Вегетарианство и борьба за права животных первоначально
распространи-лись в европейском панк-сообществе. Английские
группы, особенно анархист-ские, часто включали в буклеты к
своим пластинкам информацию об ужасах, тво-римых над
животными. Политизированные панки рассматривают наше
отноше-ние к животным как одну из многих существующих форм
угнетения. лПанк озна-чает свободу не только людей, но и
животных. Панк выступает против дискрими-нации, в каких бы
то ни было формах Ч по половому, расовому, видовому или
иному признаку. лЧеловек╗ не имеет никакого права издеваться
над другими жи-выми существами и причинять им боль и
страдания. Они имеют такое же право на свободу, как и мы╗ .
Понятие прав животных Ч один из наиболее часто упоминаемых и
об-сркдаемых вопросов в современном панке. Большинство
панков, кажется, под-держивают взгляды Питера Сингера на эту
проблему (он часто цитируется и вно-сится в списки
рекомендуемой литературы), согласно которым, страдание
су-ществ является основным аргументом против их
использования и причиной при-знания их законных прав. В
пользу холистской теории, которая разрешает (и, в некоторых
случаях, например при чрезмерной популяции, обязывает)
убивать животных, находится слишком мало аргументов. Панки
исключают возможные экологические бедствия, вызванные
массовым переходом на вегетарианское пита-ние потому, что
значительное большинство людей (особенно американцев) все
еще употребляет продукты животного происхождения. Проблема
чрезмерной популяции животных, рассматриваемая таким
холистским философом, как Дж. Берд Колдикотт, кажется
замаскированной попыткой сохранить существующее положение
вещей. Человечество достигло такого уровня развития науки и
техно-логии, что может легко обойтись без чрезмерно
жестокого отношения к своим братьям-животным. Достичь такого
же уровня нравственности Ч нелегкий шаг, потому что он
подразумевает смену приоритетов и некоторые неудобства.
Одна-ко трудности, с которыми сегодня сталкиваются животные,
и трудности, с кото-рыми, несомненно, столкнется
человечество в будущем из-за истощения природ-ных ресурсов,
несоизмеримо серьезнее. Люди уже давно вышли из первобытного
состояния, когда они были вынуждены убивать и использовать
животных для вы-живания. Настойчивость в потреблении
продуктов убийства в современном мире не только усиливает
самодовольное представление о человеческом превосходстве, но
и возводит в норму использование насилия и угнетения.
лЧеловечество в ответе за уничтожение тропических лесов,
загрязнение воз-духа и воды, и, прежде всего, за разрушение
собственной окружающей среды. Так давайте же прекратим
использовать лпревосходящий интеллект╗ в качестве
оп-равдания господства и уничтожения остальных форм жизни на
Земле!╗ . Неко-торые панки не оперируют критериями
превосходства, а подобно Тому Ригану, интерпретируют права
на основе чувствительности. Даже если бы было доказано, что
люди являются лвысшими╗ существами, то лмы не имеем никакого
права ис-пользовать в пищу тех, кого считаем низшими или
проводить на них эксперимен-ты, вне зависимости приносит ли
это нам пользу или нет. По большому счету, мы имеем не
больше прав на жизнь и свободу, чем любое другое существо╗ .
Эта идея была почерпнута из представлений об окружающей
среде, присущих био-центризму и глубинной экологии,
рассмотренных выше.
Даже панки, не признающие прав животных и разделяющие
антропоцен-тристские взгляды, как известно, изменили свою
диету именно по причинам, свя-занным с окружающей средой.
Невозможно игнорировать то расточительное и стремительное
уничтожение земельных и водных ресурсов, которое вызывается
разведением скота. Другие панки изменили свой рацион питания
просто по при-чине заботы о собственном здоровье, что весьма
распространено среди панков-стрэйт-эджеров. Советы как
перейти на вегетарианский рацион питания были представлены в
бесчисленных фэнзинах, включая лFlipside╗, лMRR╗, лAssault
with Intent to Free╗ , лProfane Existence╗, лHippycore╗ ,
многих европейских фэнзи-нах, вроде лОХ╗ (Германия), а также
австралийских (лFight Back╗ и др.). Редак-торы лHippycore╗
даже написали целую книгу веганских рецептов (вплоть до
пи-ва), озаглавленную лСоя Ч не Ой!╗ . Другая веганская
поваренная книга, свя-занная с панком, лКора и травы╗ была
составлена в Вашингтоне.
В то время как именно европейские панки поддержали
вегетарианство, сей-час многие североамериканцы делают еще
один шаг вперед, переходя на веганст-во. Веганы вообще не
используют никаких изделий животного происхождения, включая
молочные продукты и яйца. Некоторые видят в веганстве способ
лна 100 процентов воздержаться от той жестокости, которую
человек чувствует в окру-жающем его мире╗ . Хотя
вегетарианство Ч это шаг в верном направлении, мно-гие
панки-веганы считают это недостаточным. У канадской группы
Propagandhi есть про-веганские тексты типа лМясо Ч все еще
убийство / Молоко Ч наси-лие...╗. В песне лWhite Blood╗ (Белая
кровь) группа Naturecore поет: лСлепое ис-пользование
молочных продуктов допускается даже лвегетарианцами!╗ /
Сущест-вует множество альтернатив молоку, сыру и яйцам./
Содействие этому убийст-венному обычаю Ч преступление само
по себе╗ .
Веганы доказывают, что люди могут вести здоровый образ жизни,
питаясь блюдами из сои, зерна и другими продуктами
растительного происхождения. Они правы. Главными причинами,
по которым вегетарианцы не переходят на ве-ганское питание,
являются неудобства, связанные с этим, или же это просто не
удовлетворяет их вкусам. лНикакого другого правдивого
объяснения не сущест-вует. Никаких моральных оправданий
здесь быть не может. Веганство дешевле, полезней для
здоровья и даже вкуснее (как только вы перестаете
употреблять продукты животного происхождения в течение
долгого времени, искусственная потребность в них сразу же
отпадает) ╗. Я могу поручиться за веганскую диету, как
полезную для здоровья и питательную; но я не вижу
необходимости для чело-века, не придерживающегося веганской
диеты, оправдываться за свой выбор. Ко-нечно, диета Ч это
важный выбор, но это не главное в жизни. На мой взгляд, куда
более важно то, как мы обращаемся друг с другом, стремясь
сделать нашу жизнь лучше.
Мысль о том, что наше отношение к животным влияет на наше
отношение друг к другу, уже проскальзывала выше. лНасилие,
которое все время окружает нас и принимает такие
многочисленные формы, находится прямо здесь, в нашей пище. В
вашем характере есть определенные черты, которые жаждут
удовлетво-рить агрессивные импульсы, жуя и пережевывая кровь
и плоть других существ╗ . Подпитывание и способствование
этой агрессивности связывает вместе угнетение людей и
животных.
лЭто тот же варварский менталитет, из-за которого тысячи
людей гибнут на полях войны, только потому, что это выгодно
жирным богачам, и из-за которого миллионы животных
уничтожаются во имя науки, для продовольствия или одеж-ды.
Будь то эксплуатация животных или людей, причина одна и та
же Ч позиция, что кто-то имеет право, ради своего
собственного желания, не только заставлять других служить
себе, но и умирать за себя╗ . Философия панка предполагает,
что эксплуатация животных Ч это еще один шаг к признанию
естественной экс-плуатации людей.
Концепция прав животных включает в себя не только
вегетарианст-во/веганство, но также твердую позицию против
вивисекции (экспериментов над животными). Об этом можно
судить по огромному количеству благотворительных пластинок и
кассет, выпущенных, чтобы собрать деньги для ALF. Несмотря
на то что время снова и снова доказывает, что вивисекция Ч
бессмысленная трата вре-мени и денег (и жизней), признание
того, что она приносит хоть какую-то пользу человечеству, не
является достаточным оправданием для экспериментов (пы-ток/убийств)
над животными.
Панки обратились к ALF отчасти из-за того, что он использует
методы акций прямого действия, отчасти, потому что
мейнстримовые группы по защите прав животных часто встречают
панков очень сдержанно, так как те не следуют их
конформистским тактикам протеста, но, главным образом,
потому, что ALF дей-ствует успешно. ALF Ч группа по защите
прав животных, которая организует ак-ции прямого действия,
освобождая животных с ферм и из лабораторий. Группа была
образована в Англии, устраивала акции в Канаде, США и многих
европей-ских странах. лМы верим в акции прямого действия, во
время которых из лабора-торий для экспериментов,
животноводческих ферм и других учреждений пыток
освобождаются животные, а также наносится ущерб
собственности, принадлежа-щей этим организациям. Целью этих
акций является предотвращение страданий животных и нанесение
убытков, и, по возможности, финансового краха тем, кто
истязает беззащитных существ╗ . К другим лучреждениям пыток╗
относятся ме-ховые и мясные магазины. На местах проведения
акций часто оставляются сооб-щения (в качестве записки или
надписи баллончиком на стене), которые объяс-няют причины,
стоящие за этими действиями. Это делается, чтобы показать
об-ществу, что активисты Ч это не какие-нибудь вандалы или
террористы без опре-деленной цели, и в надежде предотвратить
осуждение с его стороны.
Поддержка акций по лоббированию является давней традицией в
панк-движении. Хотя у панков нет связей или средств, чтобы
работать с законодателя-ми, они часто пытаются изменить
что-то самостоятельно, причем максимально непосредственно,
без вмешательства каких-то посторонних структур. Фэнзины
печатают интервью с активистами ALF, которые рассказывают
где, когда и каким образом создавать проблемы врагам.
Риторика, как демонстрирует следующая цитата, вдохновила
многих панков не только на самостоятельные действия, но и на
формирование своих собственных групп (например, PAL Ч Punks
for Animal Liberation в Калифорнии...) и обучение других
методам борьбы за освобождение животных.
лALF Ч это большое вдохновение, настолько сильное, что
заставляет других выползти из лскорлупы страха╗ и
действовать! Мы можем делать это! Вместе мы можем вести
партизанскую борьбу в войне, развязанной государством,
физиче-ская угроза, основанная не на бессмысленном насилии,
а движимая знанием и любовью. Любовь ко всем формам жизни,
человеческим и не только. И этими ак-тами любви мы уничтожим
их башни алчности и институты смерти. Мы созда-дим мир, где
будем жить в гармонии с Землей и друг с другом╗ .
Вегетарианство и права животных стали основными элементами
политиче-ской философии сознательного панка. Однако,
основное число людей, пришед-ших к вегетарианству в
последнее время, составляет волна стрэйт-эджеров, кото-рые
отвергают мясо, главным образом, по причине того, что
потребность в нем была сформирована искусственно, и часто
игнорируют другие идеи радикальной философии панка.
Стрэйт-эджеры озабочены не столько изменением общества,
сколько отказом от вредных привычек. По этой причине они не
пьют и не курят, и иногда отказываются даже от кофеина или
сахара. Их взгляды на мясоедство подобны отношению к
употреблению алкоголя: это ненужно, опасно и вредно для
здоровья.
СТРЭЙТ-ЭДЖ: ДВИЖЕНИЕ, ПРОШЕДШЕЕ ПУТЬ ОТ лНЕЗНАЧИТЕЛЬНОЙ
УГРОЗЫ╗, И СТАВШЕЕ СЕЙЧАС КОНСЕРВАТИВНЫМ, КОНФОРМИСТСКИМ И
НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМ НИКАКОЙ УГРОЗЫ╗ .
Я такой же человек, как ты, но у меня есть занятия получше,
/ чем сидеть и лдуть╗, потому что я знаю, что мне это не
нужно. / Я смеюсь над мыслью гло-тать таблетки, я смеюсь над
мыслью нюхать клей, / хочу всегда быть в теме и не хочу
становиться инвалидом. / Я провел четкую грань!..
В 1981 году увидела свет песня вашингтонской группы Minor
Threat, поло-жившая начало целому движению внутри панк-сцены.
С намерением распро-странять позитивное и личное послание
стрэйт-эдж движение (названное так по одноименной песне)
быстро добралось до Бостона и большей части Восточного
Побережья США. Собственно послание было простым: для того,
чтобы хорошо проводить время, нет необходимости пить
алкогольные напитки, курить или употреблять наркотики,
изменяющие сознание. Стрэйт-эдж быстро распростра-нился в
среде подростков из пригородов, которые чувствовали давление
со сторо-ны своих ровесников, побуждавших их пить и т.д., но
отказывались этому подда-ваться. Такие группы, как
мега-позитивные 7 Seconds из Невады, SSD и DYS из Бостона и
Necros из Мичигана, были одними из первых, кто воспринял
идеи, вы-двигавшиеся на расцветавшей вашингтонской сцене. К
тому же Minor Threat и их лейбл горели желанием помочь в
выпуске и распространении записей этих групп.
Местные панк-сцены быстро стали более ориентированы на
молодежь, и концерты переместились из клубов и баров,
зависевших от продажи алкоголя, в снимаемые залы и залы
V.F.W. Стрэйт-эдж вернул группы и их тексты на более личный
уровень и оказал многим ребятам поддержку в отказе от
наркотиков пе-ред лицом давления сверстников. Когда я сам
был подростком, я просто сходил с ума от мощнейших живых
выступлений DYS, Verbal Assault, и готов был потра-тить
несколько часов на дорогу, чтобы потом отрываться на
концертах 7 Seconds по всему Восточному Побережью. То, что
предлагали эти группы, было одновре-менно жесткой
альтернативой и обычному обществу, и английскому лалко-панку╗
(лdrunk punk╗), с которым мы не могли себя соотнести. Все
стрэйт-эдж хардкор-группы первой волны и многие группы
второй волны устраивали пол-ные энергии живые выступления
вне баров, которые являлись главными площад-ками для
выступлений в скучном рок-н-ролльном мире. Новые сила и
убежден-ность этой музыки вернули к жизни панк-сцену, в
которой начинался застой из-за политиканства и отношения к
панку, как просто возможности оттянуться. Идея Яна МакКея
(Ian MacKaye), автора текстов и вокалиста группы Minor
Threat, Ч лконтролировать вещи и не позволять им
контролировать себя╗ Ч как эхо про-катилась по американскому
панк-сообществу и в итоге получила распростране-ние даже в
таких далеких от Вашингтона местах, как Калифорния (в период
с 1984 по 1988 год там появилось немало стрэйт-эдж групп,
например, Uniform Choice, Instead и др.) и Европа, где
стрэйт-эдж стал набирать обороты года с 1988.
Аудитория, привлеченная к панку средствами массовой
информации в се-редине 80-х, не обращала особого внимания на
стрэйт-эдж, в результате чего дви-жение медленно начало
терять свою силу на общенациональной сцене. Большин-ство
людей, стоявших у истоков, стали либо играть музыку другого
плана (мед-ленный хард-рок или альтернативный поп а-ля U2),
либо начали пить-курить, ко-гда повзрослели. В свое время
влиятельная стрэйт-эдж сцена уступила дорогу жестокому и
невежественному поколению панков, появление которого было
спровоцировано СМИ. Комментируя положение в сцене в 1985
году, МакКей ска-зал.: лЯ не чувствую, что сейчас в
панк-сцене так уж много смысла. Складывается впечатление,
будто все здесь только, чтобы повеселиться и потусоваться...
Для это-го мне не нужно ходить на панк-концерты. Я хочу
что-то делать, развивать свои мозги и делать это в
определенном направлении... Мне нужна цель. Я хочу, чтобы
моя жизнь имела значение Ч для меня, для чего-то. Я здесь не
для того, чтобы просто хорошо провести время╗ .
МакКей действительно вырос и в музыкальном, и в философском
плане с 1981 года, и его группы по-прежнему вдохновляют
тысячи людей. Если вы хотите узнать подробной о
вашингтонской сцене, ее истории и людях, игравших в ней
важную роль, читайте книгу Марка Андерсона лТанец дней:
вашингтонский панк 1975-95╗ (МакКею, наряду с Bad Brains и
другими отведено центральное место). Книга в самом
благоприятном свете представляет шаг за шагом историю
вашинг-тонской стрэйт-эдж сцены.
МакКей со своей группой Fugazi по-прежнему остается активным
и в поли-тической, и в социальной сферах, и, несмотря на то
что не пьет, не курит и даже не ест мяса (впоследствии
вегетарианство многими стало восприниматься как
не-отъемлемая часть стрэйт-эджерства), больше не желает
пропагандировать стрэйт-эдж и даже просто называть себя
частью этого движения. Это нежелание навеши-вать на себя
ярлык стрэйт-эджера отчасти связано с тем, как его послание
было извращено и принято новой волной молодежи. На
невежество середины 80-х стрэйт-эдж ответил движением
ограниченных, нетерпимых ребят, которые осуж-дали панк и
многие его идеи.
лМногие группы говорят, что мы оказали на них влияние, но
они так озабо-чены вбиванием всех этих идей людям в мозги,
что я хочу им сказать Ч по-моему, вы реально упустили суть╗
. Если стрэйт-эдж изначально появился, чтобы по-мочь ребятам
думать самостоятельно и быть самими собой, то сегодняшнее
стрэйт-эдж движение действительно упустило суть. Конец 80-х
и настоящее время стали свидетелями огромного роста
популярности стрэйт-эдж хардкора. В по-следние несколько лет
новые группы и их поклонники стали более реакционны-ми и
конформистски настроенными, большее распространение получили
мачо-принципы. Группы копируют как музыку ранних коллективов,
так и оформление пластинок, типичные прически (максимально
нормальные и приемлемые) и оде-жду (спортивные шмотки). В
результате пропаганды пуританских идей, да еще и с таким
напором, стрэйт-эдж превратился в массу молодых людей с
белым цветом кожи, из среднего класса, которые не особо
интересуются восстанием или ради-кальными политическими
идеями.
Стрэйт-эдж панки выглядят скорее как школьные спортивные
звезды, а не как обычно представляют себе панков. Многие
стрэйт-эджеры отрицают панк из-за его негативного имиджа и
сейчас фактически создали свою субкультуру внут-ри
контр-культуры. То, что начиналось как возможность сделать
панк лучше и преодолеть давление сверстников, превратилось в
сцену самодовольства и огра-ниченности.
Часто стрэйт-эджеры критикуют панков, не являющихся
стрэйт-эджерами. Как написал какой-то человек в своем письме
в лМаксимумРокнролл╗ о панках, пьющих пиво: лВы отдаете свои
деньги корпорациям, которые убивают людей, загрязняют
планету, проводят тесты на животных, делают сексистскую
рекламу, разрушают семьи, приводят к вождению в нетрезвом
виде, алкоголизму и несут ответственность за жестокое
обращение с детьми, изнасилования и убийства, по-тому что
люди были в состоянии опьянения и т.п. Как можно быть
политически корректным, не будучи стрэйт-эджером? Это не
имеет смысла╗ . Конечно, анти-сексисту не имеет особого
смысла поддерживать пивоваренные компании, ис-пользующие
сексистскую рекламу (из-за этого, а также потому, что
большие ком-пании делают дерьмовое пиво, многие панки сейчас
заинтересовались возможно-стью домашнего производства пива),
или сознательно поддерживать другие на-званные вещи (если
есть такие, кто действительно верит, что за этими
несчастья-ми стоят компании, производящие алкоголь, и их
продукция, а не сами люди).