СЕРЬСТРАННЫЕ ИГРЫ

Рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). Пионеры новой волны в отечественном рок-н-ролле, “СТРАННЫЕ ИГРЫ” не только одними из первых взяли на вооружение современную им музыкальную эстетику, но и пошли дальше, создав на сцене законченный аудио-визуальный образ, который увязывал воедино все: от музыки и текстов до конферанса, сценического движения, света и костюмерии. Оказав значительное влияние на следующее поколение музыкантов, они распались в зените своей карьеры, но и собравшись в следующем десятилетии, оказались на удивление современны и актуальны.

Основателем “СТРАННЫХ ИГР” был гитарист и певец Александр Давыдов (1 марта 1958, Ленинград — 12 июня 1984), музыкальная биография которого начиналась в студенческой самодеятельности середины 70-х годов: разовые проекты сводили его на одной сцене с Александром Ляпиным, Борисом Аксеновым, Сергеем Даниловым, однако ни один из этих проектов так и не увидел продолжения. Летом 1979, выступая с группой “РУБИНОВЫЙ ДОЖДЬ” в летнем лагере Ленинградского университета в Крыму, он познакомился с Виктором Сологубом, в то время гитаристом политеховского “ВЕРХНЕГО БЪЕФА”. Летние джемы вылились в идею новой группы, и вернувшись домой, они начали собирать музыкантов. В оригинальный состав группы вошли Давыдов (гитара и вокал), Виктор Сологуб (p.1 апреля 1957, Ленинград, гитара и вокал), Евгений Смелков (бас), Сергей “Джеки” Перминов (саксофон), Владимир Сайко (клавишные) и Виктор Васильев, барабаны. Они усиленно репетировали, долго не могли определиться с названием (в разное время были известны как “САХАРНЫЕ ТРУБОЧКИ”, “ПРЯНИКИ”, “СПАРТАК”), весной 1980 участвовали в Тартусском рок-фестивале, дали несколько концертов дома и распались после неудачной в материальном отношении поездки на юг. Весь следующий год прошел в репетициях. К ноябрю 1981 Давыдов и Сологуб, который к этому времени переключился с гитары на бас, нашли достойных партнеров: младший брат Виктора, Григорий Сологуб (p.19 июля 1961, Ленинград; гитара), Алексей Рахов (саксофон, гитара) начинал в группе “ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ”, а Николай “Кроки” Куликовских (клавишные) играл с Давыдовым еще в “РУБИНОВОМ ДОЖДЕ”.

Вступив в рок-клуб как “ГРУППА АЛЕКСАНДРА ДАВЫДОВА”, к следующей весне они стали “СТРАННЫМИ ИГРАМИ”, а за барабаны, после серии проб и ошибок, сел универсальный Александр Кондрашкин, экс-“ПИКНИК”, “АКВАРИУМ”, “ТАМБУРИН”.

Впервые “СТРАННЫЕ ИГРЫ” заявили о себе в марте 1982, когда, выступая в концерте перед уже знаменитым “АКВАРИУМОМ”, поразили публику нестандартным звучанием и экстравагантными нарядами. Одной из важнейших причин успеха “СТРАННЫХ ИГР” стало то, что ритмо-мелодическая основа “новой волны” (реггей, ска, панк-рок) сочеталась у них с осмысленной театрализацией каждого номера, продуманным и органичным оформлением сцены и вниманием к собственному имиджу. Тексты к своим песням “СТРАННЫЕ ИГРЫ” — вопреки традиционной для Питера авторской концепции — черпали в поэзии французских дадаистов начала века (Тцара, Кено), мастеров шансона (Брель, Брассанс).

С приходом в группу в сентябре 1982 второго клавишника и певца групп экс-“АРГОНАВТЫ”, “БАРОККО” Николая Гусева (p. 12 мая 1957) формирование состава завершилось, и начались регулярные выступления. Состоялся первый визит в Москву; вышел составленный из записей А. Мончадского и А. Тропилло альбом “Метаморфозы”; на 1-м фестивале рок-клуба (1983) они заняли 3-е место. Режиссер Динара Асанова сняла фрагмент выступления группы для своего фильма “Милый, дорогой, любимый, единственный” (1984).

В апреле 1984 Давыдов и Куликовских покинули “СТРАННЫЕ ИГРЫ” по причине “художественных разногласий” и занялись реализацией собственных идей — Давыдов, в частности, собирался записываться с “ВЫХОДОМ” и подбирал музыкантов для своего рок-биг-бэнда. К сожалению, этим планам не было суждено сбыться: 12 июня он умер от сердечного приступа. Куликовских на несколько лет оставил музыку, а в 1987—90 вернулся на сцену со своими группами “ПЛАСТ ПОЛУМЕР” и “БЕСПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ”, в которых пытался развить некоторые из идей “СТРАННЫХ ИГР”.

Выступление “СТРАННЫХ ИГР” на 2-м фестивале рок-клуба (1984) было неровным — сказалась только что пережитая потеря лидера — однако к следующему году они вернули творческую форму и снова стали лауреатами. На этом этапе в составе группы появился тромбонист Николай Ольшевский, а на ее основе возникло “дочернее предприятие” в виде группы рок-н-ролльного возрождения “СТАНДАРТ” (минус В. Сологуб, плюс контрабасист Илья Нарет). Вышел их второй альбом “Смотри в оба”. Помимо того, в 1983 и 1984 Рахов и Кондрашкин играли на фестивалях и записывались с группой “МАНУФАКТУРА”.

Сразу после 3-го фестиваля рок-клуба, в июне 1985, участники “СТРАННЫХ ИГР” решили расстаться, хотя наличие внутри группы двух разных фракций уже давно не было секретом ни для кого. Гусев, Рахов и Кондрашкин после мимолетного альянса с “МАНУФАКТУРОЙ” (осенью 1985) дебютировали как “АВИА”, а братья Сологубы — после длительных поисков новых партнеров и имени — в октябре 1986 вывели на сцену рок-клуба свои “ИГРЫ”. В конце 1991 группа воссоединилась на несколько концертов, чтобы отметить свое десятилетие. В первой половине 90-х годов они еще несколько раз собирались для разовых выступлений и гастролей, а в начале 1996 снова удивили всех, решив объединиться на регулярной основе. К сожалению, группу покинул Кондрашкин, получивший серьезные травмы во время гастролей в Германии, и его место занял экс-барабанщик “ИГР” Игорь Черидник. Обновленная группа дала с воодушевлением принятый концерт в клубе “Гора”, где представила ряд новых песен; в том же году “СТРАННЫЕ ИГРЫ” стали одними из героев питерского рок-фестиваля на стадионе “Петровский”.

Андрей Бурлака

Дискография:

Метаморфозы (АнТроп, 1983; Manchester, MC, 1997)

Смотри в оба (АнТроп, 1986; Фирма Мелодия, LP, 1988)

Red Wave (Big Time, 2 LP, 1986)

Настройся на лучшее. Часть1 (JAM MUSIC GROUP: JSP)

Красная волна (SNC Records, 1994)

Звуки Северной столицы (Moroz Records, 1995)

Home

 

Hosted by uCoz