Что же все-таки такое панк? Следующие три определения панка
должны быть упомянуты, так как все они представляют собой
шачимые мнения, которые, к тому же, верны:
Панк Ч это молодежное течение. лЯ скажу тебе, что такое панк
Ч это кучка молодых людей с забавными прическами, несущих
псевдополитическую чушь и исторгающих из себя либеральные
философские теории, о которых они почти ничего или совсем
ничего не знают╗ .
Панк Ч это внутренний бунт и стремление к переменам. лХардкор(овец)
Ч шестнадцатилетний, выкрасивший волосы в светлый цвет
молодой человек, бро-сающий вызов и живущий в дешевой
съемной комнате, не очень хорошо, но само-стоятельно.
Хардкор(овец) Ч получатель социального пособия, которому
прави-тельство платит, чтобы он не ввязывался в неприятности,
и который на свое еже-месячное пособие снимает студию для
репетиций. Хардкор(овец) Ч корпоратив-ный лакей, который
увольняется с работы, чтобы стать менеджером группы
пры-щавых подростков╗ .
Панк Ч это грозный голос сопротивления. лМы создали свою
собственную музыку, свой образ жизни, свое сообщество и свою
культуру... Мы создаем движе-ние на основе любви, действуя в
надежде на то, что однажды, в конце концов, на Земле будет
достигнут мир. Мы можем оступаться, но мы будем продолжать
бо-роться. Свобода Ч это то, что мы создаем каждый день, и
от нас зависит, сбудется ли она╗ .
Тогда как третье высказывание выглядит идеалистичным по
отношению к двум другим, первое мнение обычно преподносится
прессой. Как будет рассказа-но далее, это наименее точный,
но наиболее популярный образ панка.
ИСКАЖЕНИЕ В СМИ: КАК ТЕЛЕВИДЕНИЕ, ГЛЯНЦЕВЫЕ ЖУРНАЛЫ И ТУПЫЕ
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ СТАРАЮТСЯ ЛИШИТЬ ЗВЕРЯ ЕГО
КЛЫКОВ.
лПо мнению большинства людей, мы все накачавшиеся
наркотиками ре-волюционеры, свихнувшиеся на идее разрушения
всей цивилизации. Стоит ли удивляться после этого, что наши
концерты отменяют один за другим? Стоит ли удивляться, что
панков избивают, заталкивают в полицейские ма-шины и
развозят по тюрьмам? Список несправедливостей, совершенных
по отношению к панку, столь же длинен, как и список плохих
статей о панке в прессе╗ .
Вне зависимости от того, чем был панк или чем он является до
сих пор, оче-видно, что он приобрел дурную репутацию.
Телевидение, кино, комиксы и рек-лама Ч все искажают
реальный образ панка в глазах широкой общественности. Панк
был преподнесен обществу как преходящее увлечение,
самоубийственное и жестокое. В середине 80-х панки частенько
становились темой для ток-шоу вроде передачи Фила Донахью.
Также в телевизионных комедийных сериалах, вроде Alice,
Silver Spoons и многих других, были эпизоды, в которых все
вертелось во-круг смущения и стыда, возникавших, когда один
из героев на время лстановился панком╗. Естественно, к этому
герою потом возвращается здравый смысл, и он превращался в лнормального╗
до конца серии.
В ток-шоу же зачастую участвовал член какой-нибудь
организации по про-мывке мозгов вроде лРодителей панков╗ или
лВернуть под контроль╗, который убеждал родителей в том, что
их чада вполне могут лизлечиться от панк-безумия╗ при
наличии денег и хорошего психотерапевта. Матери рассказывали
ужасающие истории о своих сумасшедших детях, в то время как
аудитория, вся в черной коже и гриме, вопила и плевалась.
Какой шок для телезрителей!
Эпизоды телевизионных шоу Chips, Quincy, Square Pegs, 21
Jump Street и та-кие фильмы, как Class of 1984, Repo Man и
многие другие, изображали панк в ка-честве лпрямой причины
садомазохизма, суицидов, убийств, сексуального и дру-гих
форм насилия╗ . В этой книге будут рассмотрены
неголливудские взгляды на панк и отношение к нему, свободное
от вредных стереотипов, представленных в фильмах и шоу. Для
несведущих зрителей по-прежнему проще платить за лсен-сационные
репортажи, которые изображают панков как жестоких наркоманов
и нигилистов, чья главная цель в жизни Ч носить смешную
одежду и мечтать о но-вой прическе, если они не заняты
запугиванием убеленных сединами старушек или
попрошайничеством╗ .
Чтобы быть до конца честным, нельзя не упомянуть о частых
проявлениях насилия (обычно друг против друга),
злоупотреблении наркотиками и неболь-шом числе мелких
преступлений, исходивших из панк-сцены. Но вместо того чтобы
соглашаться со стереотипами масс-медиа, я считаю, что
большинство этих проблем как раз и было создано искажениями,
присутствовавшими в средствах массовой информации.
лПостоянное искажение фактов прессой, преувеличение и
формирование стереотипов способствуют созданию такого типа лпанка╗,
который не имеет ни малейшего представления об идеях панка,
его политических и социальных взгля-дах и многообразии
панк-движения. Такие лпанки╗ все больше вливаются в
дви-жение, утверждая образ, созданный прессой. Таким образом,
морализаторствую-щие власти как бы оказываются правы и
получают полное право на принятие со-ответствующих мер,
которых требует культура, основанная на социальном кон-троле.
Предоставляется огромная возможность для уничтожения доверия
к панк-движению или для его компрометирования╗ .
Хотя пресса и не уничтожила панк-сцену, она нанесла ей
серьезный вред. Во многих частях Северной Америки и Англии
портрет панка, нарисованный сред-ствами массовой информации,
начал привлекать людей, действительно опасных для сцены. лВнутреннее
неприятие авторитарной власти и индивидуальность панка были
погребены толпами коротко стриженых мужланов, не говоря уже
о психопатах и мелких преступниках╗ . Особенно явно это
проявилось в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, где враждующие банды,
состоящие из скинхедов и испа-ноязычных, слетались на
панк-концерты только лишь ради насилия, обещанного
телевидением.
Другие квинси-панки (quincy punks), получившие это прозвище
по назва-нию сериала, в котором показывались озабоченные
модой, глупые и склонные к насилию персонажи, стали
относиться со все большей нетерпимостью к тем, кто выглядел
недостаточно лпо-панковски╗. В это время (1984-87) панк
пережил пери-од насилия и глупости, спровоцированный
средствами массовой информации, которые грозили превратить
панк в пародию на самого себя. Несмотря на то что в
некоторой степени панк-движение продолжает страдать от этого
эффекта, оно все же отказалось от навязываемых ему черт,
сделав их скорее исключением, чем правилом.
В то время как консервативные средства массовой информации
навязывали населению образ панка как опасного и
нежелательного движения несовершенно-летних преступников,
либеральные источники в этом отношении вряд ли были лучше.
Левые политические группы и журналы, имеющие к ним отношение,
по-спешили осудить панк как преходящее увлечение молодежи.
Либеральная пресса лпыталась лишить зверя его клыков,
игнорировать его политические и культур-ные призывы к
переменам и вместо этого всячески изворачивалась, пытаясь
по-глотить рассерженное брожение и превратить его в
хорошенькую, безопасную и удобную для потребления моду,
основанную ни на чем ином, как на стилях при-чесок, моде и
возрождении определенных музыкальных стилей╗ .
Социологи из Бостона Джек Левин и Филипп Лэми (из
Северо-восточного и Брэндейс университетов соответственно) в
1984 году написали работу, которая анализировала панк-рок.
Авторы отошли от популярного стереотипа о том, что панк
связан с насилием. Однако они не ушли далеко в осознании
того, насколько сильным может быть это движение. лЛевин
выражал свою уверенность в том, что панки, как и другие
поколения, перерастут моду и во взрослом возрасте станут
респектабельными гражданами, представителями среднего класса╗
. Найдется достаточно людей, которые повзрослели, но
опровергают это утверждение. Эти люди внешне могут не
подходить под стереотип панка, но придерживаться идей,
которые делают панк-движение достойным изучения.
Списывание панка со счетов как временного увлечения или моды
имело та-кой же эффект, что и описанное ранее представление
панка как негативного и жестокого явления. Новые панки
вливались в движение, привлеченные не наси-лием, но в то же
время и не идеями панка. По мере того как вес больше людей
пе-ренимают внешний вид панка, у них все меньше
представления о том, каково его содержание. Критическое
послание панка направлено против целого ряда мише-ней, таких
как классизм (дискриминация по классовому признаку), сексизм
(дис-криминация по половому признаку), расизм и авторитаризм.
Когда лпанки╗ пе-ренимают лишь внешнюю форму или стиль, не
обращая внимания на критиче-ские идеи панк-движения,
представления людей о расизме, сексизме, классизме и
авторитаризме остаются незыблемыми. Тем самым сеются семена
саморазруше-ния панк-движения╗ .
Правда, что многие панки являются равнодушными жестокими
подростка-ми, интересующимися только модой. Также правда и
то, что не все панки таковы, и средства массовой информации
нанесли огромный вред движению, искажая информацию и тем
самым порождая невежество. Для людей, которые не были
привлечены либо напуганы образом, созданным прессой,
панк-движение стало возможностью выразить себя и
сосредоточиться на том, что они считают важным. Такие люди лгораздо
ценнее для человеческого генофонда, чем лнормальные╗
представители своего поколения, потому что они разумнее,
любознательнее, сме-лее, непокорнее, критичнее, активнее,
амбициознее, чем их сверстники, которые гоняются за
последней версией американской мечты с пылом героя известных
ко-миксов Рона Кобба, который как зомби пробирается по
территории, пострадав-шей от войны, с разбитым телевизором
под мышкой в поисках работающей ро-зетки╗ .
Возможно, наибольший вред средства массовой информации
нанесли аме-риканской панк-сцене тем, что провели знак
равенства между панками и скинхе-дами. Хотя эта ошибка и
легко объяснима (и панки, и скинхеды носили похожие прически
и посещали те же концерты), все же рост расизма и насилия в
среде скинхедов нанес огромный ущерб панк-сцене. Эта
проблема не была столь серь-езной в Великобритании, потому
что субкультура скинхедов появилась T; LM раньше и
существует немного в стороне от панк-движения и по сей день.
СКИНХЕДЫ И РАСИЗМ: КТО ОНИ, ОТКУДА И, ВООБЩЕ, ЧТО У НИХ
ОБЩЕГО С ПАНКОМ.
лКакова разница между панками и скинхедами? Мы все в одной
сцене, все слушаем одинаковую музыку. Все это против
правительства, против лю-дей, которые притесняют нас╗ .
В начале 80-х между американскими панками и скинхедами (или
скинами) было очень мало отличий. Скинхеды были определенно
более конформистскими, склонными к насилию и аполитичными,
чем панки, но и близко не стояли рядом с расистами,
сторонниками идей лбелой власти╗ (white power), какими они
часто изображаются. Скинхеды не участвовали в развитии
молодой панк-сцены, за ис-ключением разве что посещения (и
зачастую срыва) концертов панк-групп. То, что музыкальные
вкусы панков и скинов, а часто и прически (бритые головы)
бы-ли одинаковы, позволило средствам массовой информации и
невежественным наблюдателям свалить их в одну кучу. Это
оказалось большой ошибкой из-за рас-тущего политического
радикализма панков и такого же роста расистских на-строений
и невежества среди скинхедов. В середине и конце 1980-х
скинхеды про-явили себя как враги конструктивной панк-сцены
через постоянное насилие на концертах и связи с расистскими
организациями. Здесь я дам краткое описание того, кто такие
скинхеды, их отношения к расизму и патриотизму и как эти
пози-ции идут вразрез с политикой и философией панка.
Корни скинхедовского движения достаточно хорошо известны и
не вызыва-ют споров. Вследствие недавнего подъема
популярности скинов среди молодежи об их истории было
написано много книг. Издательство лSkinhead Times
Publishing╗ (STP) в Шотландии публикует множество
художественных и докумен-тальных книг как о скинхедах, так и
о панках. Я настоятельно рекомендую поис-кать их. В качестве
хорошо документированной истории, полной вырезок,
фото-графий и личных текстов, читайте книгу Джорджа Маршалла
лДух 69-го. Библия скинхедов╗ .
лИстоки движения в черной ямайской музыке Ч регги, соул и
позже ска, ко-торая была экспортирована в Англию и пришлась
по душе белой молодежи из рабочего класса. Движение всегда
было мультирасовым и всегда было тесно свя-зано с политикой
рабочего класса, которая была в значительной степени
антира-систской╗ .
Первые английские скинхеды в начале 60-х не были против
черных, но все равно были запачканы расизмом. В середине
60-х в Англии наблюдался лприток иммигрантов из Пакистана, и
владельцам фабрик было гораздо проще эксплуа-тировать
неграмотных иммигрантов╗ . Это привело к безработице среди
скинхе-дов и их родителей. Сочетание скуки, нищеты и
разочарования привело к тому, что скины направили свой гнев
на новых рабочих-иммигрантов. лСкины совер-шали набеги,
избивая, а иногда и убивая пакистанцев, чье преступление
заклю-чалось лишь в том, что они оказались не в том месте и
не в то время╗ . Подобный выбор иммигрантов в качестве
козлов отпущения имеет место и по сей день как в Европе, так
и в США.
Когда в Англии произошел панк-взрыв, скинхеды сменили
ямайское ска на панк-рок, и началась новая стадия развития
их движения. Агрессия и гнев изна-чального панка привлекли
скинов на концерты, которые они в итоге и разрушали со
свойственным им патриотическим, пьяным насилием. Скины также
организо-вали группы и пели о безработице из-за иностранцев
и о гордости быть англий-ским пролетарием. Хотя эти группы
демонстрировали намного меньше мастерст-ва, чем даже ранние
панк-группы, они быстро приобрели известность как среди
рабочего класса, так и политических организаций, которые
увидели, что их мож-но легко использовать в своих целях.
Фашистские организации, такие как Нацио-нальный Фронт,
финансировали скинхедовские группы, вовлекая через них
но-вых членов и используя их как лсолдат╗ для агрессивных и
насильственных ак-ций. К 1978-79 годам английские скинхеды
имели лсвою собственную униформу, музыку и новую философию,
основанную на футболе, пивных барах, расизме и фашизме╗ .
Многие из этих скинхедовских групп в итоге потеряли интерес
к панку и вернулись к изначальной музыке скинхедов Ч ска. В
результате английские ски-ны стали гораздо менее заметными в
панк-сцене и более сосредоточились на сво-ей собственной
музыке и моде. Скинхеды в Англии больше не представляют
уг-розы для панков (и, похоже, меньшую угрозу, чем раньше,
для пакистанцев) и считаются субкультурой молодых людей,
которые идеализируют прошлое (60-ые) своего движения,
имеющего давнюю историю.
Так же, как американские панки скопировали идеи и стиль с
английских, так и американские скинхеды переняли стиль и
идеи английских скинов конца 70-х. Американское
скинхед-движение имело не только много схожих черт, но и
отли-чий от своих английских собратьев. Американские скины
приняли ту же одежду и слепой патриотизм, что и в Англии, но
предпочитали новый, быстрый амери-канский хардкор.
Американские скины были белыми подростками из среднего
класса, у которых не было особых причин для того, чтобы быть
расистами или безработными. Они были, в основном, бунтующими
детьми, которым нравилось выпить и подраться, чем и можно
было заняться на панк-концертах в начале 80-х. Лишь в
1985-87 годах и американские скинхеды начали уподобляться в
уродстве своим английским предшественникам.
Средства массовой информации сыграли большую роль в
вовлечении раси-стов и реакционных гопников в
скинхед-движение и в превращении довольно безобидного и
глупого направления в реальную проблему. Скинхеды,
завербо-ванные организациями, проповедовавшими превосходство
белой расы, подобны-ми британскому Национальному Фронту,
часто появлялись на ток-шоу, где они выступали жестко,
привлекая много молодежи. Скинхеды стали очень популярны
вследствие образа лмачо╗ и ллюдей, выросших на улице╗. Хотя
ситуация сильно отличалась от Англии, бритоголовые подростки
были убеждены, что американцы с африканскими, азиатскими и
латинскими корнями (аналогично пакистанцам в Англии)
отнимали лих╗ работу, без оглядки на реальную ситуацию.
Даже скины, которые не были почитателями гитлеровской
политики или не имели расистских татуировок, стали
реакционными, более жестокими и более многочисленными, чем
раньше. Среди второй группы были черные, азиаты и
ла-тиноамериканские скинхеды, которые были столь же
невежественными и жесто-кими, как и наци-скины, но которым
было легче придерживаться антирасистских убеждений.
В то время как эта тенденция имела место по всей стране,
будучи более раси-стской и жестокой в некоторых районах (Сан-Диего,
Портленд, Бостон, Флори-да...), задиры-старшеклассники,
одетые в традиционную униформу скинхедов (рабочие ботинки
фирмы Dr. Martens, куртки летчиков, подтяжки), превратились
в реальную угрозу. Насилие на почве ненависти и преступления
против бездом-ных стали обычной деятельностью скинхедов.
Пока это происходило, скины все еще поддерживали связь с
панк-сценой, по большей части через вандализм и дра-ки на
концертах. В упрек панк-сообществу может быть поставлено то,
что оно бы-ло зачастую слишком слабым, чтобы постоять за
себя, позволяя небольшому чис-лу хулиганов наводить страх на
целую толпу.