Другое потрясающее изменение Ч это возросший интерес к
информации, не имеющей прямого отношения к музыке. Теперь
панки все больше интересуют-ся политическими событиями и
такими личностями как политзаключенный Му-мия Абу-Джамаль (Mumia
Abu-Jamal), их волнуют проблемы классового самосоз-нания.
Такие издательства, как АК Press могут продавать книги на
концертах, предоставляя панкам возможность не только слушать
быструю агрессивную му-зыку, но и читать. Конечно, нельзя
сказать, что в конце 70-х Ч начале 80-х отсут-ствовала
политическая направленность. Стоит только вспомнить
знаменитые концерты лРок против расизма╗ и лРок против
Рейгана╗, чтобы понять, что панк начал оформляться как
реальная политическая сила. Однако сегодня музыка ста-ла
дверью в мир дальнейшего образования, а не конечным,
замкнутым на себе са-мом результатом.
Недавно мне представилась возможность прочитать курс лекций
в Универ-ситете Тафте, штат Массачусетс, на тему: лПанк как
социальное, политическое и культурное движение╗. Насколько я
знаю, и насколько знают десятки преподава-телей, с которыми
я говорил, это был первый курс на подобную тему. Причиной,
по которой я согласился на эту авантюру, было желание начать,
как ученый и как панк, документировать то, как эволюция в
музыке создала жизнеспособное соци-альное и культурное
движение.
Создание подобного курса потребовало огромных усилий.
Пытаться изло-жить что-либо в академическом стиле Ч это
сложная задача. Она осложнялась тем, что, с одной стороны,
необходимо было избежать излишней идеализации при объяснении
сути панка, а с другой стороны, я пытался вдохновить своих
сту-дентов новыми идеями и направить их к новым высотам. Я
должен был рассеять искаженные представления о панке, в
течение долгого времени насаждаемые средствами массовой
информации, и представить истинную и ранее скрытую от
большинства историю движения Ч такова была суть курса.
Создание курса по-служило и мне хорошим уроком, в том смысле,
что напомнило, насколько же панк жизнеспособное движение, и
что каждый день в движение приходят все новые и новые люди с
теми же надеждами, как когда-то и мы, и те, кто был до нас.
Конеч-но, каждый думает, что именно его время в сцене было
самым-самым, но это уже другая тема.
Главная проблема при попытке объяснить панк заключается в
том, что он не укладывается в готовые схемы и категории. И в
этом нет ничего удивительного, потому что у панка есть
определенная цель: попробовать разрушить все рамки и ярлыки.
Когда у движения подобная цель, любая попытка объяснить его
или дать ему определение должна напоминать широкие,
свободные мазки кисти. Панк-движение и панк-музыка не могут
быть сведены к образу каких-то белых парней с торчащими
волосами, одетых в кожаные куртки с тысячью металлических
закле-пок и слушающих очень громкую музыку. Если бы это было
правдой, то подобное ни в малейшей степени не смогло бы меня
заинтересовать. Одна из основных причин, по которым я
согласился прочесть этот курс Ч желание развеять иска-женное
представление о панке у студентов, которые знают чуть-чуть
или же во-обще не имеют никакого представления о том, что
эта сцена реально несет в себе и может предложить.
Необходимо преодолеть стереотипы, навязанные родителя-ми,
телевидением и другими средствами массовой информации.
Возможно, Sex Pistols и важны для панка, но действительно ли
они достойны тех сотен и сотен глупых академических и
попсовых музыкальных книг, написанных о них? Панк, и как
музыкальное направление, и как общественное движение, не
закончился вме-сте с ними, и не возродился в Сиэтле
тринадцатью годами позже, в чем некоторые историки музыки
убедили большинство. В моем курсе этот момент проходит
красной линией. Однако мой курс был посвящен скорее даже не
музыке, которая часто пыталась встать на первое место, а
заслоненным ею прекрасным идеям пан-ка. Для тех, кто
по-прежнему вовлечен в сцену (а под лвовлечен╗ я понимаю
нечто большее, чем посещение концертов и приобретение
записей), панк становится чем-то другим и чем-то большим. Он
становится сообществом единомышленни-ков и реальным
средством, чтобы поделиться своим идеями, измениться самому
и изменить мир.
Один из основных текстов, который я использовал для того,
чтобы предста-вить основную концептуальную информацию своим
студентам, была книга лФи-лософия панка╗. Частично состоящая
из текста, частично Ч из личных объясне-ний, эта книга
представляет основных персонажей, ветеранов сцены, а так же
дает некоторую информацию о том, как менялся и рос мир панка
за примерно 30-ти летнюю историю (зависит от того, какую
дату вы считаете днем рождения панка).
Затрагивая широкий круг проблем, начиная от феминизма,
равных прав для гомосексуалистов и лесбиянок, экологии,
насилия и наркотиков, взаимоотноше-ний в обществе, и
заканчивая вегетарианством, лФилософия панка╗ охватывает
большую часть панка и делит движение на доступные пониманию
и анализу раз-делы. Все они, полные чистой энергии и задора,
делают панк таким живым и раз-растающимся движением.
Сегодня реальность такова, что ни одна книга или курс не
могут даже наде-яться полностью охватить все безумные
нововведения и порой комичные ответв-ления, которые принял
панк в Штатах, Европе и во всем мире. Каждый раз, когда
смотришь вокруг, видишь, как в панк-сцене возникает новое
направление. Мы все знаем, что если в комнате собрать сто
панков, получим сто разных мнений. И вот эта книга даст вам,
читатель, дорожную карту к безумию. После чего вы сами
проложите свою дорогу.
Оглядываясь назад и вспоминая, когда эта книга только была
задумана, где панк был тогда (до Nirvana) и где он теперь,
понимаешь, насколько необходимо нашему сообществу всерьез
заняться историей Ч потому что все быстро меняется. Я верю,
что работа, проделанная Крейгом, добавит прекрасный кирпичик
в зда-ние истории панк-мира.
За всеми этими записями, книгами, фильмами, концертами и т.п.
панк-штуками мы иногда забываем, что наше движение Ч это
вера. Это вера в то, что жизнь имеет значение, и потому Ч не
просри ее, и что если ты ее просираешь по чьей-то вине Ч
сделай с этим что-нибудь. Это и есть то неосязаемое, неясное,
что связывает панков, которые никогда не встречались или не
разговаривали между собой. Это те убеждения, которые
выражены в нашей музыке и культуре. Это то, что по-прежнему
заставляется нас участвовать в этом. Будущее движения в
наших руках. Если вы любите музыку, идеи или просто мощную
энергию панка, то за-нимайте место и набрасывайтесь на эту
прекрасную книгу. Наслаждайтесь!
Марк Байард (Mark Bayard)
четвертое издание лФилософии Панка╗. Оригинал 1992 года был
экземпляром размером 5,5 на 8,5 дюймов , отпечатанным в
сраном копировальном салоне самообслуживания в Йокамтауне,
Пенсильвания. У меня не было других средств, чтобы сделать
переплет, поэтому я собственноручно просверлил две дырки и
все это скрепил кольцами. Не выдерживая проверки временем,
книга часто разваливалась уже после первого прочтения.
Второе издание было немного более наглядным с добавлением
цветной бумаги и полноцветных фотографий. Оно совпало с моим
переездом в Сан-Франциско, где я три года работал в Kinko's.
Хотя книга замечательно продавалась за 3-6 долларов, этот
способ тиражирования занимал удивительно много времени и
выдавал порядочное количество нераз-борчивого текста.
Наконец, после огромного наплыва писем и в связи с желанием
посвятить свое время другим проектам я был счастлив
заплатить за профессио-нальное издание и передать заботы по
распространению моим новым друзьям из АК Press. Первое
издание составили два тиража по 3000 экземпляров, это
издание Ч 5000. Кроме того, была продана тысяча прекрасно
отпечатанных экземпляров литовского перевода, вызвав
разнообразные отклики. Самым плохим резонансом стал налет
литовских властей на типографию с намерением остановить
распро-странение этого лгнусного, бунтарского, подрывного
документа╗. Еще более уди-вил меня китайский гений, который
несколько лет назад нашел время перевести и опубликовать
этот текст в Гонконге.
Отклик на эту книгу был просто фантастическим. Спасибо всем
людям, комторые прислали свои комментарии. Для бесчисленного
количества людей, котомрые в письмах жалобно сокрушались (сокрушаться
Ч панк-традиция, если когда-либо таковые существовали) вроде:
лА как же насчет интернета?╗, лПочему так мало о гей-панках?╗,
лА что насчет хороших скинов?╗, лА где о панках в
секс-инмдустрии?╗, лА почему ни слова о панках в Мексике,
Японии, Германии?╗ Ч мой ответ прост. Напишите свою
собственную книгу. Выпустите свою собственную зампись .
Начните делать свое собственное рамдио/концерт/фэнзин/коллектив/
группу/инфошоп/ресторан/лейбл/дистро/клуб... и дайте знать
миру, о чем вы думаете. Перестаньте жаловаться!
Спасибо: сумасшедшим О'Харам, Марку Байарду, Донни лПанку╗ и
Тиму Йо (покойся с миром!), Кристоферу Нельсону, Джейсону
Кренделлу, Шону Саллива-ну, NYC! crew, Character Buider, Tom
Brooker band, Citizen Fish, AVAIL, Bender, Indigo Girls,
Propagandhi, всем замечательным группами, чьи фотографии
здесь напечатаны, Profane Existence, FF5, OX, Pueblo CO,
Holly Prochaska, всем, кто ку-пил первое издание, Майклу
Мартину, Верни Филлипсу, Рамси, АК Press, всем, кто пытается
делать что-то оригинальное, позитивное, шокирующее или
чудес-ное.
Сноски даются следующим образом (по порядку): автор или
группа; статья, книга или запись; журнал или
звукозаписывающий лейбл; год издания, страница; при
повторном употреблении Ч аббревиатура названия. Если один и
тот же ис-точник цитируется дважды подряд, в сноске указано
Ч лТам же╗. Я думаю, важно не упускать из виду приведенные
источники, потому что они часто несут важную информацию о
цитате. Библиография помещена в конце книги.
Иногда ни автор, ни номер страницы не указаны. Во многих
фэнзинах не пишутся имена авторов и не нумеруются страницы.
Я не думаю, что кто-то может обвинить меня в нежелании
считать страницы зина, чтобы дать точную ссылку. Часто
цитируемые авторы имеют творческие псевдонимы (например,
Джелло Би-афра или Кевин Секондз) или не пишут свои фамилии.
Что касается записей, то обычно к ним прилагаются буклеты с
текстами песен и/или другой информаци-ей, откуда и взяты
цитаты. Названия групп выделены жирным шрифтом, а назва-ния
книг и фэнзинов подчеркнуты. После названия записи стоит лЕР╗
(что озна-чает семидюймовую пластинку) или лLP╗ (двенадцатидюймовую).
Возможно, вам встретится несколько незнакомых терминов, но
все они объ-ясняются по мере прочтения книги. Сейчас прошу
панков немного потерпеть; помните, что это могут прочитать
некоторые из ваших крутых родителей. Очень кратко, лshow╗ Ч
то, как панки называют концерт. Он отличается от обычного
концерта какого-либо музыкального жанра, потому что его
целью является унич-тожение разделения на публику и
исполнителя. Поэтому этот термин использу-ется, чтобы
различать два разных события. Довольно-таки часто на
протяжении всей книги используется слово лсцена╗. лСцена╗ Ч
это панк-сообщество и слово, которое панки используют для
описания его. Существуют местные сцены, нацио-нальные сцены,
мировые сцены. Подразделения панк-движения также использу-ют
этот термин для самоописания, например, стрэйт-эдж сцена Я
предпочитаю не делить панк-сцену на множество частей, хотя
некоторые это делают. Единствен-ное разделение, необходимое
для моей цели, Ч это разделение между панками,
стрэйт-эджерами и скинхедами. Это соответствует видимым
отличиям в стиле одежды, также как и различиям в поведении и
философии. Пока я пишу эти строки зимой 1999 года в
Сан-франциско, я мог бы продолжить, описывая добро-вольно
создаваемые подразделения, такие как Riot Grrls , nerd punks
, gutter punks , emo punks ...
Термин лхардкор╗, которые придумали американцы в начале
1980-х, я ис-пользую просто в качестве синонима слову лпанк╗.
Хардкор-музыка, как правило, быстрее панк-музыки 1970-х, но
идеи и люди фактически те же самые. Важно за-метить, что я
буду рассматривать исключительно идеи, а не особые
музыкальные стили (которых существует великое множество).
Это занятие я оставлю для музы-кальных критиков.
Насколько я знаю, это единственная работа такого рода. О
движении конца 1970-х было написано множество книг, но все
они устарели и представляют собой не очень осмысленное
развлечение. Серьезными книгами о панк-движении явля-ются лХардкор
Калифорния╗ (о зарождении калифорнийской сцены), лЗапре-щенные
в Вашингтоне╗ (о первых годах вашингтонской сцены) и лФормируя
сцену╗ (о нью-йоркской сцене более позднего периода). За
исключением лХард-кор Калифорнии╗ они полезны как
исторические документы из-за обилия фото-графий. Не
существует книг, которые попытались бы запечатлеть философию
постоянно изменяющихся международных сцен. Книга лУгроза
примером╗ , где напечатаны философия и мысли 27 влиятельных
членов движения, подошла к решению этой задачи наиболее
близко. В этой замечательной книге авторы гово-рят о личном
опыте и влияниях, но часто не касаются многих конкретных
идей, о которых постарался написать я.
Между главами помещены коллажи, состоящие из графики и
отрывков оформления различных зинов и записей. Я призываю
читателя рассмотреть их очень внимательно, поскольку это
образы тем, которые я обсуждаю. Фотографии сделаны мной и
сопровождаются соответствующими подписями. Единственными
исключениями являются фотография Indigo Girls и 3-4
фотографии Кэролайн Коллинз, а также парочка фотографий
моего брата Джека. Мне следует упомя-нуть, что я в
панк-сцене с 1982 года и убежден, что это очень эффективный
и ве-селый способ узнать о том, что происходит в мире,
научиться менять что-то во-круг себя (если это возможно),
пытаться практиковать индивидуализм и нонкон-формизм в
формах, которые наиболее способствуют позитивному развитию
лич-ности. Панки постоянно изменяются и активно производят
информацию, а нали-чие общих точек зрения по конкретным
вопросам подобно жидкой ртути. Я не хочу сказать, что идеи,
о которых я пишу здесь, являются единственными (или даже
моими собственными), но лишь о том, что они отражают
наиболее распро-страненные позиции в сегодняшней панк-сцене╗.
И, наконец, я бы хотел подчеркнуть, что эта книга была
написана не только для фэнов музыки, но и для читателей,
которые интересуются различными на-правлениями политической
и социальной философии. С самого начала движе-ния панк
развивался, и его философия становилась более развитой. Я не
пытаюсь написать историю, лишь хочу документировать рост и
изменение философии, как это представлялось мне 13 апреля
1992 года и продолжает видеться сегодня. В ближайшие годы
это, может быть, полностью устареет, но что касается меня
само-го и десятков тысяч других активных панков в Северной
Америке и Европе, то я надеюсь, что наша сцена изменится
только к лучшему.
ПОЧЕМУ ПАНК:
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПАНКА С ДРУГИМИ ТЕЧЕНИЯМИ В ИСКУССТВЕ ПРОШЛОГО;
НЕКОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАНКА.
лВ механистическом и обезличенном мире человек приобретает
необъяс-нимое чувство утраты, ощущение того, что жизнь
исчерпала себя, что люди словно лишены своего наследия,
своих корней, что общество, точно так же как и человеческая
природа, раздроблено и изувечено, но, прежде всего, это
ощу-щение, что люди находятся в стороне от того, что могло
бы придать смысл их работе, их существованию╗ .
В современном обществе прочно укоренилось чувство отчуждения,
настоль-ко сильное и распространенное, что оно во многом
стало нормой. Некоторые воз-водят истоки этого явления к
началу индустриальной революции, когда рабочее место стало
вторым домом для людей любого возраста. Не нужно быть
марксис-том или ученым-социологом, чтобы осознать роль
массового производства и мак-симальной производительности в
порождении отчуждения. Любой служащий, торговец или
кладовщик скажет об этом. Интересно, что человек сам виновен
в возникновении и принятии как должного подобных чувств.
Возможно, в конце XX века нам трудно представить себе жизнь
без таких переживаний, и мы безропотно Наследуем все те
механизмы, которые влекут за собой отчуждение. Мало кто
мо-жет поспорить с тем, что лзападный человек (впрочем, как
и восточный) так меха-низировал, мир вокруг себя, сделал его
таким удобным, что сам стал лишним в этом мире╗ .
Люди поступают так, будто у них нет ничего общего друг с
другом. Словно все мы пришли в этот мир, чтобы жить для себя
так, как будто вокруг никого нет. Многие философы, социологи
и теологи пытались доказать нелепость того отчу-жденного
образа жизни, который мы выбрали. Хотя ученые умы часто
демонст-рировали способность видеть истинное положение вещей,
вся их проницатель-ность была доступна лишь для них самих на
страницах научных публикаций и в стенах высших учебных
заведений. Элитаризм и высокая стоимость пребывания в лбашнях
из слоновой кости╗ гарантирует, что число людей, страдающих
от угне-тения и желающих вникать в то, что изучают с такой
горячностью профессора, останется незначительным.
Конечно, некоторые отчужденные социальные группы осознают,
что с ними происходит. Это осознание может быть основано как
на активном отрицании об-щества, так и на неприятии этим
обществом определенных групп. Эти группы могут либо
отказаться от того образа жизни, который ведет к отчуждению,
либо, против своей воли, быть отвергнуты мейнстримом.
Чернокожие, гомосексуали-сты, ВИЧ-инфицированные,
представители низших слоев общества, Ч все эти люди осознают
свое место в иерархии современного общества. Важно отметить,
что осознание одной социальной группой (или человеком) того,
что она является лвыпадающей╗ из общества, не влечет за
собой понимания проблем и страданий другой отвергнутой
социальной группы, к которой общество относится точно так же.
Люди часто заостряют внимание на своих собственных проблемах,
оставаясь безучастными к страданиям других.
Некоторые социальные группы-изгои желают быть частью
мейнстрима, в то время как другие Ч нет. Тем не менее, лвсе
подобные социальные группы сталки-ваются с определенной
степенью изоляции со стороны общества; они находятся внутри
общества, одновременно не являясь его частью. В результате
они имеют тенденцию к созданию собственных более или менее
обособленных субкуль-тур╗ . Подобные субкультуры имеют в
своих рядах людей, которые в гораздо меньшей степени
отчуждены от самих себя и зачастую пытаются себя
реализо-вать. Люди, принадлежащие субкультурам, вне
зависимости от степени своей уг-нетенности, часто успешно
находят понимание и поддержку среди таких же, как они, то
есть то, чего они не могут найти в обществе. Они находят
осознание себя и себе подобных, которое было потеряно,
забыто или украдено. Это происходит в случае создания лгрупп
поддержки╗ на основе общего жизненного опыта, веры, пола или
расы. Субкультуры часто могут лвдохновлять своих членов на
служение высшей цели╗ . Причем эта высшая цель не всегда
несет добро, как, например, в случае с ку-клукс-кланом либо
другими субкультурами, проповедующими нена-висть, но всегда
является важной составной частью любого движения, желающего
внести изменения в сложившийся статус-кво.
Субкультура рок'н'ролла была непостоянной и слишком
неоднородной, ч! тобы как-то четко определить ее.
Маловероятно и излишне идеалистично счи-тать, что
рок-музыка, зародившаяся незадолго до Элвиса Пресли и
существующая в различных формах и по сей день, имела
какую-либо более высокую цель, неже-ли развлекать.
Бунтарская молодежь тянется к року в его изменяющихся формах
на протяжении четырех десятков лет, но в целом все это не
более чем часть не-прерывно растущей индустрии развлечений.
В начале рок'н'ролл очень неясно высказывался по поводу
расовых барьеров и неравенства 50-х, и до конца 60-х в
рок-музыку так и не было привнесено никакой внятной
политической идеи. Это произошло, когда рок
продемонстрировал свою мощь, и субкультура стала
контркультурой.
Оглядываясь назад, можно сказать, что радикалы 1960-х (речь
идет не о хип-пи, которые довольствовались тем, что носили
цветы и клянчили мелочь на ули-цах Сан-Франциско) не
скрывали своего воодушевления и энтузиазма в отноше-нии
рок-музыки и той довольно крепкой связи, которая
существовала между их политикой и рок'н'роллом. Начиная с
лЧерных пантер╗, влюбленных в Боба Ди-лана в Окленде
(Калифорния), и заканчивая лбелой пантерой╗ Джоном
Синкле-ром и его братьями из МС5, призывавшими к
вооруженному восстанию в Мичи-гане, все они осознавали и
ценили силу рок-музыки как музыки, принадлежащей народу. До
того, как умереть либо продаться, радикалы 60-х Джерри Рубин
и Эб-би Хоффман вместе с бесчисленным множеством таких же,
как они, направили рок'н'ролл на создание массового
антиправительственного движения, состоящего из молодых
недовольных жизнью чудаков.
К сожалению, как бы хорошо такая музыка не служила благому
делу, воспе-вая свободу и изобличая лицемерие общества, ее
ждала такая же судьба, как и бо-лее поздние течения
популярной рок-музыки: лКоммерциализация/ творческое
истощение, конформизм и поглощение силами мейнстрима╗ .
Рок-музыка стала ллибо коммерческой, мейнстримовой музыкой,
продвигаемой и упаковываемой корпоративными гигантами, либо
ритуальным гедонизмом╗ .
Исключением из предсказуемой политики и деятельности
рок'н'ролла стало движение, которое носило название панк-рок
или просто панк. Время и место ро-ждения панк-движения
являются предметом спора. Либо нью-йоркская сцена конца 60-х
Ч начала 70-х, либо британский панк 1975-76 имели честь быть
первы-ми. Для наших целей подробное рассмотрение его
происхождения не столь важ-но, так как окончательно движение
со своей особой политикой сформировалось только к концу
70-х. Вообще, принято считать, что в Нью-Йорке был изобретен
музыкальный стиль, в то время как в Британии получила
распространение поли-тическая позиция панка и яркий внешний
вид. Взгляд на истоки возникновения английской сцены поможет
понять, в каких условиях родился современный панк.
Трисия Генри написала очень хорошую книгу, в которой
отображено зарож-дение панка в Нью-Йорке и последующий взлет
панк-движения в Англии. Не-смотря на то что это книга
хороша, ее автор не придает значения всему, что про-исходило
после 1980-го, когда, по ее мнению, панк умер. Было написано
несколь-ко книг подобного плана (все они были сфокусированы
на самой известной панк-группе Ч Sex Pistols), и большинство
из них страдали недостатком информации, так как авторы не
были частью движения, а были всего лишь сторонними
толко-вателями. Генри, однако, корректно и тщательно подошла
к проблеме.
лДля большего числа людей, находящегося на социальном
пособии, особен-но для молодых людей, перспективы улучшить
свою судьбу были довольно ту-манны. В подобной атмосфере
англичане подверглись плодотворному влиянию нью-йоркской
сцены, и ироничный пессимизм и любительский подход к музыке
приобрели явную социальную и политическую окраску, а
британский панк пре-вратился в сознательное пролетарское
движение, одновременно оставаясь худо-жественным течением╗ .
Правда, что безработица и плохие условия жизни вызывают
чувства отчуж-дения и фрустрации. Также правда и то, что
подобные чувства можно выразить по-разному. Преступность
была одним из наиболее распространенных в то время способов
излить подобные чувства, но в этот конкретный момент и в
этом месте шпана взяла в руки гитары, не переставая, при
этом все же совершать мелкие, не-значительные преступления
все из того же чувства фрустрации. лНе принимать во внимание
очевидную связь между феноменом панка и экономическим и
соци-альным неравенством в Великобритании Ч значит отрицать
ценность философ-ской подоплеки движения.