Привет, ребята!
Одной из целей перевода этой криги на русский язык было
стремление раз-рушить некоторые стереотипы в отношении панка
сложившиеся в постсоветском пространстве. лФилософия панка:
больше, чем шум╗ дает яркое представление о том, чем
является современное панк-движение (в частности, в США),
развиваю-щееся в соответствии с принципом DIY (Do It
Yourself) Ч Сделай сам! Этот прин-цип может быть определен
применительно к панку следующим образом: лделать все
самостоятельно, не завися ни от каких крупных коммерческих
организаций, все своими силами, делать альтернативную этим
коммерческим организациям собственную музыкальную сцену со
всеми вытекающими отсюда последствиями: клубами,
дистрибьюциями, журналами, книгами, всем, чем угодно╗ , и
шире Ч как лсамовыражение человека независимо от каких-то
установок свыше╗ .
Необходимо сразу подчеркнуть, что под панк-движением
подразумевается та политизированная, активная часть всего
многообразия явлений, называемых панком, которая
формировалась с конца 1970-х, на фундаменте, расчищенном
первой, нигилистической и само/разрушительной, волной панка
(Великобрита-ния, 1976- 1978), и которая представляет собой
лжизненную позицию (с музыкаль-ным и литературным
сопровождением), переросшую в массовое международное
движение, за счёт активности людей╗ .
Панк-движение является всемирной андеграундной сетью,
противостоящей и составляющей альтернативу шоу-бизнесу (массовой
культуре) и господствую-щей культуре. лПанк-группы╗,
транслируешь коммерческими СМИ, и их слуша-тели к
панк-движению не относятся; они принадлежат к
панк-субкультуре или, в большинстве случаев, являются
псевдо-панками, дискредитирующими само дви-жение. Ведь панк
Ч это не только форма (то есть стиль музыки и внешний вид),
но и определенные идеи, которые, попадая на экраны
телевизоров и в прочие средства массовой информации,
неизбежно искажаются, лишая панк его бунтар-ского содержания.
Эту книгу, я думаю, будут читать люди, уже достаточно давно
знакомые с идеями современного мирового панк/хардкор
движения, люди, только начи-нающие входить в этот лволшебный
мир╗, и люди, не имеющие никакого поня-тия о том, чем
является DIY панк.
Для людей, впервые соприкасающихся с андеграундной
панк-сетью, описы-ваемой в этой книге, я дам пояснения
некоторых терминов. Часть из них, напри-мер, связанные с
понятием прав животных: веганство или веганизм (строгое
веге-тарианство) и вивисекция (эксперименты над животными),
объясняются по мере чтения книги. Другим, связанным
непосредственно с DIY панк-культурой, по-пробую дать
определение здесь:
Лейбл (англ, label) Ч компания, выпускающая аудио-записи на
различных носителях (может состоять из одного человека,
записывающего кассеты или наре-зающего CD дома на своей
аппаратуре).
Мэйджор-лейбл (англ, major label) Ч крупная,
транснациональная компа-ния (например, EMI Music, Polygram,
Sony Music Entertainment, Warner Music International и BMG
Music Group).
Дистро (англ, distro), система дистрибьюции в панк-движении
Ч сеть рас-пространения различной DIY продукции, включающая
в себя аудио- и видеоза-писи групп, печатные издания (фэнзины,
книги, брошюры), атрибутику (фут-болки, нашивки, значки,
наклейки и пр.).
Фэнзин, сокращенно зин (от англ, fan Ч поклонник, фэн и zine
Ч сокр. от magazine Ч журнал) Ч самиздатовский журнал. лЗины
Ч некоммерческие, не-профессиональные, мелкомасштабные
журналы, которые, как правило, делаются, издаются и
распространяются непосредственно редакторами╗ .
Релиз Ч музыкальный материал на каких-либо носителях,
выпущенный ка-ким-то лейблом или исполнителем самостоятельно.
Поскольку понятие лпанк╗ уже давно стало синонимом
антифашизма, а уважение к Другому и лозунг лВсе мы разные,
все мы равные!╗ являются основами панк-движения, важное
место в этой книге занимают понятия, связанные с раз-личными
видами дискриминации, против которых выступают панки: по
полово-му признаку Ч сексизм, по сексуальной ориентации Ч
гомофобия, по возрастно-му признаку Ч эйджизм, в зависимости
от вида Ч спишисизм (по отношению к животному и
растительному миру), по принадлежности к определенному
классу Ч классизм.
Очень не хотелось бы, чтобы, разрушая старые стереотипы, эта
книга послу-жила созданию новых. Все же изначально одной из
главных идей панка, наряду с принципом лсделай сам╗, было
ставить все под сомнение Ч никаких догм, ника-ких застывших
правил. Каждая ситуация рассматривается в своей
неповторимо-сти и конкретности.
Некоторые главы (например, лПочему панк╗, лАнархизм╗, лDIY╗),
на мой взгляд, очень точно и документировано отражают
историю, основные идеи и по-ложение дел в мировом панк/движении,
с другими же (например, лСтрэйт-эдж╗, лСкинхеды╗) я во
многом не согласна.
* * *
В постсоветском пространстве панк-движение, опирающееся на
принцип DIY, появилось в середине 1990-х. Первыми
проявлениями DIY-панка на террито-рии экс-СССР стали фэнзины
Ч лБегимец╗ из РИГИ (1993), лPlay Hooky!╗ из Ки-рова (1995),
лПлюсминусбесконечность╗ (1996) и лЭхокамера╗ (1998) из
Волжского, Волгоградской области, лPunk Hardcore Magazine╗ и
лВзорванное небо╗ из Моск-вы (1997), лYes Future╗ из
Татарска, Новосибирской области (1998), лXerotika╗ из Гусева,
Калининградской области (1998) и лНожи и вилки╗ из С.-Петербурга
(1998). По основным принципам (сочетание музыки и политики;
самостоятельное изготовление; распространение, главным
образом, посредством почты или на концертах), это был тот же
самиздат доперестроечных времен, но реально фэнзи-ны не
являлись его преемниками, ориентируясь исключительно на
международ-ные аналоги, на то, что называется панком во всем
мире.
Активное освоение принципа DIY и формирование панк/хардкор
движения в России начинается с 1999 года, поскольку к тому
времени идеи, распространяе-мые первыми фэнзинами, дали свои
всходы. Появляются новые фэнзины в Моск-ве Ч лOld Skool
Kids╗ (1999), лPositive╗ (1999), лOn the Edge╗ (2002), в С.-Петербурге
Ч лIn a free land╗ (1999), лVoice╗ (2000-2001) и на
периферии Ч лСибирский Тракт╗ [2000] и лTommy's╗ (2001) в
Иркутске, лНастоящее искусство╗ [1999] и лНе-неформал╗
[1999] в Волгограде, лЗакат цивилизации╗ (2000) в Ставрополе,
лТочка зрения╗ (1999) в Краснодаре, лГени!альный ящур╗
(2001) в Новгороде, лБумажные ужасы╗ (2002) в Кирове. В 2003
году после длительного перерыва в зиноиздании (за
исключением лOn the Edge╗ в 2002) в Москве гововятся к
выпуску 4 новых фэн-зина, в том числе лRetrothrasher67╗ и лProxima╗.
Серьезный толчок развитию постсоветского панк-движения дало
появление так называемых дистро. Первые дистро появились
почти одновременно в Санкт-Петербурге Ч лNotLG Tapes╗ (1998,
сейчас лКарма Мира Records╗), лIpecacuanha Rec.╗ (1999), лSzarapov
Sound System╗ (1999) и в Москве Ч лOld Skool Kids╗ (1999) и
вскоре (2000-2001) стали функционировать как лейблы.
Параллельно возникали непосредственно лейблы Ч лLong
records╗ (1998), лZZZ Records╗ (2002), лHomo Sentimentalis
Recordings╗ (2002) в Москве, и лZ Day╗ (2002) в С. -Петербурге.
Начинает формироваться панк/хардкор сцена, функционирующая
на осно-ве принципа DIY. В конце 1990-х в Москве она была
представлена группами лXXX╗ (экс-лStep Back╗, экс-╗Sky
Grain╗), лB'67╗, лUnconform╗, лSquat tag banda╗; сейчас Ч лЯрче
1000 солнц╗, лМечты сбываются╗, лDilemma╗, лЛоа Лоа╗, лМар-шак╗,
лChanges╗ и др. В С. -Петербурге это Ч лTil I Die╗, лSkafandr╗,
лИграй, гар-монь╗, лSvinocop╗ и др., в Выборге Ч лПоследние
танки в Париже╗ и лСвиньи в космосе╗. В городе Волжском
Волгсэадской области расцвет панк/хардкор актив-ности
пришелся на 1997- 2000 гг. Функционировали клубы Ч лВатикан╗,
лРадио╗ и множество групп Ч лКолесо Дхармы╗ (ныне Тампере,
Финляндия), лПосадил дерево╗ (ныне лBreakwar╗ Москва) и др.,
в соседнем Волгограде Ч лМата Хари╗ и лРадио╗. В Татарске
Новосибирской области в это время играли лОтказ от наси-лия╗
и лТочка зрения╗, в Химках Московской области Ч лNoisy
Diablo╗ и лLesbian Boy╗. Среди периферийных групп,
существующих на данный момент, можно упомянуть лВитамин
роста╗ из Нижнекамска (Татарстан), лЗасрали солнце╗ из
Краснодара, лКабзон╗ из Новгорода и лСекта Kidz╗ из
Хабаровска, образованную из осколков лКибершаманов╗.
Начинается небольшая DIY панк-активность в Ли-пецке и Уфе.
Что касается других республик бывшего СССР, то DIY
панк-культура полу-чила наибольшее развитие на территории
Беларуси и Прибалтики, почти полно-стью отсутствуя в
остальных странах, что часто связано с политической
ситуацией (например, в Казахстане и Туркменистане). Но это
не объясняет полностью гео-графии панк-движения. Показателен
в этом случае феномен Беларуси, где квази-тоталитарная
политическая ситуация в стране не только мешает развитию
панк-движения (репрессивные меры, вплоть до разгона
концертов, активно применя-ются властью), но и способствует
консолидации панк-сцены, максимально поли-тизируя ее. Другой
причиной расцвета DIY панк-культуры в Беларуси является
близкое расположение Польши с ее давними традициями
сопротивления, самиз-дата и панк-культуры. Тогда как на
Украине, находящейся на том же географиче-ском положении
относительно близости к Европе, как и Беларусь, DIY
панк-культура существует на зачаточном уровне, также как,
например, в Узбекистане, где в поселке Улугбек издается
фэнзин лLifestyle╗ лоб экологии, веганстве, SxE, хардкоре╗.
Основная DIY панк-активность в Беларуси сосредоточена в
Минске и Гродно. Развитие DIY панк-культуры во многом было
вдохновлено двумя группами Ч лDeviation╗ из Гродно, одной из
самых старых из существующих на данный мо-мент в Беларуси
панк-групп, и лHate to State╗ из Минска, по сути
спровоцировав-шей создание белорусской сцены и определившей
ее уклон в краст. Краст как наиболее простое музыкально, так
же, как и наиболее политизированное течение внутри DIY
панк-культуры, оказался наиболее близко белорусскому
панк-сообществу. Поэтому первые белорусские панк-группы Ч
лScum out╗, лТяжелые последствия╗ из Минска, лContra la
Contra╗, лБаста, баста╗, лAntiglobalizator╗ из Гродно, лTwin
Pigs╗ из Ивацевичей находились под сильным влиянием краста,
хотя нельзя сказать, что группы играли в каком-то
определенном стиле. Скорей они использовали в своем
творчестве яркую палитру многочисленных поджанров DIY
панк-культуры Ч от ска-панка до хардкора. В каждой песне,
иногда состоя-щей из нескольких слов, например, лВсе, что я
вижу Ч я ненавижу!╗, группы лHate to State╗ или лВыйди на
улицу, верни себе город!╗ группы лContra la Contra╗, группы
затрагивали какую-то социальную проблему. В конце 2002 года
в Минске появились первые хардкор-группы Ч лRescue 811╗,
лFollow the Sun╗, лJiheart╗. 29 апреля 2003 года состоялся
первый в Беларуси хардкор-концерт.
В 2000-2002 гг. наблюдается лвзрыв╗ самиздатовской прессы в
Беларуси, но зинмейкерская деятельность также сосредоточена,
главном образом, в двух горо-дах Ч Минске: лDon't Panic!╗
(1999), лLeft Hander╗ (2000), лРебро жесткости╗ (2000), лБез
намордника╗ (2000), лЗаябок╗ (2001), лSkid row╗ (2001), лПятновыводитель╗
(2001), лХлопушка╗ (2001), лNew World╗ (2002) и Гродно: лКен-гуру╗
(2000), лБ-р-р-р╗ (2000), лДезертир╗ (2001), лCoZine╗
(2002). В г. Барановичи Брестской области издается несколько
зинов Ч лFootball X Flies╗ (2000) и лEh!╗ (2000), в г.
Светлогор-ске Гомельской области Ч лПадеж скота╗ (2000), в
г. Борисове Ч лEKKLMH╗ (2002).
В начале 2000-х появились минские дистро/лейблы лNo
Manipulation╗, лZB distro╗, лPersonal is Political╗, лGus
rec.╗ и дистpo, распространяющие, как прави-ло, атрибутику (футболки,
нашивки) Ч лSkid row distro╗ в Минске и л77 дистро╗ в Гродно.
днем 1998 года О'Хара позвонил мне и спросил, не
заинтересует ли меня предложение написать предисловие к
новому изданию лФилософии панка╗. Я тут же согласился,
потому что подумал, что это очень по-панковски, и в
некотором смысле почетно написать такое предисловие. Я не
был уверен, что мое участие сильно увеличит уровень продаж
этой книги. И дело не в том, что я играл, в той или иной
команде или писал для разных зинов, а в том, что речь шла о
панке, который меня волнует и в котором я немного разбираюсь.
К этому времени я был знаком с Крейгом О'Харой много лет и
считал его од-ним из своих лучших друзей на этой одинокой
планете. Мы познакомились в конце 80-х, когда мы оба учились
в Бостонском университете. В те лне самые слав-ные времена╗
мы с небольшой группой друзей посещали много (может, слишком
много) панк концертов по всему восточному побережью.
Назовите клуб, зал VFW или подвал церкви Ч наверняка
окажется, что мы успели там потусовать. В те дни мы видели
несколько замечательных групп, например легендарных Bullet
Lavolta и Verbal Assault, а куча остальных были полной
фигней. Музыкальная сцена бы-ла смесью панка, хардкора,
альтернативы и колледж-рока.
Этот период был так же временем яростного протеста, так как
тогда была в разгаре война в Персидском заливе. Для нас, как
панков, было важно занять серь-езную позицию по отношению к
происходящему и не увязнуть в стандартных идеологических
аргументах правых и левых. Это также было время бурных
обсу-ждений того, как продвинуть панк за рамки музыкальной
арены и лвнедрить╗ его в общество.
В те времена нашей дружбы Крейг шутливо называл себя лединственным
панком в кампусе ╗ Ч ОРОС (Only Punk On Campus) и
моментально мог опреде-лить, кто панк, а кто нет.╗ Крейг
пришел из сцены Центральной Пенсильвании, и этот опыт дал
ему уникальную возможность увидеть в истинном свете этих
наро-чито и излишне раскрашенных и разодетых городских и
пригородных панков и колледж-рокеров, которые со всех сторон
как бабочки слетались в такие города, как Бостон.
Крейг пришел с другой, крохотной сцены и из другого времени,
где звание панка надо было заслужить, его нельзя было купить
как нечто крутое в соответст-вующем магазине, как многие
думают сегодня. По правде, панк был противопо-ложностью
удобного, так как он требовал усилий, чтобы творить и
поддерживать любой вид скудной активности. Что мы имели чаще
всего, особенно в начале американского хардкора, как,
наверное, многие из вас, читающих эту книгу╗ хо-рошо знают,
так это сборище чудаков и неудачников, пытавшихся общаться
друг с другом, иногда удачно, а иногда нет.
Впервые появившись в панк-сцене в 1983, Крейг видел многие
известные американские и европейские группы, выступавшие с
турами по Штатам, в период их расцвета. Были ли это DYS,
Black Flag, TSOL, Marginal Man, BGK, Government Issue, Seven
Seconds или Articles of Faith, вы всегда могли встретить
Крейга то в пите , то работающего на входе, на концерте,
который он сам устроил. По пояс голый, страстный и безумный,
панк без прикрас Ч так начинался путь Крейга, идя по
которому, он стремился сохранить музыку и идеалы панка.
Сохранить их в первозданном виде Ч это пенсильванская
традиция, так же как у аманитов .
Я вовлечен в панк и хардкор-сцену (в основном бостонскую и
вашингтон-скую) уже почти 13 лет, ну а если говорить об
альтернативной музыке вообще, то отсчет надо вести с 5-6
класса школы, когда новая волна стала моей первой любо-вью.
Я успел побыть организатором концертов, помогал
организовывать туры, работал в коллективе, видел сотни групп,
имел и слушал слишком много записей. Панк был очень хорошей
школой жизни и, безусловно, стал неотъемлемой частью меня.
За все это время в сцене я встречал, самых разных людей.
Много таких, кого интересовала сама музыка, еще больше тех,
кого слишком заботила мода, некото-рых волновала политика,
еще меньше людей интересовались жизнью нашего со-общества,
но были среди них и те, кто действительно искренне верил,
что панк Ч это настоящая, жизнеспособная альтернатива тому
дерьмовому обществу, в кото-ром мы живем. Крейг Ч один из
тех немногих моих знакомых, кто взял лучшие идеи и воплотил
их в повседневной жизни.
За последнее десятилетие панк довольно-таки широко
распространился по миру. Многие скажут, что это к лучшему,
возможно, еще больше Ч что к худше-му. Некоторые изменения,
которые произошли в сцене, никогда бы не произош-ли с
Крейгом или мной, но сегодня воспринимаются как само собой
разумеющее-ся. Возьмем, к примеру, появление вегетарианства
и веганства в панк-сообществе. Вегетарианцами были хиппи, а
не панки (за исключением Crass). Сегодня вегета-рианство Ч
одна из основополагающих идей современного панка в
большинстве направлений, таких как: стрэйт-эдж╗ ,
экологический хиппикор, или в расши-ряющейся сцене
краст-панка. Этого позитивного явления не существовало до
се-редины 80-х, тем более в 70-е. Хотя тогда многие панки
следовали диете JFA (Jody Foster's Army) , т.е. лкока-кола и
сникерс╗.