АВИА

Рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). Возникла в сентябре 1985 на руинах “СТРАННЫХ ИГР”, первой в Ленинграде (а, возможно, и во всей стране) группы, целиком и полностью опиравшейся на современные музыкальные формы. Когда в июне 1985 группа распалась, братья Сологубы, урезав название до простого “ИГРЫ”, сформировали новый состав, а остальные трое, после кратковременного альянса с “МАНУФАКТУРОЙ”, создали “АВИА”.

Николай Гусев (p.12 мая 1957; клавишные, вокал) в рок-н-ролл пришел в начале 1979 после окончания музыкального училища. В 1979—81 играл в легендарных “АРГОНАВТАХ”, где демонстрировал блестящую технику и современное музыкальное мышление. После распада группы (август 1981) работал с “БАРОККО” и “СТРАННЫМИ ИГРАМИ”. В ноябре 1983 собрал группу рок-н-ролльного возрождения “СТАНДАРТ”.

Алексей Рахов (саксофон, гитара, бас, аккордеон, вокал) начинал в студенческой группе “ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ”; в “СТРАННЫХ ИГРАХ” играл с первого дня существования. На фестивалях рок-клуба регулярно получал призы как лучший инструменталист. Его песня Телефона нет была признана одной из лучших на рок-фестивале 1984. Участвовал в духовой секции “ПОП-МЕХАНИКИ”, играл со “СТАНДАРТОМ”.

Александр Кондрашкин (p. 23 ноября 1956; барабаны, перкуссия, вокал) начинал в середине 70-х годов, но впервые обратил на себя внимание как участник “ПИКНИКА” в 1979. Позднее сотрудничал с джазовыми ансамблями Давида Голощекина и Сергея Курехина, весь 1981 играл и записывался с “АКВАРИУМОМ”, а во времена активной деятельности Ленинградского рок-клуба был безоговорочно признан лучшим барабанщиком и играл со “СТРАННЫМИ ИГРАМИ”, “ТАМБУРИНОМ”, “МАНУФАКТУРОЙ”, “ПОП-МЕХАНИКОЙ”, “СТАНДАРТОМ”, “ДЖУНГЛЯМИ”, “ОБЪЕКТОМ НАСМЕШЕК” и с другими группами.

Название “АВИА” (с ударением на “И”) расшифровывалось как “Анти-ВИА” и должно было, по замыслу участников, указывать на их желание противопоставить формализованной банальности официальной эстрады живое и искреннее творческое начало. Дебют группы состоялся 31 января 1986 в Доме культуры имени Ленина. Здесь “АВИА” показали программу “Из жизни композитора Зудова”, которая легла в основу их первого магнитоальбома “Жизнь и творчество композитора Зудова”, записанного на студии Алексея Вишни в том же году.

В ноябре 1986, ощущая необходимость расширить свой визуальный ряд, “АВИА” привлекла к сотрудничеству актера мим-труппы “Лицедеи” Антона Адасинского. Его идеи оказались созвучны представлениям группы и уже вскоре на базе “АВИА” возник целый театр, включавший актеров и музыкантов: Марата Темиргазова, Елену Бобрецову, Татьяну Миронову (которую последовательно сменяли Александр “Стереозольдат” Нимков и Алексей Меркушев), а также своего рода шоу-группу, в которую в разное время входило от пяти до десяти человек.

Отвечая заданной названием установке на гротеск, иронию, музыкальную пародию, “АВИА” превращали свои концерты в сатирически переосмысливавшие реалии окружающей жизни спектакли, пародируя советское тоталитарное искусство 30-х годов, официозные ритуалы, штампы эстрады. Начиная с 1987 “АВИА” все чаще выезжали за рубеж, где их “тоталитарный рок” довольно быстро нашел горячий отклик и понимание. В 1987—91 группа побывала практически во всех странах Европы, выступала на рок-фестивалях в Великобритании, Финляндии, Италии и других странах Европы.

Изначально “АВИА” тяготели к синтезаторной “новой волне”, хотя специфические воззрения на музыку участников группы вносили свои коррективы: если первый альбом включал преимущественно короткие мелодичные номера, то позднее музыка все больше подчинялась требованиям сценического действия, принимая декоративный характер. Это неизбежно спровоцировало внутренний конфликт между театральной и музыкальной фракцией, а в октябре 1988 привело к уходу Адасинского, который вскоре организовал свой театр “Дерево”. Его место занял новый шоумен Дмитрий Тюльпанов. В 1988 фирма “Мелодия” выпустила второй альбом “АВИА” “Всемъ!”. Два года спустя он был переиздан в Великобритании фирмой “Hannibal Records” и удостоился четырех звездочек во влиятельном журнале “Q”.

В декабре 1988 Меркушева сменил коллега Гусева по “АРГОНАВТАМ”, саксофонист Евгений Жданов. Год спустя “АВИА” окончательно рассталась с шоу-группой и театральными проектами, а новыми участниками группы стали Евгений Скоблов (труба) и Валерий Кутейников (тромбон). Их дебют состоялся в апреле 1990 в программе “Навстречу 1000-летию Великого Октября”. В 1991 проблемы со здоровьем вынудили покинуть “АВИА” Александра Кондрашкина, место которого занял Иван “Ян” Феденко, ранее игравший с группами “СЕПСИС” и “ДЖУНГЛИ”.

Кондрашкин позднее вернулся в музыку, принимал участие в реставрации “СТРАННЫХ ИГР”, играл с индустриально-джазовым комбо “NOISE & TOYS”, “ЧИЖОМ И КОМПАНИЕЙ”, но весной 1993, во время гастролей в Германии с группой “КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА”, получил серьезные травмы и покинул сцену.

Первую половину 90-х годов “АВИА” провели в законсервированном состоянии: Гусев писал музыку для кино (в Финляндии вышло несколько документальных лент с его саундтреками) и для радио, занимался звукорежиссурой на принадлежащей “АВИА” студии “Indie”, а также делами созданного под ее эгидой клуба “Indie”. Рахов играл с группой “НОМ” и был ди-джеем на радио, а Жданов выступал и записывался с этно-джазовым комбо “САМБХА”. Лишь в 1994 они воссоединились как трио и записали изданный год спустя “General Records” альбом “Песни о природе и любви”, а также вернулись на сцену.

Продолжая работать как со “СТРАННЫМИ ИГРАМИ”, так и с “АВИА”, Рахов в 1996 стал участником студийного проекта “DEADУШКИ” (с коллегой по “ИГРАМ” Виктором Сологубом), а с весны 1997 занялся делами популярного клуба “Wild Side” и ежегодным фестивалем “Rock Side”. Гусев в октябре 1997 выпустил свой первый соло-альбом “Исправленному верить”, работа над которым заняла у него около трех лет.

Андрей Бурлака

Звуковой фрагмент

Дискография:

Жизнь и творчество композитора Зудова (Яншива Шела, 1986)

Всемъ! (Мелодия, LP, 1988)

AVIA (Hannibal, LP, 1990; RDM, 1995; General Records, 1995)

Песни о природе и любви (General Records, MC, CD, 1995)

Николай ГУСЕВ. Исправленному верить (Manchester, MC, CD, 1997)

Home

 

Hosted by uCoz