Более радикальной альтернативой MRR является зин из
Миннеаполиса Profane Existence («Нечестивое существование»).
РЕ имеет анархистскую направ-ленность и уделяет больше
внимания политике и политически активным коман-дам, чем
Flipside и MRR. Он появился в конце 1989 года; первые 10
номеров имели формат 8.5 на 11 дюймов , как и MRR. хотя и
были значительно тоньше. Затем, по неизвестным причинам, на
время этот формат был заменен на таблоидно-газетный,
копирующий известные левые издания. Однако позже, к счастью
для нас, читателей, издатели вернулись к прежней форме,
одновременно увеличив объем. В последнее время РЕ
превратился в один из крупнейших фэнзинов и, благодаря своей
открыто агрессивной политике, имел большой резонанс в
Евро-пе. Коллектив авторов издания, преданные своему делу
люди, явно находится под влиянием раннего английского
политически активного панк-движения. На мо-мент выхода в
свет первого издания этой книги (1992), РЕ издавался уже три
года. Сейчас он уступает по степени влиятельности и
популярности среди панков только MRR. Издатели выпускают «каждый
номер, чтобы нести слово о наших собственных действиях, а
также для того, чтобы служить источником для тех, кто
вовлечен в анархистскую и/или панковскую культуру и
деятельность. Еще одной причиной издания журнала является
желание преодолеть барьеры отчуждения, которые разделяют и
умиротворяют общество. Если наша политика или жизнен-ная
позиция каким-либо образом оскорбляет вас... плевать!»
Хотя Flipside, MRR и РЕ, конечно, не единственные зины,
которые читают в Северной Америке и Европе, они, безусловно,
самые влиятельные. В каждой ев-ропейской стране существует
множество больших и маленьких фэнзинов, напи-санных
преимущественно на языке данной страны и освещающих местную
сцену. Все три вышеперечисленные издания читаются во многих
странах и, соответст-венно, отражают происходящее во всем
мире. Эти и другие зины не только изла-гают позиции и
описывают деятельность панк-сцены, но и в какой-то степени
оп-ределяют ее курс. За последние двадцать лет были выпущены
тысячи различных фэнзинов. Эти три издания использовались в
качестве основных источников, ис-ходя из их
распространенности и признания в панк-сцене.
Необходимо учесть изменения в мире зинов, произошедшие с
момента пер-вого издания этой книги. Во-первых, резко
возросли количество и популярность издаваемых зинов. Крупные
коммерческие дистрибьюции и сети распространи-телей печатной
продукции начали принимать зины на распространение. Для
многих зинов это стало фантастической возможностью охватить
большую ауди-торию, а для подростка из любого
провинциального городка — познакомиться с подпольной
культурой. Отрицательной стороной этого явления является то,
что зинам зачастую необходимо становиться «более
профессиональными» или мейн-стримовыми, чтобы добиться
массового признания. Безусловно, существует большое
количество глянцевых панк-журналов. Профессионально
оформленные, они полностью состоят из рекламных объявлений,
рецензий и скучных интервью, и не несут в себе творческого
начала и искренности, так свойственных их более жестким и
страстным предшественникам. Также получил распространение
такой феномен, как книги на основе зинов, а также
полноформатные книги, написан-ные издателями зинов и
представляющие собой переиздание старых номеров.
В этом году (1999) умер Тим Йохэннон, оставив MRR в руках
молодой, менее опытной команды. Надеюсь, что эта команда
сохранит умение Тима выражать бунтарские идеи в журнале,
который сейчас продвигает очень узкую линию панк-музыки. В
1999 году РЕ прекратит свое существование . Это создаст
большой про-вел в итак очень разрозненной анархистской
панк-сцене. К счастью, они оставили после себя очень хорошую
книгу под названием «Снова сделай панк угрозой» .
Обязательно прочтите ее!
Необходимо помнить, что независимо от объема фэнзины
преследуют одну цель: обмен идеями, которые определяют
панк-культуру и философию. Таким образом, фэнзины могут быть
использованы, чтобы отразить особенность таких идей, как
анархия, взаимоотношение полов, философия окружающей среды и
принципы дел в панк-сообществе.
АНАРХИЗМ: АЛЬТЕРНАТИВА СУЩЕСТВУЮЩИМ ПОЛИТИЧЕСКИМ СИСТЕМАМ.
ЧТО ЭТО ТАКОЕ И ПОЧЕМУ ПОДОБНЫЕ ИДЕИ РАЗДЕЛЯЮТ ПАНКИ ВО ВСЕМ
МИРЕ. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖНЫХ ПОЛИТИКОВ ПОДТОЛКНУЛА
ПРЕДСТАВВИТЕЛЕЙ КОНТРКУЛЬТУРЫ К МЫСЛИ О ТОМ, ЧТО БЕЗ ЭТИХ «КРОВОПИЙЦ»
ЖИЗНЬ БЫЛА БЫ ЛУЧШЕ.
«Все правительства нежеланны и не являются необходимостью.
Государ-ство не осуществляет никаких функций, которые не в
состоянии выполнить само общество. Нам не нужен кто-то, кто
говорил бы нам, что делать, или пы-тался управлять нашей
жизнью, душил нас налогами, правилами, уставами и жил без
забот за счет нашего труда» .
Что касается выбора политической идеологии, большинство
панков при-держиваются анархистских взглядов и лишь
небольшая часть поддерживает дальнейшее развитие идей
капитализма или коммунизма. Это вовсе не означает, что все
панки хорошо разбираются в истории и теории анархизма, но
большинст-во из них разделяют убеждения, сформированные на
принципах отрицания официального правительства и правителей,
и ценят индивидуальную свободу и ответственность. Фэнзин
Profane Existence («Нечестивое существование»), изда-ваемый
в Миннеаполисе, самый большой анархистский панк-фэнзин в
Северной Америке, освещает как музыку, так и политику
анархистской направленности. Существует множество других
интересных периодических изданий, ориентиро-ванных на более
активных и сознательных читателей, которые ставят
музыкаль-ную составляющую панк-движения ниже политической.
В Европе существует большее количество анархистских фэнзинов
и групп, поскольку европейские панки исторически более
политически активны, чем их североамериканские собратья. На
создателей и редакторов этих фэнзинов по-влияла вторая волна
европейского панка (1980-1984), которая была явно
полити-чески ориентированна. Такие группы, как Crass,
Conflict, Discharge в Великобри-тании, The Ex и BGK в
Голландии и MDC и Dead Kennedys в Америке изменили сознание
многих панков, превратив их из простых рок'н'роллыциков в
бунтарей-мыслителей. Сегодня идеология этих команд взята на
вооружение группами, иг-рающими во всем музыкальном спектре
панка. Оглушительный трэш чикагской группы Los Crudos, равно
как и мелодичный панк-рок группы Propagandhi, соче-тающийся
с нецензурными текстами, пронизаны идеями классовой борьбы и
бросают вызов угнетению.
Результатом деятельности этих групп являются тысячи молодых
людей, на-зывающих себя анархистами и испытывающих здоровое
презрение к ныне пра-вящим режимам. «На заре развития того,
что мы называем цивилизацией, неко-торые люди осознали, что
они могут легко жить и богатеть, заставляя других лю-дей
работать на себя. Используя интриги или грубую силу, эти
люди провозгла-шали себя вождями, шаманами, королями или
священникам, с помощью угроз им удавалось повелевать людьми.
Время от времени их подданные восставали, и этим людям
приходилось либо проводить реформы с целью успокоить
восставших, ли-бо на их место приходил кто-то другой. Такова
природа любого правительства как явления» .
Панки выбрали анархизм как альтернативу всем существующим
политиче-ским системам в мире и замкнутому кругу угнетения,
который несет в себе каж-дая революция. Сама природа власти
(и иерархий в целом) содержит в себе угне-тение и
эксплуатацию людей. В отличие от других молодежных или
буржуазных контркультур, панки отвергают коммунизм и левое
крыло традиционных демо-кратических правительств наравне с
капитализмом. Реформы, проводимые пра-вящими партиями, часто
осуждаются как прогосударственные (способствующие удержанию
у власти официального правительства) и поверхностные.
Реформы призваны умиротворять, а не освобождать людей. Что
же касается коммунизма, многие панки согласны с положениями
движения, предполагающими поддержку прав женщин, рабочего
класса и разделяющими их отвращение к капиталистиче-скому
обществу. Члены панк-сообщества принимали участие в
демонстрациях, организованных Лигой Спартанцев,
Революционной Коммунистической Партией (RCP) и другими
марксистскими, ленинистскими и троцкистскими группами,
ис-ходя из общности целей по некоторым вопросам. Однако
анархисты, впрочем, как и все, кто изучает историю, понимают,
что в действительности коммунизм очень далек от целей
идеального анархистского устройства.
«Коммунистические группы, будучи не у власти, занимают
совсем другую позицию. Они представляют коммунизм как
благородную силу, которая борется за равенство и
справедливость против угнетения и господства капиталистов.
Но в действительности левые партии авторитарны по своей
природе. Любая система, поддерживающая как часть своей
философии господство одного человека над другим, утверждает
возможность угнетения. Коммунистические группы борются не за
освобождение масс, а за свою собственную власть. Получив
власть, они ис-пользуют те же репрессивные средства для ее
сохранения, как и все правительст-ва» .
Свидетельства поддержки коммунизмом практики угнетения
происходят не только из истории современных репрессивных
режимов, но также из истории Кронштадтского восстания в
России 1921-го года, Украинского анархистского движения
1918-1921 гг.» и гражданской войны в Испании 1936-39 гг.,
где анархи-сты были преданы и раздавлены тоталитарными
коммунистическими силами. Коммунистические режимы не
обязательно отличаются в своих последующих действиях от
сверженных режимов, в особенности в том, что касается народа,
управляемого ими. Революция означает не просто смену
правителей. «В этом веке революция стала сменой власти,
спланированной профессиональным классом коммунистических
организаторов, которые просто свергают капиталистические
системы и заменяют их собственными, такими же или даже более
деспотичны-ми» . В этом смысле, революции превращаются в
порочный круг, недовольные восстают только для того, чтобы
создать новый класс недовольных. Коммунизм не предоставляет
той степени свободы, которую может дать анархизм, и, поэтому
яв-ляется не более приемлемым, чем его предполагаемый враг,
капитализм.
Панк-движение изначально появилось в странах, исповедующих
капитали-стическую, псевдодемократическую идеологию.
Вследствие этого, капитализм и его проблемы стали первой
мишенью политизированных панков. Большое коли-чество
бездомных, классовое неравенство и эксплуатация на рабочем
месте — вот лишь некоторые результаты системы, построенной
на алчности. Несмотря на то что капиталистическая система
предоставляет огромные блага многим членам общества, в то же
время, она имеет прямое отношение к эксплуатации тех, кто не
обладает этими благами. Старая идея о том, что честный,
усердный труд приве-дет к богатству, в огромном числе
случаев не получала подтверждения в жизни. Если бы это было
так, то многие нынешние представители низшего класса,
вклю-чая меня и мою семью, были бы сказочно богаты.
В капиталистическом обществе степень успеха измеряется
количеством бо-гатства и имущества. Следуя этой логике,
средний класс материально «состояте-лен», доволен своим
статусом и страшится бедности настолько, чтобы быть
на-строенным против любого рода радикальных изменений. Даже
бедные люди, ко-торые должны понимать, и часто понимают свое
настоящее положение, работают ради того, чтобы получить
возможность пользоваться благами среднего класса. Тот факт,
что люди предпочитают покупать стереосистемы и телевизоры
вместо еды, доказывает их убежденность в том, что увеличение
количества денег и вещей сделает их жизнь лучше.
Не вызывает сомнения, что определенные блага и деньги могут
сделать жизнь легче, но суждение об успехе и неудаче в таких
категориях имеет опасную подоплеку. «Капитализм опирается на
некую теоретическую модель, предпола-гающую, что все
стремятся увеличить свой индивидуальный доход. В своем
боль-шинстве люди вписались в эту модель, превращая все
вокруг себя в товары, кото-рые могут быть проданы и куплены»
. Это наиболее очевидно проявляется в опасностях, угрожающих
сегодня окружающей среде. Когда экономисты подсчи-тывают
стоимость природных ресурсов, без учета вреда, который
наносится ок-ружающей среде, они гарантируют экологическую
катастрофу для будущих по-колений людей и нынешних поколений
растений и животных. В более экстре-мальном случае «это
убеждение достигает своего пика во время войны, когда лю-ди
и сражения становятся товаром; убийство теряет свое значение»
. Это очень важный вопрос, и война в Персидском заливе на
Ближнем Востоке может служить тому ярким примером.
Много говорилось и говорится о том, что капитализм — это
людоедская сис-тема. Данное положение обычно используется,
когда речь идет об эксплуатации людей корпоративными
собственниками и управляющими из жажды наживы. Капитализм,
похоже, основывается на нищете и жалком существовании
отдель-ных групп людей. Во время войны в Персидском заливе
солдаты обеих сторон ис-пользовались как инструмент, не
только предотвращающий потерю прибылей, но, наоборот,
способный увеличить доходы. «Определенные факты,
сопутствую-щие войне, бесспорны: сотни тысяч невинных людей
лишаются жизни, целое го-сударство оказалось практически
разрушено. В капиталистической Америке вой-на приняла
немного другое направление: на ней можно было заработать
много денег» . Не углубляясь в очевидные причины того,
почему эта война была не-правильной и несправедливой (если
война вообще может быть справедливой), мы можем посмотреть
на некоторые из ее экономических последствий. Футболки «Буря
в пустыне», видеокассеты, экстренные репортажи по телевизору,
наклейки на машины превращали расистские лозунги и
многочисленные смерти в привле-кательный товар. Нефтяные
компании были, возможно, главными «победителя-ми» по части
прибыли, и популярный антивоенный лозунг «нет крови ради
неф-ти» следовало бы заменить на более подходящий «нет крови
ради денег».
Общая сумма, в которую война обошлась Соединенным Штатам,
составила 60 миллиардов долларов (в эти расчеты не
включаются потери союзных войск, ка-кими большими они бы ни
были и, естественно, потерь Ирака). Если считать эту цифру
точной, что само по себе является нравственным преступлением,
то при-были, которые Америка получила от этой войны,
становятся очевидными. «При-том, что финансовая помощь
стран-союзников составила 57 миллиардов, а также 18
миллиардов были перечислены Саудовской Аравией и Кувейтом за
новое воо-ружение, эта война окажется довольно прибыльным
делом для американского правительства» . Помимо этого,
крупные строительные компании получат при-быль от
восстановления разрушенного Ирака. Чем больше будет ущерб,
тем больше придется восстанавливать и тем больше будет эта
прибыль.
На первый взгляд, получать прибыль от войны дико и
противоестественно, но, тем не менее, это происходит.
Неужели вы считаете невозможной такую си-туацию, когда
кому-то необходима война, чтобы простимулировать
экономиче-ский рост и увеличить прибыли, снизить уровень
безработицы и создать в обще-стве патриотические настроения
— и все это под прикрытием провозглашенной военной цели? «Некоторые
могут создавать изощренные теории заговора, чтобы объяснять
подобные явления, но, по нашему мнению, такие теории не
нужны. Правда лежит на поверхности: получать прибыль от
войны — пример рацио-нального поведения в капиталистической
системе, превращающей все вокруг в товар, ценность которого
определяет «свободный рынок» . Исходя из всего
вы-шесказанного, анархисты не могут принять капитализм,
поскольку его основой является обезличивание и эксплуатация
людей (а также животных и окружающей среды) ради денег.
Существуют и другие причины, по которым капитализм и
псевдо-демократическое общество неприемлемы для анархистов.
Некоторые из них будут рассмотрены ниже.
Панки-анархисты придерживаются убеждений, некоторые из
которых пере-кликаются с идеями радикальных, либеральных или
крайне левых течений демо-кратического спектра. Защита прав
женщин и сексуальных меньшинств, равенст-во рас, являются
необъемлемой частью политических платформ, как либералов,
так и анархистов. Однако эти сходства не мешают анархистам
критиковать левых не меньше (а иногда и больше), чем правых.
«Странно, что анархисты могут всту-пать в коалицию и
работать вместе с левыми группами, на самом деле, анархизм
находится в такой же оппозиции левым у6еждениями, как и
правым» . Война в Персидском заливе может служить
иллюстрацией отличий в позициях левых и анархистов.
Акции протеста и попытки сопротивления левых показали их
нежелание «занять принципиальную позицию во имя радикального
эгалитаризма» . В об-щем, отличия анархистов от левых
заключаются в том, что последние, по их мне-нию, боятся
сделать что-либо, «что может означать прямую конфронтация с
госу-дарством» . Я лично посещал большую из двух антивоенных
акций протеста, ко-торые состоялись в Вашингтоне, и могу
согласиться с вышеприведенным утвер-ждением. Акция была
организована несколькими либеральными группами, це-лью
которых было заявить о себе и продать свою атрибутику. «Лидеры
движений призвали участников демонстраций выстроиться в
колонну за людьми, несшими лозунги, что фактически означало
потрясание цепями «цивилизованных людей» вместо попытки их
разбить. Демонстрантам было сказано не выходить на проез-жую
часть и «вести себя прилично» перед камерами. Спонтанный,
творческий протест всячески подавлялся. Для усмирения всех
несогласных существовали так называемые «peace monitors» —
люди, отвечающие за порядок» .
Главной целью создания коалиции является протест с более
широкой базой, обращающийся к большому числу взаимосвязанных
проблем. В этом же случае, коалиция привела к размыванию
изначальной идеи протеста. Чтобы не обидеть какую-нибудь из
присутствовавших групп (за исключением группы коммунистов,
отвратительной в своей смехотворной поддержке Ирака),
главным лозунгом про-тестного движения стали слова «Сейчас
же верните войска домой!» Поскольку это не выражало
обесценивания человеческой жизни, многие панки пошли дальше,
выдвинув более острый лозунг «На хуй войска!». Как поддержка
солдат в разру-шениях и убийствах, так и требование вернуть
их домой, чтобы не подвергать их опасности (как если бы
солдаты противной стороны были менее ценными), оба эти
требования основаны на очень ограниченном и ошибочном
восприятии си-туации. «Протестующие сводили войну к
единственному, легко усваиваемому пункту: войска — это
хорошо, война — нет. Таким образом, движение за мир
не-критически относилось к патриотической лжи мейнстрима,
выражая свою оппо-зицию в духе альтернативного национального
интереса: «Мир — это патриотич-но!» Каждому, кто на самом
деле заинтересован в мире, следует отрицать патрио-тизм и
понимать, что эта страна основана на угнетении и
эксплуатации» . Сей-час должно быть очевидно, что панки
совсем не патриоты. «Для меня быть пат-риотом и при этом
противостоять большинству — это лицемерие. Я считаю
не-возможным поддерживать достоинства этой страны, не
поддерживая одновре-менно ее недостатки. Каждый раз, когда
тема смертей, пыток или пренебрежения к другим становится
реальностью из-за этой страны, тогда в моих глазах, разуме и
сердце, плохие черты безусловно перевешивают хорошие» .
Протесты и весь подход левых к войне, кажется, провоцировал
общее чувство беспомощности и бессилие отдельного человека.
Единственным способом проти-востоять этой войне было
вступление в группу и передача власти ее лидерам. Средства
массой информации интересовались лишь заявлениями, которые
дела-ли лидеры или знаменитости. Единственное, что мог
сделать человек — это ку-пить футболку или написать письмо.
У левых методы протеста были предопреде-лены, и правила
строго очерчены. «Структуры власти, иерархии и зарабатывания
денег таким образом поддерживались без какого-либо осознания
путей, в которых эти силы были ответственны за конфликт в
Персидском заливе: подчиняющийся приказам рядовой
почувствовал бы себя здесь в своей тарелке. Основная идея
этих протестов была ясна: скажи им, что ты зол (в самых
мягких выражениях), потом иди домой и смотри телевизор» .
Отличительные черты и неудачи сопротивления войне в
Персидском заливе явились ярким примером политики левых.
Анархистов отталкивают методы, ос-нованные на стремлении к
господству, и отношение лидеров левых к своим
по-следователям, а также готовность последних к слепому
подчинению авторитетам. «Официальное левое движение
управляется зацикленными на отдельных вопро-сах
профессиональными политиками-карьеристами, душащими любые
перемены бюрократией и мелочной борьбой за статус, которые
часто маскируются под «профессионализм» . Так же, как и
коммунисты, левые ищут несогласных, «за-ставляя их двигаться
в строго заданном направлении и тупо отдавать свои голоса «прогрессивным»
политикам, которые затем их неизбежно предадут, или,
соби-рать подписи в поддержку законов, которые, даже если их
примут, никогда не бу-дут реализованы на практике» . Каждый,
кто хоть раз в жизни работал за деньги на такие
некоммерческие группы, объединенные «общим делом», может
под-твердить это. Конечно, и демократические левые сделали
много хорошего, но анархисты расценивают эти меры как всего
лишь успокоительные, а не направ-ленные на реальные перемены.
Основным поводом для критики политиков лево-го толка
является тот факт, что они стремятся к переменам, работая
изнутри кор-румпированной и деструктивной системы. Какими бы
значительными не были улучшения, предлагаемые этими
политиками, анархистов устроят только корен-ные
преобразования.