Мы сказали,
что хотели бы работать с ними. В то время получило широкое
развитие использование панками символики мира и обсркдение
проблем войны. Мы показали людям, какова была на самом деле
ситуация и, что в понятии лмир╗ не было ничего слабого или
хиппистского╗ . Вдобавок к этому, Crass и другие группы
основали анархический центр в Лондоне. Это был книжный
магазин, ме-сто проведения концертов и сквот для тех, кому
негде было жить. К сожалению, этот центр был позже закрыт
из-за злоупотреблений наркотиками и вандализма тех, для кого
лжизнь без правил╗ означала жизнь без ответственности.
Подобное место, лEmma Center╗ в Миннеаполисе, похоже,
избежал подобных проблем.
Прежде чем углубиться в методы, используемые анархистами для
достиже-ния своих целей, и аргументы в пользу пацифизма,
необходимо отметить, что многие анархисты имеют очень
ограниченные цели. Многие панки-анархисты довольствуются
своим кругом и отрицают возможность распространения анар-хии.
Эта позиция может быть интерпретирована как концепция лличной╗
анар-хии или анархии как лобраза жизни╗. Таким образом,
кто-то может считать себя анархистом, но одновременно
признавать тот факт, что другие люди не способны управлять
собой. Эта идея вторит основному постулату буржуазной
культуры. Позиция ля правильный, а все остальные живут
неверно╗ Ч это не анархизм, од-нако она нашла отражение во
многих произведениях панк-анархистов.
Личная анархия подразумевает согласие с прогосударственным
утверждени-ем о том, что правительство или некоторые виды
принуждения законом необхо-димы, чтобы охранять общество от
убийц и воров. Даже наиболее ярый комму-нист или
республиканец вряд ли признает, что правительство нужно,
чтобы кон-тролировать его самого, утверждая, что оно
необходимо для масс. В этом случае, анархия элитарна,
неанархична и контрреволюционна. Люди, исповедующие личную
анархию, в основном, оставили надежду на большие изменения в
обще-стве, но все еще активно распространяют свои взгляды
среди окружающих. В та-ком случае они все еще участники
панк-анархистского общества и их взгляды и содействие все
еще берутся в расчет.
В последнее время все более важным вопросом в анархистском
собществе становится пацифизм, спровоцированный вторжением
США в Ирак и поиском способов выражения протеста. Первые
анархистские группы приветствовали эту идею, но сейчас,
спустя годы, она отрицается многими людьми, которые раньше
защищали ее. Такие группы, как англичане Chumbawamba и
Crass, шотландцы Political Asylum были первыми, кто привнес
этот взгляд. лМежду анархией и па-цифизмом нет противоречий.
Пацифизм Ч это не пассивность, для меня он представляет
глубокое изменение в восприятии жизни. Мысль о том, что
паци-физм Ч это пассивность так; же наивна, как и мысль о
том, что анархия Ч это ха-ос╗ .
Участники группы Crass быстро показали, что пацифизм Ч это
не разно-видность трусливого ответа силе. лКак пацифист я
выступаю против организо-ванного милитаризма и убежден в том,
что использование силы для контроля над людьми Ч это
нарушение человеческого достоинства. Если бы я оказался в
такой ситуации, когда власть угрожала бы мне прямо насилием,
я бы попытался любым способом предотвратить это. В этой
ситуации я не исключаю возможность приме-нения силы╗ .
Пацифисты не желают быть мучениками, но подчеркивают, что
ненасилие не противоречит взглядам анархистов. Внешняя
власть Ч это плохо, даже когда в роли этой власти выступает
анархист. Панкам-пацифистам трудно распространять свои
взгляды в сообществе, где пацифизм все еще скован
обще-принятыми толкованиями.
лУбеждение большинства людей настолько велико, что любой
открытый и решительный пацифизм истерически воспринимается
как происки врага, а не как распространение такого
очевидного факта, что Война Ч это Смерть, а Смерть Ч это Зло.
Подобная очевидная логика принимается, в общем, как
правильная, но лнереалистичная╗ в мире жадности и паранойи,
где патриотизм является второй натурой и выживание любой
ценой считается само собой разумеющимся╗ .
Дальнейшее оправдание взглядов пацифистских анархистов
происходит из часто обсуждаемого соотношения между целями и
средствами. Будет очень труд-но завершить анархистскую
революцию по уничтожению государства, если анар-хисты будут
похожи на людей, с которыми они борются. лЯ раньше верил,
что цели и средства должны соответствовать друг другу. Таким
образом, ложь, воров-ство, убийство и подобные вещи я для
себя исключаю╗ . Для анархистов-пацифистов революция должна
наступить через образование. Настоящая анархи-стская
революция и общество могут победить только тогда, когда
людям будут объяснять преимущества свободы, а не заставлять
принять ее силой. Те анархи-сты, которые используют насилие
против своих врагов всякий раз, когда чувству-ют в нем
необходимость, часто лдействуют от своего лэго╗, а не от
сердца╗ . Па-цифисты разделяют мнение, что лраспространение
литературы и обсуждение во-проса убедит людей гораздо
быстрее, чем это сделает коктейль Молотова╗ . Главная
причина для панков-анархистов быть пацифистами заключается в
самой идее анархии. лВ связи с отрицанием правительства и
внешнего угнетения наси-лие анархистов кажется более
неуместным, чем любое другое политическое наси-лие╗ .
Существуют и другие очевидные причины для приветствия
панками-анархистами ненасильственных средств. Наиболее
очевидной является огромная разница в количестве панков и
других контркультурных фриков и том объеме власти, который
они имеют, по сравнению со своими правительствами. Они,
ко-нечно, не могут сами свергнуть правительство или ожидать,
что обычные люди поддержат их. Также мало хорошего в том,
чтобы попасть в тюрьму или быть уби-тым. лЗаигрывание с
романтическими представлениями о революционном наси-лии
приводит людей к смерти или, по крайней мере, в тюрьму,
раньше времени, даже если в большинстве своем насилие Ч это
оправданная самозащита. Что вы слышали о хорошо вооруженных
лЧерных Пантерах╗ в последнее время?╗ . Многие панки были
увлечены этими романтическими представлениями и совер-шали
противозаконные шалости и неэффективные преступления во имя
вообра-жаемой революции. Панки-пацифисты призывают других
анархистов осознать, что многое можно сделать, прежде чем
жестокое действие будет необходимо или хоть сколько-нибудь
оправдано попыткой создать анархистское общество. В
на-стоящее время лчем больше ненужных действий мы совершаем,
тем больше лю-дей списывают нас со счетов как безмозглых
панков, которые еще не повзросле-ли╗ .
Не меньшее количество панков называют себя анархистами, но
не поддер-живают пацифизм. Некоторые из них Ч это люди,
которые были основателями пацифистского лагеря. Члены
английских групп Conflict, Chumbawamba и Стив Игнорент из
Crass отказались от пацифизма после многочисленных нападений
скинхедов и полиции. Пацифизм стал рассматриваться как
наивная идея даже среди тех, кто ранее принимал, его. лК
сожалению, реальный мир не основан на моральных принципах.
Если бы политика и революционные изменения заключа-лись бы
только в морали, мы бы давным-давно победили! В определенное
время в! определенных местах нам, к сожалению, приходится
применять силу╗ . Даже если пацифизм был удачно расписан
либералами как моральный принцип, дос-тойный восхищения, во
многих случаях он действует против нас. лЯ верю в
па-цифистскую философию, но я могу также сказать, что я верю
в Бога, но в реаль-ной жизни мне было бы трудно доказать,
что он существует! Такова реальная жизнь, и в нашем обществе
существует очень реальное насилие. Не будучи гото-вым
столкнуться с ним, духовно или физически, вы сильно рискуете╗
. Дэн и Феликс из коллектива лProfane Existence╗
неоднократно давали подобные реко-мендации в своем журнале
Одну из лучших и наиболее рекомендуемых статей вы можете
найти в книге лСнова сделай панк угрозой╗ под заголовком лДобавь
жару╗, где Феликс приводит точные и подчас необходимые
инструкции по при-менению огнестрельного оружия.
Не существует устойчивого критерия для определения, когда и
по какому поводу насилие могло бы быть применимо. Одним ш
мест, где произошел кон-фликт, были протесты во время войны
в Персидском заливе, когда пацифизм критиковался как
неэффективный и либеральный. лПервая неделя протеста в
Сан-Франциско была полна напряженности между пацифистским
большинством и сторонниками более радикальной конфронтации.
Мы были свидетелями лмир-ных╗ демонстрантов, которые
обороняли призывные участки, не давая их гро-мить, тушили
пожары, устроенные демонстрантами и извинялись за аресты,
про-веденные полицией; их коллективный скулёж: лНет насилию!╗
все еще звучит в моей голове╗ .
Этот автор отвергает пацифизм, не осознавая всего смыслового
спектра, ко-торый может отражать этот термин. Он считает,
что за пацифизмом стоит лчувст-во собственного превосходства,
самовлюбленное пуританство, исключающее про-явления ярости и
спонтанности. Он (пацифизм) имеет в своей основе слепое
по-клонение таким символам, как сторонник классового
разделения общества, госу-дарственник и сексист Ганди: он
создает бесцветную, пассивную массу людей, мечтающих стать
мучениками и боящихся буйной жизненной энергии больше, чем
самой смерти╗ . Хотя я согласен с этим утверждением, этому
автору стоило бы заметить, что суть борьбы заключается не в
создании определенных правил протеста, а в правильном
использовании тактики для достижения целей. Иногда насилие
необходимо, иногда же оно вредит делу.
Признание существования насилия в нашем обществе, и того,
что это непра-вильно, кажется, не убеждает многих людей
воздержаться от его умножения. Мысль о том, что только
насильственными средствами можно получить результа-ты,
является такой же опасной, как и аргумент лкто сильнее, тот
и прав╗, которо-му так неистово противостоят анархисты.
Рассматривание пацифизма как идеала, прекрасного, но
недостижимого, сходно с уже описанным феноменом личной
анархии.
Необходимо заметить, что панки, не придерживающиеся
пацифистских взглядов, насколько я знаю, не причинили еще
никому серьезного ущерба по по-литическим соображениям. В
начале 1980-х стычки с полицией были достаточно частыми (и
до сих пор нередки), но случались они, как правило, в
результате от-мененного концерта или вечеринки. Панки не
принимали участие ни в каких жестоких революциях или
политических покушениях и, конечно, они настроены
неагрессивно, несмотря на то что о них говорит пресса. Лишь
недавно панки про-явили серьезный интерес к вооруженной
борьбе. Возрождение материала о таких радикальных
организациях, как лRed Army Faction╗, лAngry Brigade╗,
лWeathermen╗, лBlack Panthers╗ и других, выбравших
вооруженную борьбу, не-прерывно появляется в фэнзинах. С
распространением этой литературы, вкупе с популярностью
борьбы мексиканского движения сапатистов (EZLN), больше
пан-ков стало выступать против идеологии пацифизма Я надеюсь,
что те, кто избрал другие средства ведения борьбы за свободу,
будут к ней хорошо подготовлены.