Панк в Британии был, по существу, движением, состоящим из
белых мало-обеспеченных молодых людей, принадлежащих к
рабочему классу. Многие из них глубоко переживали кризисную
жизненную ситуацию и использовали панк как способ выражения
своего недовольства╗ .
Целью подобной констатации является необходимость понять,
откуда поя-вились панки, и почему они придерживались
подобных идей. Было бы неправ-дой, однако, утверждать, что
те первые панки имели на вооружении хорошо про-работанные
социальные и политические теории. Они могли быть против всех
обычных л-измов╗, но скорее предпочитали плеваться и
сквернословить, чем разъяснять свою позицию обществу. лОни
были панками, а не общественными деятелями, и их послания
были мрачными. Музыка Sex Pistols была вспышкой ненависти и
отчаяния. Посмотри в лицо жизни, уродливой, бессмысленной и
полной разочарования. Кричи вместе с нами... лБудущего нет!╗
.
Целью тех панков было выразить свою ярость в жесткой и
самобытной мане-ре. Больше всего они ненавидели добровольных
конформистов. Многие панк-команды строили свои политические
платформы и послания на позиции про-движения нонконформизма.
Конформизм отвергался ими в любых проявлениях, в попытках
добиться истины или иногда просто для того, чтобы шокировать
лю-дей. Чем же так плох конформизм? Видный социолог Эллиот
Аронсон дает сле-дующее определение конформности: лИзменение
в поведении или мнении чело-века под воздействием реального
или воображаемого давления со стороны друго-го человека или
группы людей╗ . Реальное или вымышленное давление со
сто-роны, которое отрицают панки, это не только физическое
давление или навязы-ваемый интерес, но и лконформизм,
который является результатом наблюдения за другими с целью
приобретения информации о подобающем поведении╗ .
Панки рассматривали нонконформизм не только с позиций
другого подхода в звучании или внешнем виде (важность этого
Ч предмет дискуссий), но и с по-зиций отличного от
господствующего образа мышления. Конформист, чьи идеи
определяются его окружением, не задает вопросов о том, что
другими восприни-мается как само самой разумеющееся, будь то
работа, раса, секс или его собствен-ная личность.
Нонконформист не опирается на других в попытках определить
свою собственную реальность.
Критическое отношение к конформизму включает в себя также и
критичное отношение к власти. Панки не испытывают особого
уважения к власти в любых ее проявлениях, в дальнейшем об
этом будет сказано в главе, посвященной анархии. Вообще,
принудительная власть воспринималась ими как главный
источник зла. Начиная с немецких нацистов времен Второй
мировой войны и участников шо-ковых экспериментов психолога
Стэнли Милгрэма, и заканчивая сегодняшней полицией, все
доказывает, что неоправданная слепая покорность власти
приводит к массовому принятию пагубных последствий ее
деятельности.
Действуя как антиавторитарные нонконформисты, панки не
встречают хо-рошего к себе отношения со стороны тех, чьи
приказы следовать правилам они отвергают. Наше общество
неплохо научилось практиковать лдвоемыслие╗ и ис-кать козлов
отпущения, оно применяет язык со всем его понятийным
аппаратом для того, чтобы создать негативные образы тех, кто
следует принципам нонкон-формизма. лСлово линдивидуалист╗
или лнонконформист╗ можно заменить на лчеловек с отклонением
от нормы╗, а слово лконформист╗ Ч на лкомандный иг-рок╗ .
Это как раз то, что сделало современное общество; созданный
им негатив-ный облик панк-движения будет рассмотрен в главе,
посвященной искажению образа панка в СМИ.
Мы знаем, что нонконформисты почитаются историками или
воспеваются в фильмах и книгах намного позже их
нонконформистских действий. При жизни же они обычно бывают
заклеймены как бунтовщики, отступники или смутьяны именно
тем устоявшимся порядком вещей, против которого они
выступают. Му-зыкальная индустрия и модные журналы, которые
на протяжении последних двадцати лет либо проклинали, либо
посмеивались над панком, теперь превозно-сят многие
панк-группы как гениев-первопроходцев. Руководители крупных
му-зыкальных компаний, которые терпеть не могли панк, теперь
подписывают нале-во и направо контракты с молодыми командами,
пытаясь заработать деньги на модном жестком звучании. В то
время как некоторых прельщает широкое при-знание, а кому-то
даже удается на нем заработать, эта цитата Дика Лукаса (Dick
Lucas), участника английских групп Subhumans и Citizen Fish,
хорошо передает все те чувства, которые испытывают многие
панки в отношении культуры мейн-стрима и общества в целом:
лЯ никогда не свыкнусь с мыслью, что я лчасть общества╗, и
что я должен вы-страивать линию своего поведения в
соответствии с господствующими в обществе настроениями,
настроениями конформизма, покорности и стремления к успеху.
Затуманенное при помощи жесткого воспитания разума школой и
СМИ, массовое сознание западной культуры вращается вокруг
стремления поддержать прошлое, чтобы обеспечить будущее, в
то время как страдания в настоящем находятся вне нашего
контроля, в лнадежных╗ руках правительства, которое
скармливает мас-сам настоящее, представляющее собой продукт
технологического, материального, промышленного прогресса╗ .
Дик не одинок в своем мнении. Сотни тысяч панков чувствуют
так же. Имея это в виду, я постараюсь рассказать о том, что
такое панк, как искажали его суть средства массовой
информации и каковы некоторые особенности философии панка.
лВыдающийся советский психолог Павел Семенов однажды отметил,
что человек удовлетворяет свою жажду знаний двумя способами:
1) человек на-блюдает за окружающим его миром и пытается
упорядочить неизвестное яс-ным, разумным образом (это наука);
и 2) человек изменяет знакомый ему ок-ружающий мир, чтобы
создать что-то новое (это искусство)╗ .
В соответствии с этим определением, панк может быть
определен как разно-видность искусства. Панк Ч гораздо
больше, чем просто искусство, поскольку он подразумевает
конкретные теории и политику. Пытаясь разобраться в том, что
же такое панк, было бы полезно сравнить его с другими
течениями в искусстве про-шлого. Первые панки (возможно,
достаточно неосознанно) использовали ту же революционную
тактику, что и представители предшествующих авангардных
те-чений: необычный внешний вид, размытые границы между
искусством и повсе-дневной жизнью, сочетание несочетаемого в
поведении, умышленное провоциро-вание публики, использование
неподготовленных людей в качестве исполнителей и резкая
перестройка (или дезорганизация) общепринятых стилей
представле-ния.
Наиболее часто употребляемое сравнение Ч панк и известное
художествен-ное течение дада. лДада просуществовало примерно
с 1916-го по 1922-ой год, при-обретя себе дурную славу во
Франции после первой мировой войны тем, что са-мым
решительным образом отвергало все ранее существующие
общественные и эстетические нормы╗ . Существует, по крайне
мере, три известных мне научных работы, в которых паню
преподносится в качестве современного варианта дада. Это
сравнение правомерно, хотя я думаю, что панкам, скорее всего,
придется не по вкусу искусство дада. Оба этих течения
разрушительны по своей сути, но, к счастью, подрывная
сущность панка, видимо, выражается менее абстрактно и
аб-сурдно, нежели у дада.
Течением, с которым панки находили наибольшее сходство, был
футуризм. Футуризм как течение был основан в 1909 году
Филиппо Маринетти, манифест которого был опубликован в
крупной ежедневной парижской газете Le Figaro. лКак и другие
течения в истории авангарда, футуризм включал в себя
изобрази-тельное искусство, литературу и перформанс. Он был
основан на отвержении традиционных форм в искусстве,
ненатуралистическом выражении и вовлечении зрителей в
действие╗ . Вовлечение публики является важным связующим
звеном между футуризмом и пан-ком, так как и панк, и
футуризм пытались разрушить барьеры стандартных отношений,
сложившихся между зрителем и художником. Частью
провокационной линии поведения панка были выступления, во
время ко-торых исполнителей рвало на сцене, они плевались в
публику и демонстрировали раны, нанесенные ими же самими при
помощи бутылок, рыболовных крючков и ножей. Публике также
отводилась определенная роль: она беспрерывно броса-лась в
исполнителей вырванными креслами, стаканами, пивными
бутылками и всем тем, что подвернется под руку╗ .
Подобного рода взаимодействие между публикой и исполнителем
наблюда-лось в ранний период панка, но постепенно эта связь
стала исчезать. По мере того, как количество зрителей
возрастало, концерты становились все более развлека-тельными,
нежели ориентированными на общение. Маленькие залы все еще
со-храняют прежнюю атмосферу, в то время как выступления в
больших все больше походят на обычные рок-концерты. К тому
же, описанные выше черты панк-выступлений стали более
приглушенными. Когда подобные выступления все же имеют место,
они обычно рассматриваются как неоригинальные выражения
шо-ковых ценностей или просто стремление вернуть те лславные
добрые времена╗, когда у панка не было никакой политики,
кроме выражения гнева.
На более позднее панк-движение оказала влияние манера
одеваться, которая была принята у футуристов. Футуристы
пытались донести свое антихудожест-венное послание на улицы
через вызывающую одежду, серьги и грим. Это было
впоследствии скопировано на Кингз Роуд в Лондоне теми
панками, которые де-лали упор на моду.
Необходимо также отметить одну очень важную вещь: панк
эволюциониро-вал за пределы лшоковой тактики╗ волос,
крашенных в яркий цвет, и собачьих ошейников в сторону
целостной философии, которая не имела ничего, или почти
ничего общего с конкретным стилем одежды. Несмотря на то что
шокирование людей своим внешним видом было важным на
начальном этапе и до сих пор дос-тавляет много веселья,
сейчас оно отошло на второй план, уступив место шоки-рующим
идеям.
Подобное краткое сопоставление панка и авангардных течений в
искусстве (более обстоятельно они были сделаны другими)
демонстрируют то, что панк не был уникален в средствах
выражения своих бунтарских настроений или методах бунта.
Необходимо только понять, что из себя представляет
современная панк-сцена, и что она может сказать миру сегодня.
Теперь я буду пользоваться почти исключительно источниками
информа-ции самой панк-сцены. Тысячи фэнзинов, журналов,
издаваемых панками для панков и о панке, выражают мнения их
со здателей о том, что такое панк, какова его политика, его
лучшая музыка и цель авторов этих журналов. Используя эти
источники, я постараюсь дать наиболее точный образ философии
современного панка.
лДля начала я скажу вам, чем, по моему мнению, панк точно не
является: это не мода, не определенный стиль одежды, не
проходящая лфаза╗ бунта на коленях против родителей, не
новейшее лкрутое╗ течение или особый стиль музыки; на самом
деле это идея, которая ведет вас по жизни и придает ей смысл.
Панк-сообщество существует, чтобы поддерживать и воплощать в
жизнь эту идею через музыку, искусство, фэнзины и другие
средства выраже-ния личной творческой силы. И что же это за
идея? Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто
принимай то, что дает тебе общество, создавай свои
собственные правила, живи своей собственной жизнью╗ .
В панк-сцене было много участников и сторонних наблюдателей,
которые так и не заметили какой-либо четкой цели, лежащей в
ее основе. Молодые люди традиционно переживают стадию
взросления, когда их бунтарство направлено против всего:
родителей, школы и власти в целом. Панку был ошибочно
прикре-плен ярлык подросткового протеста, когда личность в
период своего становления старается выделиться среди
окружающих. Безусловно, как правило, стиль одежды и музыки,
характерный для панка, часто оказывается вызывающим и
шокирую-щим для широкой общественности, но неправильно
думать, что панк Ч это дви-жение, в котором главным является
то, как ты выглядишь. Безумное временное бунтарство может
быть прикольным, но оно не является столь уж эффективным и
полезным. Панк, по своей сути, пошел гораздо дальше, чем
зацикленность на внешнем облике, но об этом в средствах
массовой информации не говорят или представляют это в
неверном свете. Недостаточно отличаться внешне от толпы,
необходимо делать сознательный акцент на том, чтобы
оставаться собой.
Когда люди, которые хотят быть уникальными и непохожими на
других, примеряют на себя панк-прикид, им удается лишь
выглядеть отличными от нор-мы. Но это совершенно
бессмысленный шаг. Для некоторых для того, чтобы стать
индивидуальностью и самим собой, некоторым людям лнеобходим
честный, не-редко причиняющий боль взгляд внутрь себя с тем,
чтобы ответить себе на нелег-кие вопросы: лКто я? Чего я
хочу от жизни? Чего мне следует желать? Что мне следует
делать? В конечном итоге этот процесс, вне всякого сомнения,
приведет к тому, что человек откажется от того, чтобы
следовать общественным правилам и ожиданиям...╗ . Стоит
подчеркнуть Ч для того, чтобы ответить себе на эти во-просы,
человек обязательно должен спросить себя и о другом: лПочему
я хочу этого? Что стоит за этими желаниями?╗ Целью этого
процесса является самопо-знание. В этом отношении человек
начинает отличаться от других. С осознанием собственного
нонконформизма приходит осознание того, что общество
устроено не так, чтобы стать цивилизацией личностей. Вместо
этого оно создано для того, чтобы удовлетворять запросам
несуществующей лнормальной личности╗ и за-ставлять других
втискиваться в эти рамки, результатом чего является
институ-ционализированная дегуманизация╗ .
Бунтарство является одной из неоспоримых черт,
характеризующих панк. Бунтарство сокрыто в самом смысле
панка, в его музыке и текстах. Тусуется ли молодой человек в
этой среде достаточно долго, чтобы сделать для себя важные
выводы или нет, но лвсякий, кто вовлекается в панк, обычно
привлечен той или иной формой бунта. Будь то бунт против
родителей, власти или всей системы в целом╗ . Молодые люди лдостигают
возраста, когда у них что-то щелкает внутри, и они начинают
хотеть делать что-то самостоятельно. Ребята сыты по горло
усло-виями, в которых они живут, будь то социальные,
музыкальные или какие-либо еще условия╗ . Для тех, кто
становится частью движения (а это не обязательно молодые
люди), этот начальный протест превращается в силу,
побуждающую к образованию и личному развитию.
Самое важное (и, пожалуй, самое радикальное) для панков Ч
это брать на себя ответственность. Прежде всего, это
касается их самих, того, как они органи-зуют и проживают
свою собственную жизнь, а потом распространяется и на
ос-тальных. В чем же заключается эта ответственность?.. лДумать
головой, относить-ся к людям с уважением, не оценивать людей
по внешним признакам, поддержи-вать других в борьбе за право
быть самими собой, даже спо-j собствовать позитив-ным
переменам в мире╗ .
Не все панки пришли к единому мнению о том, как нужно
поддерживать других или каким образом можно что-то изменить
во внешнем мире к лучшему. Но все согласны, что это
необходимо делать. Поскольку панк-движение состоит сегодня в
большинстве своем из белых представителей среднего класса и
класса служащиха не из представителей рабочего класса из
бедных районов или пред-ставителей меньшинств, важным шагом
является отказ от сво-j его привилегиро-ванного положения в
обществе. лМы наследники мирового порядка, основанного на
господстве белых, патриархате и капитализме. Наша
главенствующая позиция в качестве защитников капитализма, Ч
господствующих классов и надсмотрщи-ков над низшими классами
была установлена для нас нашими родителями, на-шим
воспитанием, нашей культурой, нашей историей, и все же у нас
хватило мо-рального чувства, чтобы отказаться от нее. Как
панки мы отрицаем унаследован-ные нами расовое и классовое
положение, потому что мы знаем, что это дерьмо╗ .
Если панки были рождены в этом мире как сыны и дочери
Америки, они предпочли стать сиротами ебаного общества.