АУКЦЫОН

Рок-группа (Петербург). В отличие от многих, жанрово и стилистически ограниченных современников, эта группа черпает свое вдохновение в столь разнообразных источниках, как ска, реггей, эсид-джаз, этническая музыка Азии и Африки, а также поп-музыка и бит 60-х годов; вопреки много лет доминировавшей в русском роке идее мессианства и присущей ему дидактичности, “АУКЦЫОН” не столько поучал, сколько развлекал, вследствие чего оказался чуть ли не единственным представителем России на клубной сцене Западной Европы.

Основатель группы, автор всех ее песен, гитарист и певец Леонид Федоров (p. 8 января 1963, Ленинград) начал заниматься музыкой еще в школьные годы, а свою первую группу “ФАЭТОН” собрал в 1978. Два года спустя в его группе появился бас-гитарист Виктор Бондарик (p. 28 декабря 1962), а к середине 1981 сложился первый относительно стабильный, но еще безымянный состав: Федоров, Бондарик, “Длинный” Сергей Мельник (гитара), Дмитрий Озерский (p. 8 октября 1963; клавишные, вокал) и Евгений Чумичев (барабаны). Озерский, однокашник Федорова по Политехническому институту, с тех пор стал его постоянным соавтором. Существенную роль в формировании образа группы сыграл Олег Гаркуша (p. 23 февраля 1961), который на первых порах был ее звукооператором, менеджером и вообще мастером на все руки.

В мае 1983, когда ушедшего в армию Бондарика сменил Сергей Губенко, а у микрофона появился Валерий Недомовный, они, наконец, придумали название “АУКЦИОН” и, по инициативе Гаркуши, который к тому времени сдружился с музыкантами “АКВАРИУМА”, вступили в рок-клуб. Их дебют на сцене рок-клуба состоялся в ноябре того же года (Мельника и Недомовного незадолго до этого сменил гитарист и певец Сергей Лобачев) и вызвал разноречивые, хотя и прохладные в целом отклики; тем не менее, сразу было видно, что группа, во-первых, тяготеет к мелодичной музыке (в то время это был пост-панк не без влияния CLASH), а во-вторых, склонна к театрализации своих выступлений.

Обескураженные произведенным эффектом, они на два с лишним года скрылись с глаз публики на своей репетиционной точке. За это время через их состав прошло, не оставив следа, несколько певцов, барабанщиков и гитаристов. Следующий этап начался лишь в мае 1986, когда “АУКЦИОН” в составе: Федоров, Озерский, Гаркуша (теперь уже в качестве танцора и шоумена) и вернувшийся в строй Бондарик плюс саксофонист из фри-джазовой “БИБЛИОТЕКИ” Николай Федорович и барабанщик “ЭЛЕКТРОСТАНДАРТА” Игорь Черидник (p 28 февраля 1962) с триумфом выступил на 4-м фестивале рок-клуба, став одним из его главных открытий. Центральным элементом сценического действия группы стало вокальное трио в составе Федорова, Гаркуши и появившегося перед самым фестивалем и обладавшего великолепными данными Сергея Рогожина.

Живая, энергичная, искусно аранжированная музыка, бойкие тексты с налетом абсурда, впечатляющее шоу — ничего подобного рок-клуб до тех пор не видел и не слышал. В качестве приглашенного в “АУКЦИОНЕ” появился саксофонист из группы “ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ” Николай Рубанов (p. 4 марта 1959, Мукачево, Украина), который годом позже стал их постоянным участником. Федорович после фестиваля покинул и группу, и музыку вообще.

Через год “АУКЦИОН” повторил успех на 5-м фестивале рок-клуба, где показал программу “Вернись в Сорренто” со сценографией и костюмами известного питерского художника-концептуалиста Кирилла “Киллера” Миллера, который сотрудничал с группой до начала 90-х годов. Ритм-секцию группы на фестивале усилил джазовый (экс-“БИБЛИОТЕКА”, “ДЖУНГЛИ”) перкуссионист Павел Литвинов (p. 17 марта 1959), а на гитаре недолго играл Игорь Скалдин из Донецка. В том же июне Рогожин ушел в эстрадную поп-группу “ФОРУМ”, оставив микрофон в полное распоряжение Федорова. Летом “АУКЦИОН” впервые выбрался за пределы города и сыграл на 2-м фестивале Свердловского рок-клуба. В октябре Скалдина сменил гитарист Дмитрий Матковский (p. 2 февраля 1961) из “МАНУФАКТУРЫ”, культовой питерской группы начала 80-х годов.

В 1987—88 “АУКЦИОН” добился признания в масштабах всей страны, выступая на фестивалях в Киеве, Вильнюсе (“Литуаника-87”), Ленинграде (1988) и т. д., принял участие в культурной программе Московского международного кинофестиваля. Весной 1988 группа завершила дебютный альбом “Вернись в Сорренто”, а в сентябре того же года ушедшего в “ИГРЫ” Черидника сменил хард-роковый (“РОК-ШТАТ”, “ВРЕМЯ ЛЮБИТЬ”, “ПРОХОДНОЙ ДВОР”) барабанщик Борис Шавейников (p. 22 марта 1962), по предложению которого в название и была внесена поправка, после чего “АУКЦИОН” стал “АУКЦЫОНОМ”.

В следующем сезоне визуальный ряд группы приобрел новое качество, когда в ее рядах появился одаренный танцор Владимир Веселкин. “АУКЦЫОН” начал мало-помалу осваивать сцены Восточной и Западной Европы и постепенно добился устойчивой популярности в Германии, где с тех пор гастролирует по два-три раза в году. В общей сложности на протяжении последних восьми лет группа дала несколько сотен концертов во Франции, Германии, Дании, Швейцарии, Италии и т. д. Осенью 1989 ленинградская “Мелодия” записала, а на следующий год издала “В Багдаде все спокойно”, тогда как во Франции вышел их предыдущий диск “Так я стал предателем” (1989), изданный Volya Production.

Летом 1990 “АУКЦЫОН” принял участие в грандиозной экологической акции “Рок Чистой Воды”, с участниками которой проехал по Волге, давая концерты в прибрежных городах.

В начале 90-х годов свет увидели альбомы “Дупло” (1990) и “Бодун” (1991), на которых стиль группы продолжал претерпевать плавные, но вполне заметные изменения. Песням Федорова, написанным, как правило, на стихи Озерского или Гаркуши, присущ характерный мелодический язык, в котором джазовые и этнические интонации соседствуют с хитовой прямолинейностью ключевых фраз, а ритмические формулы позволяют интересно распеть, казалось бы, самые неудобные для вокала фразы. Наиболее ярко это заметно в альбоме “Птица” (1994), полном хитов и ставшем самой успешной и в художественном, и в коммерческом отношении работой группы на сегодняшний день. Он был издан под зарегистрированной маркой “Дядюшка Рекордс”.

Кроме перечисленных выше, дискография “АУКЦЫОНА” включает два совместных альбома с живущим ныне в Париже художником, поэтом и бардом Алексеем Хвостенко (известным по песне Под небом голубым): “Чайник вина” (1992) и “Жилец вершин” (SNC, 1995) — первый с песнями самого Хвостенко, второй на стихи поэта и великого реформатора языка Велимира Хлебникова.

В мае 1992 “АУКЦЫОН” покинул Веселкин, который начал относительно успешную соло-карьеру (его альбом “Невозможная любовь” в 1991 издали FeeLee), а в ноябре 1995 свой последний концерт с группой сыграл Матковский. Тогда же в состав группы был приглашен тубист Максим Коловский (p. 17 августа 1972) из трио “Z”.

На протяжение своей биографии “АУКЦЫОН” снялся в художественном фильме “Взломщик” (1986) и ряде документальных фильмов: “Half-Official” (Германия, 1987), “Рок” (1987) и “Давай рок-н-ролл!” (Германия, 1988), однако основным киногероем “АУКЦЫОНА” стал Олег Гаркуша, который сыграл роли в фильмах “Презумпция невиновности” (1988) и “Хрусталев, машину!” (1996). Помимо того, он является автором двух поэтических сборников, книги воспоминаний и регулярно выступает с чтением своих стихов.

Разносторонние музыканты, участники “АУКЦЫОНА” охотно принимают участие в чужих записях и всевозможных проектах: Рубанов и Литвинов, в частности, вместе работали в “ДЖУНГЛЯХ”, первый из них, помимо этого, играл в “ПЧЕЛАХ И ГЕЛИКОПТЕРЕ”, ансамбле “Z”, “ПРЕОБРАЖЕНИИ” и “СОЮЗЕ КОММЕРЧЕСКОГО АВАНГАРДА”, а второй в “АДДИС-АБЕБЕ”, “MARKSCHEIDER KUNST” и “УЛИЦАХ”; Федоров выступал и и записывался с нижегородским бардом Алексеем “Полковником” Хрыновым и его “ОДНОПОЛЧАНАМИ”; Шавейников играл с Юрием Наумовым, “ВРЕМЕНЕМ ЛЮБИТЬ” и “ПРЕОБРАЖЕНИЕМ”, Матковский записал серию альбомов своих минималистских экспериментов под вывеской “ОХОТА РОМАНТИЧЕСКИХ ИХ”.

В 1996 SNC, которая дистрибутирует продукцию фирмы “Дядюшка Рекордс”, выпустила сборник лучших песен группы; в 1997 Manchester Files в Питере издала на кассетах полную коллекцию записей “АУКЦЫОНА”, включая записанный осенью 1986 в Пулковской обсерватории концертник “Д'Обсервер”, включающий ряд их ранее не издававшихся песен; в 1998 ожидается также выход концертной записи, сделанной во время выступлений группы в Мюнхене.

Андрей Бурлака

Дискография:

Д'Обсервер (1986; Manchester, 1996)

Вернись в Сорренто (1988; Manchester, 1997)

Так я стал предателем (1988; Volya, LP, CD, 1989)

В Багдаде все спокойно (1989; Мелодия, LP, 1990; SNC Records, 1997)

Дупло/Жопа (Erio, LP, 1990; SNC Records, CD, 1995)

Бодун (SNC Records, LP, 1991; CD, 1995)

Вова ВЕСЕЛКИН: Невозможная любовь (FeeLee Records, LP, 1991)

ХВОСТ и АУКЦЫОН: Чайник вина (LP, 1992; SNC Records, CD, 1995)

Чайник вина (BSA Records, 1992; SNC Records, 1995)

Птица (ТАУ Продукт, 1993; Дядюшка, макси-сингл, CD, 1994)

Жилец вершин (SNC Records, CD, 1995)

Аукцыон (SNC Records, CD, 1996)

Жопа (SNC Records/ BSA Records, 1996)

Герасимов. Хвост и Аукцыон (CD, 1997)

Home

 

Hosted by uCoz