АРАКС

Рок-группа (Москва). Группа, о которой можно сказать: “вы слышали ее гораздо чаще, нежели можете себе представить”, стартовала в самом начале 60-х годов, выступала на подпольных концертах и танцплощадках, работала в театре и записывалась со многими известными исполнителями (причем, как правило, анонимно).

Оригинальный состав “АРАКСА” — Юрий Саахов (соло-гитара), Эдуард Касабов (бас, вокал) и его брат Гарик Касабов (барабаны) — появился на свет весной 1971 на экономическом факультете Московского государственного университета. Все его участники были родом из Азербайджана, что и определило выбор названия (Аракс — река на границе с Турцией и Ираном, бурный характер которой был под стать напору рок-н-ролла). Смены состава, неизбежные для студенческих групп, обычно подверженных воздействию сессий и дипломных работ, привели к тому, что через пару лет название осталось единственным, что связывало “АРАКС” с его корнями.

В составе: Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара), Александр Буйнов (клавишные), Александр Лерман (вокал) (последние трое пришли из “СКОМОРОХОВ”) и Борис Багрычев (барабаны) — “АРАКС” играл на танцах в подмосковных Люберцах, где его в середине 1973 и услышал впервые Марк Захаров, в ту пору ставший главным режиссером московского театра им. Ленинского Комсомола.

Захаров, который был захвачен идеями создания нового театра, искал группу для участия в своих революционных по тем временам постановках. “АРАКС” с его профессиональным подходом и мощным ансамблевым звучанием, стал для него идеальным вариантом.

В середине 70-х годов группа участвовала в спектаклях Ленкома “Тиль” (1974) и “Автоград ХХI” (1975), а также изредка выступала с концертами в Москве и ее окрестностях. Ее состав в этот период довольно часто менялся: Буйнов почти сразу же ушел к “ВЕСЕЛЫМ РЕБЯТАМ” и его сменил Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас); Багрычев уступил место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из “ВИСОКОСНОГО ЛЕТА”; Лерман собрал свои “ВЕТРЫ ПЕРЕМЕН”, Касабов ушел, из люберецкой самодеятельной группы “МЫ” появился певец и басист Сергей Беликов. Наконец, в феврале 1978 из “ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ” в “АРАКС” был приглашен блестящий гитарист Вадим Голутвин. Помимо работы в театре, участники “АРАКСА” снялись в эпизодической роли в кинокомедии Георгия Данелии “Афоня”, где спели свой тогдашний хит Мемуары (на стихи будущего текстовика “КРУИЗА” Валерия Сауткина).

В 1978 в составе: Шахназаров, Голутвин, Беликов, Рудницкий и Абрамов, “АРАКС” принял участие в, пожалуй, самой популярной постановке Ленкома тех лет — спектакле “Звезда и смерть Хоакина Мурьеты” (музыка А. Рыбникова, либретто П. Грушко по мотивам поэмы П. Неруды). Спектакль с его оригинальным сюжетом, который романтизировал биографию чилийского разбойника-аутло, множеством запоминающихся мелодий, жестким рок-н-ролльным звучанием и весьма смелой сценографией, сразу стал событием как театральной, так и музыкальной жизни столицы, а затем и всей страны. Вскоре он был записан на “Мелодии” и вышел двойным альбомом, пользовавшимся колоссальным успехом.

В сентябре 1978 Шахназаров, который был организующей силой “АРАКСА” на всем протяжении его театральной эпопеи, ушел в “РЕЦИТАЛ” Аллы Пугачевой. На его место из джаз-роковой “ВИКТОРИИ” пришел виртуозный Тимур Мардалейшвили, а в начале 1979 состав группы усилил скрипач и певец “ВЕСЕЛЫХ РЕБЯТ” Анатолий Алешин. Высокий профессиональный уровень обусловил постоянный спрос на “АРАКС” как на сессионных музыкантов: в конце 70-х годов они принимали участие в записи музыки Александра Зацепина к телефильмам “31 июня” и “Узнай меня”, тогда же началось их длительное сотрудничество с Юрием Антоновым.

Новый всплеск интереса к отечественному року, фестиваль “Весенние ритмы” в Тбилиси (куда “АРАКС” был приглашен, но не поехал) и частичная легализация ряда подпольных групп подвигли “АРАКС” на уход из театра на условно-вольные филармонические хлеба — в апреле 1980 они стали артистами Росконцерта. (Их место в театре тут же заняло “РОК-АТЕЛЬЕ” Криса Кельми) Той же весной группа записала на “Мелодии” материал своего дебютного диска “Колокол тревоги” (он так и не был издан), летом приступили к работе над новой программой “Дай нам сил, Земля” (заглавный двенадцатиминутный номер звучал на ее концертах, еще несколько песен тоже были записаны, но в то время не изданы). “АРАКС” много гастролировал, отлично звучал живьем и исполнял на сцене как собственный материал, так и англоязычные стандарты хард-рока.

В октябре 1980 Беликов решил вернуться в “САМОЦВЕТЫ”. Его место занял Евгений Маргулис из находившегося в стадии распада “ВОСКРЕСЕНИЯ”. Вместе с ним в “АРАКСЕ” появились песни его коллеги по “ВОСКРЕСЕНИЮ” Алексея Романова: Солнцем освещенная дорога, Снилось мне, Мне достаточно просто удачи. В этом составе “АРАКС” играл до осени 1981, а в августе 1982 был официально распущен указом Министерства культуры РСФСР.

Рудницкий, а за ним и Маргулис ушли в новую группу Юрия Антонова “АЭРОБУС”, а Абрамов и Мардалейшвили стали участниками группы Стаса Намина, однако весной 1983 покинули ее, прихватив с собой наминского басиста Александра Минькова, и возродили идею (и отчасти репертуар) “АРАКСА” в новой группе с многозначительным названием “ФЕНИКС”. В 1985 группа была вынуждена сменить имя на “ВЕТЕР”, потом стала “ГЛОБУСОМ”, но, в конце концов, распалась около 1986.

Лишь в 1989, когда большинство идеологических бастионов безвозвратно рухнуло, Рудницкий смог реорганизовать “АРАКС”. В осовремененную версию группы вошли Абрамов, Парфенюк, бывший басист “ДИНАМИКА” Сергей Рыжов и экс-гитарист “РОК-АТЕЛЬЕ” Сергей Березкин.

Андрей Бурлака

Дискография:

Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (Мелодия, LP, 1978; L-Junction, 1997)

Аракс (A-RAM, 1994)

Кружатся диски 1970—80 (Мелодия, 1996)

Home

 

Hosted by uCoz