АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ

Арт-рок-группа (Екатеринбург). Идея группы родилась осенью 1985 у Игоря Гришенкова и Евгения Кормильцева, в ту пору свердловских студентов и почитателей творчества Брайана Ино и Роберта Фриппа. Название группы они позаимствовали из рассказа аргентинского прозаика Хорхе Луиса Борхеса, что косвенным образом говорило об изначальной установке их творчества на постмодернистское смешение жанров и стилей.

Боевое крещение “АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ” принял на 1-м Свердловском рок-фестивале 22 июня 1986, где их приняли с легким недоумением, но в целом довольно благожелательно: эта дата считается неофициальным днем рождения группы. В апреле 1987 они в условиях домашней студии, используя бытовые магнитофоны, записали свой первый эпонимический альбом. “АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ” на этом этапе составляли: Игорь Гришенков (клавишные, вокал), Евгений Кормильцев (тексты), Михаил Симаков (вокал, саксофон), Игорь Майборода (гитара), Сергей Елисеев (бас) и Игорь Акаев (барабаны). Запись оказалась не особенно удачной и в конечном счете сгинула в архиве группы. Тем не менее с осени 1987 “МАРШ” начал регулярно выступать, постепенно набираясь опыта и вербуя поклонников. Майборода и Акаев к этому времени ушли, а их места заняли Юрий “Ринк” Богатиков (гитара) и Игорь Злобин (барабаны).

Первый серьезный успех принес им записанный в 1987 альбом “Музыка для детей и инвалидов”. Он убедительно продемонстрировал, что авторский тандем группы Гришенков — Кормильцев нашел собственный мелодический язык, в чем-то близкий манере Дэвида Бирна времен поздних TALKING HEADS, а их крупной удачей стала написанная по мотивам романа Андрея Платонова песня Котлован, которую спела молодая певица Наталья Романова, недолгое время выступавшая с “АПРЕЛЬСКИМ МАРШЕМ”.

В середине 1988 состав группы, совершившей к этому времени ряд гастролей по стране, снова изменился: Ринка (который позднее выступал с биг-бэндом Владимира Чекасина) сменил Сергей Чернышов (гитара, вокал), а место ушедшего в “ЧАЙФ” Злобина — после ряда калейдоскопических замен (А. Плясунов, снова И. Акаев) — занял Андрей Литвиненко.

На 3-м Свердловском рок-фестивале (1988) состоялась премьера их новой программы, той же осенью запечатленной на следующем альбоме группы “Голоса”. По уже сложившейся традиции, заглавный номер альбома спела Настя Полева: Кормильцев, в свою очередь, написал для нее несколько неплохих текстов.

Помимо “Голосов” в числе удач альбома были песни Мертвый жених, Дантист, На блатном языке. Весь 1989 “АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ” много выступал, участвовал в нашумевшем Калужском рок-фестивале (август) и фестивале лауреатов конкурса, проведенного питерским журналом “Аврора”, где группа была удостоена диплома II степени (сентябрь), но следующий студийный альбом так и остался незавершенным. В 1990 место ушедшего на профессиональную сцену Литвиненко занял Сергей Сметанин, которого два года спустя сменил Олег Кудрявцев. Летом 1990 “МАРШ” принял участие в акции “Волга 90” музыкально-экологического движения “Рок Чистой Воды”, инициаторами которого выступили свердловские музыканты из группы “ЧАЙФ”. В 1991 питерское отделение “Мелодии” выпустило первую пластинку группы “Голоса”, составленную на основе двух ее магнитоальбомов.

Первая половина 90-х годов была для “МАРША” периодом разброда и шатаний: начатая в этот период работа над новым альбомом затянулась по причине финансового дефицита, концертная жизнь в стране почти прекратилась, Екатеринбургский рок-клуб закрылся. Лишь весной 1994 “АПРЕЛЬСКИЙ МАРШ” снова начал подавать признаки жизни: к ядру — Гришенков, Кормильцев, Симаков, Кудрявцев — присоединился опытный гитарист Валерий Костюков, вернулся ушедший было Елисеев. Тем же летом вышел их долгожданный (его материал был написан еще в конце 1980-х годов) альбом “Сержант Бертран”, продемонстрировавший, что группа сохранила свою способность сочинять свежие мелодии, находить незаезженные аранжировочные решения и специфическое чувство юмора (песня, давшая название альбому, основана на первом описанном в психиатрии случае некрофилии).

Андрей Бурлака

Дискография:

Апрельский Марш (1987)

Музыка для детей и инвалидов (1987)

Голоса (1988)

Голоса (Мелодия, LP, 1991)

Сержант Бертран (CD, 1994, 1995)

Home

 

Hosted by uCoz