RUSH

Rush. "Суета". Страна: Канада.

Состав исходный: Geddy Lee (vocals, bass, keyboards), Alex Lifeson (guitars), John Rutsey (drums). Начиная со второго альбома, ударником становится Neil Peart - он же автор всех текстов. С тех пор состав неизменен.

Для того, чтобы отыскать корни традиционного прогрессив-метал, пионерами которого называют Fates Warning, необходимо обратиться к творческому наследию лучшей канадской команды Rush. По большому счету, весь металло-прогрессив "чистой воды" был сыгран ребятами из Торонто уже на первом альбоме. Последователи ускорили ранне-Рашевские структуры и пропустили их через исказители типа "Metaltronix", без преувеличения. Равно как и корни прогрессива на классической основе проще всего отыскать в ранних Kansas.

Итак, Rush стали первой группой, которая взялась плести кружева из традиционного хард-рока. Стилистика всех трех дебютных альбомов - это сложный и виртуозный, до предела насыщенный аранжировками "тяжеляк", собственно, продолжение начатого в 1973 году группой Black Sabbath "одухотворения" метала, только канадцы использовали для этого не арт-роковые структуры. Базис хард-рока остался неизменным, но вместо энергетической ценности с повторяющимися риффовыми рефренами и

традиционными соло-проходами, впервые появилась ценность интеллектуальная. Усложнение структуры, отказ от монотонности, частая смена тем и ритмических рисунков, активное использование акустики -характеристики дебюта Rush и двух дисков 1975 года.

Группу сразу заметили критики, но подлинный триумф и признание за океаном пришли с выходом альбома "2112" с одноименной эпической философско-футуристической пьесой протяженностью в пол-альбома. Стремление к концепции, длинным развернутым полотнам без пауз, которые практиковали в первой половине 70-х монстры арт-рока, стало характерным для Rush среднего периода. Диск "Прощение Королям" (1977) стал вообще одним из шедевров как в дискографии группы, так и всего прогрессивного движения в рок-музыке. Все возрастающее значение клавишных в построении композиций, удивительное богатство аранжировок, непрерывное развитие тем способствовали "внедрению" канадцев в высшие эшелоны интеллектуального рока, критики неизменно ставили группу в один ряд с гигантами арт-рока Yes, Genesis, Eloy, Pink Floyd. Это было справедливо, по крайней мере в отношении глубины композиций и техники исполнения. Стилистически же это была самая "тяжелая" из интеллектуальных групп, и музыке того периода более подходил термин хард-н-арт (кстати, начиная с 1989 года так называемый прогрессив-метал Fates Warning, как две капли воды похож на звучание Rush среднего периода, только канадцы играли разнообразнее и виртуознее).

Альбом 1978 года продолжает успешную линию диска "2112"; как и оба предыдущих проекта, одну сторону пластинки занимает развернутая концептуальная пьеса, а на другой размещены три композиции с традиционной уже арт-балладой. Программа по всем характеристикам также относится к шедеврам прогрессива.

Некоторое изменение построения альбомов наметилось в 1980 году. Пьесы длиной в 20 минут получили отставку, программы отныне стали вмещать в себя по 6-7 достаточно продолжительных композиций с еще более усилившимся влиянием клавишных. Музыка стала чуть более доступной,

но не менее выразительной и виртуозной. Собственно арт-роковые структуры стали превалировать над металлическими. Отныне - на фоне определенного кризиса монстров арт-рока - прогрессивное движение возглавили Rush, причем благосклонно к группе в равной степени относилась и публика, и критики.

Первая песня с альбома "Permanent waves" даже оказалась среди лидеров хит-парада "Billboard", а начиная со следующего и вплоть до творческого пика в 1985 году, каждый проект канадцев занимал самые высокие места в ведущих изданиях ("New Musical express", "Rolling Stone" и другие). Издающийся с 1984 года "Metal Hammer" отводил Rush вообще только первые места. И действительно, одновременно глубокие и мелодичные программы группы первой половины 80-х демонстрировали дальнейший рост, тогда как их "ровесники" Kansas, не говоря уже о более ранних гигантах прогрессивного рока, пребывали в глубоком кризисе. В те годы лишь три группы разрабатывали "серьезную" жилу - это герои материала, проявившие удивительную стабильность, совершенно новая английская команда Marillion и заново родившиеся семь лет спустя после первого распада King Crimson.

Восходящая линия творческого роста Rush привела их к альбому 1984 года, воплотившему в себе все лучшее, к чему стремились музыканты с момента образования. Но подлинным подарком меломанам оказался очередной диск "Power windows", на котором канадцы просто превзошли самих себя. Это был не только самый лучший альбом года, но ярчайшая жемчужина в короне рок-музыки. Самый глубокомысленный, самый яркий, наиболее приверженный классическому арт-року - далеко не все эпитеты, которых заслуживает программа 1985 года. Подобного звучания Rush не достигали никогда; при всех прошлых заслугах они умудрились еще раз произвести революцию в застоявшемся болоте прогрессива. Определенно, столь уникальному и неповторимому саунду в какой-то мере Rush обязаны продюсеру Peter Collins (см. материал о продюсерах и других в конце книги) и звукорежиссеру James Barton. Право, отныне

Флойдовский "Dark side" уже не монополист по качеству звука...

Для воплощения в жизнь очередного проекта было решено прибегнуть к помощи тех же Коллинза и Бэртона, равно как и студии ("The Manor", Оксфордшир, Англия). Это было ошибкой. Дорога повторения прошлого, пусть даже и замечательного, редко давала стоящие плоды. Только движение вперед, пусть рискованное. Но "Hold your fire" иначе, как пародией на предыдущий диск не назовешь- И снова ошибка - наспех поменяли продюсера и техперсонал. Новым руководителем звука стал Rupert Hine. В итоге мы имеем три самых слабых программы ансамбля (1987, 1989, 1991). Да, с поп-музыкой Rush, в отличие от многих, и не думали заигрывать. Действительно, на фоне упадка тех же последователей группы, Fates Warning, все эти Рашевские продукты можно смело считать добротными, но... Это было топтанием на месте, выжиманием последних соков из некогда сочнейшего фрукта.

И что же? Конечно, поиск новых путей развития своего музыкального фундамента, очередное изменение курса при обязательном сохранении Цели: исполнять прогрессивную музыку в Своем оригинальном стиле. Альбом "Counterparts" занял второе место в итоговом (годовом!) чартсе рок-альбомов журнала "Billboard". Манера не изменилась, но вместо бледных тем на дисках-предшественниках слушателю был предложен просто сногсшибательный материал. Группа вновь двинулась в направлении тяжелого саунда, но уже с использованием конкретной энергетики Power-metal. При полном сохранении "фирменной" структуры, на передний план были выдвинуты мощные гитарные риффы в манере поздних Black Sabbath. Аналогии, впрочем, отдаленные - это все-таки старый, но вечно молодеющий Rush. Примечание: последний альбом - очень болезненный щелчок по носу Deep Purple, Van Halen и даже Оззи Осборну! Канадцы нынче однозначно застолбили и эти пространства хеви-метал, а для фанов оговоренных команд приоткрыли очень нужную дверь...

На концертах ансамбля клавишные ведет Andy Richards.

Дискография: "Rush"-й1974, "Fly by night"-й1975, "Caress of steel"-й1975, "2112"-й1976, "A farewell to kings"-й1977, "Hemispheres"-й1978, "Permanent waves"-й1980, "Moving pictures"-й1981, "Signals"-й1982, "Grace under pressure "-й1984, "Power windows"-й1985, "Hold your fire"-й1987 (MERCURY Records), "Presto "-й1989, "Roll the bones"-й1991, "Counterparts"-й1993, "Test for echo"-й1996 (ATLANTIC Records).

 

 

 

Home

 

Hosted by uCoz