JETHRO TULL

Jethro Tull. "Джетро Талл". Страна: Великобритания. Состав исходный: lan Anderson (vocals, winds, cello, guitars, keyboards), Mick Abrahams (lead guitar, позднее -solo + Bloodwyn Pig - см. ниже), Glenn Cornick (bass, позднее

- Wild Turkey, Paris - см. ниже), Clive Bunker (drums, позднее

- Bloodwyn Pig, Aviator).

1969 год: вместо Абрахамса неизменным гитаристом стал Martin Barre.

1970 год: в состав принят старый друг талловцев -Андерсона, Корника и Барлоу (они вместе организовали первую любительскую группу) - пятый участник John Evan (lead keyboards).

1971 год: вместо Корника принят басист Jeffrey Н. Hammond.

1972 год: вместо ударника Банкера в группу принят старый приятель (см. выше) Barriemore Barlow (в 80-х участие в соло-альбоме Роберта Планта). Состав стабилизировался. Группе постоянно помогает небольшой оркестр Дэвида Палмера (David Palmer).

1976 год: вместо ушедшего басиста Хэммонда принят John Glascock (из первой группы лидера Uriah Неер - Ken Hensley - The Gods, cm. Uriah Неер).

1977 год: отказ от оркестровых вставок бэнда Дэвида

Палмера с внедрением его самого в штат группы в качестве второго клавишника - их стало шестеро.

1979 год: во время записи альбома врожденный порок сердца приводит Джона Глэскока в больницу, где он скончался во время операции в возрасте 29 лет. Партии баса дописывал сам Иан Андерсон.

1980 год: Состав изменяется почти полностью: с Андерсоном и Барре теперь работают: Dave Pegg (лидер Fairport Convention, bass), молодой барабанщик Mark Craney, а также знаменитый клавишник/виолончелист Eddie Jobson (ex-Curved Air, Roxy Music, UK, позднее - session in Yes, solo).

1982 год: вместо Джобсона приходит клавишник Peter Vettese, а вместо ударника Крэйни - Gerry Conway, аж с 1966 года игравший в нескольких известных "чисто" фолк-роковых группах.

1984 год: Андерсон, ставший к тому времени настоящим универсалом - мультиинструменталистом, увольняет Конвэя, сам стучит на трех вещах нового альбома, в других же его заменяет драм-машина.

1987 год: официальный состав Jethro Tull состоит из трех человек - Андерсона, Барре и Пегга, в качестве "гостя"-ударника пробуется Doane Perry, до сих пор работавший в локальных английских группах. Со следующего альбома он уже в "штате". С тех пор изменений не было до 1995 года. Андерсон любезно (и кстати) передал клавишные новому виртуозу Andrew Giddings; остальные те же - Андерсон, Барре, Перри, Пегг.

Вместе с Genesis, Pink Floyd, Van Der Graaf, Yes, Black Sabbath, Marillion, Kansas, Eloy, Rush - это группа "первой звездной величины" в истории прогрессивной рок-музыки, а значит, и всего рок-движения в целом. Оригинальнейший, ни с чем не сравнимый собственный стилистический почерк, глубокомысленность композиций и текстов и сохраняющаяся долгие годы стабильность -обязательные факторы для подлинных, а не формальных лидеров, в полной мере относятся и к Jethro Tull.

Самым наивным и стилистически нехарактерным для творчества Jethro Tull (группа названа именем ученого-аграрника 18 века) в целом выглядит сегодня дебют группы "Это Было" (1968). Здесь много влияния гитариста Мика Абрахамса, всегда тяготевшего к блюз-джаз-року, тогда как Аидерсону по душе были классика, фолк и хард-рок. После ухода Абрахамса Иан на втором альбоме претворил все свои замыслы в жизнь, и стилистика группы до 1972 года представляет собой богато аранжированный фолк-рок на жесткой хард-базе нового гитариста Барре. Диски 1969-1971 года примерно равноценны по качеству материала, из них сверхпопулярным стал "Акваланг", распроданный гигантским тиражом, но в творческом отношении предыдущая программа "Бенефис", будучи менее яркой и "хитовой", звучала более искренне, а представленные на ней вещи по содержательности и глубине стали предвестниками Талловского расцвета в 1972-73 годах.

После доступного и мелодичного "Акваланга" выпуск в 1972 году монолитной концептуальной программы "Тупой как пробка" с единственной эпической пьесой на весь альбом далеко не всеми был вопринят (к чести США, именно там он сразу был оценен по достоинству). Музыкальные структуры на этом альбоме, лучшем в этом году вообще, оказались настолько сложными и глубокими, что даже значительная часть сторонников арта оказалась не готова к подобному. Непрерывное развитие без пауз и эффектов, нескончаемая головоломка бесподобно закрученных аранжировок, удивительная виртуозность музыкантов отбросили назад даже лидеров "техно-арта" ELP. Не дотянул и "Фокстрот" группы Genesis, сам по себе ставший сверхшедевром жанра. Полная аллегорий концептуальная лирика "Тупого" на альбоме была представлена авторством 8-летнего вундеркинда Джералда Востока. На самом деле все было написано самим Андерсоном на основе его детских воспоминаний и переживаний.

Очередной альбом также стал безусловным шедевром. Тоже созданный в виде единой сюиты и в музыкальном отношении схожий с предыдущим (если не считать нововведения - Андерсон наряду с неизменной флейтой здесь активно использует саксофон: чрезвычайно удачно)

диск'был с восторгом воспринят наиболее подготовленной категорией слушателей, но те, кто боготворил Jethro Tull после "Акваланга", ничего не поняли. Здесь Андерсон в своей поэзии шагнул уж слишком далеко для христианского меломана. Концепция диска "Азартная игра" лежит вне пределов Библии: это философская гипотетическая поэма о жизни после смерти, то есть о перевоплощении души. Кое-кто усмотрел здесь даже вызов Церкви, критики же просто плешь проели Андерсону, обвиняя его в "отчуждении от народа". И Андерсон пошел назад "в народ".

Альбом 1974 года стилистически близок к столь любимому всеми "Аквалангу": хард-н-артовые хиты типа "Бунгало в джунглях" слишком явно повторили мелодику "Дыхания локомотива" и так далее. Три последующих диска 1975-77 годов оказались более интересными: хотя бы две-три вещи в них содержали крутейший игровой арт-рок, свойственный пиковым программам. К тому же все чаще стали появляться очень красивые "менестрельские" баллады под акустическую гитару и флейту. Диск 1976 года "Слишком стар для рок-н-ролла, но молод, чтобы умереть" в текстовом плане также концептуален, но песни здесь разрозненные, короткие, вместить в них развернутые   аранжировки было невозможно. Но если эти альбомы и не тянули на звание шедевров, просто отличные оценки они вполне заслужили. В музыке этих лет действительно пахнет средневековьем, английским лесом и костром у шалаша...

В аналогичном русле выдержан и очередной диск "Тяжелые лошади" (1978), но он-таки стал шедевром. Чуть подлиннее стали композиции, и Талловцы вновь смогли продемонстрировать свой гигантский талант аранжировщиков: снова слышатся столь знакомые скоростные и неожиданные арт-роковые комбинации, виртуозное владение инструментами и остроумные "тексты с подтекстом", как в песне "Мышиная полиция никогда не спит".

Диск 1979 года возвращает в атмосферу 1977 года, но он много менее удачен. Смерть Джона Глэскока не могла не повлиять на настроение музыкантов. Скорее всего, именно это стало причиной прощания с рок-музыкой всех старых друзей Андерсона и Барре. Публике же этот неглубокий проект понравился, даже поляки купили на его издание лицензию.

Обратный процесс произошел с выходом альбома "А" 1980 года с замечательными развернутыми композициями и просто великолепной игрой на клавишных и электровиолончели Эдди Джобсона. Критики отметили очевидную свежесть этой работы, равно как и ее глубокомысленность. Массы же, привыкшие к уровню сложности "Warchild" и "Stormwatch", восприняли альбом в штыки. И снова Андерсон допускает творческую ошибку в стремлении балансировать между элитарным слушателем и большой аудиторией. И если диск 1982 года "Палаш и зверь" неплохо воспринимается, как один из самых утяжеленных Андерсеновских экспериментов, то заигрывания с попсой в 1984 году не лезли ни в какие ворота. Как и вышедший год назад при помощи своего же Талловского коллеги Питера Виттеза первый сольник Иана (зачем, если и так все от начала до конца сочиняется им в рамках Jethro Tull?), альбом "Под покрывалом" представил слушателям монотонную поп-музыку с редкими вкраплениями флейтовых и гитарных аранжировок. Виттез, как клавишник (впоследствии он и подался в направлении поп-музыки) был далеко не чета Ивену и Джобсону, и именно его манера делала Jethro Tull того периода похожим на Cars или Asia.

Тогда Андерсон сам сел за клавишные. К чести группы, она с достоинством выбралась из кризиса, и ни один из последующих альбомов нельзя упрекнуть в самопародии. Звучание обновилось, но хуже от этого не стало. Представленный в позднем периоде стабильный синтез энергичного и мощного хард-рока с классическим артом - это лучшее, что создали музыканты со времен 1972-73 года (за исключением знаменательных альбомов 1978 и 1980 гг). От эпической 11-минутной "Будапешт" 1987 года с аранжировками удивительной красоты, через мощное звучание 1989 и 1991 года, которому позавидовали бы даже Led Zeppelin, пришли Jethro Tull к шикарному подарку для своих старых друзей.

Еще до диска "Азартная игра" в одном из французских средневековых замков, в котором разместилась одна из самых технически тогда оснащенных студий "Шато д'Эровиль" Андерсон сотоварищи начал записывать (и записал более половины материала) альбом в духе того периода - концептуальный, навороченный, без пауз. Однако, персонал этой ультрасовременной студии оказался неподготовленным к столь серьезному проекту и "запорол" несколько важных кусков. Со злости Андерсон вообще прекратил работу над этим материалом, забросил уже почти готовый альбом и принялся, собственно, за "Азартную игру" - уже в Англии. Так этот незаконченный шедевр и пролежал 20 лет в забвении, пока музыканты не вспомнили о нем. В 1992 году они принялись за работу, переписали испорченные куски, завершили все темы, перемикшировали и... в 1993 году на рынке появился двойной CD-альбом группы (на LP вышло бы 4 пластинки). На первом CD как раз представлен тот забытый, нынче переписанный, шедевр, а на втором - много - много совершенно неизвестных песен Jethro Tull. Причем, подборка этого незнакомого материала настолько сильна, что с ее выпуском четверть дискографии ансамбля останется позади нее. Случай беспрецедентный в истории рока: обычно компиляции отбракованного материала плетутся в самом конце...

Очередная работа 1995 года возвращает слушателя к ностальгическим мотивам первой половины 70-х, только теперь это уже новая программа нестареющих душой ветеранов. Прекрасно аранжированный арт-рок в лучших традициях жанра - краткая характеристика нового шедевра группы, название которого символично: "От корней к кроне".

Дискография: "This was"-©1968, "Stand up"-©1969, "Benefit"-©1970 (ISLAND Records), "Aqualung"-©1971, "Thick as a brick"-©1972, "A passion play"-©1973, "Warchild"-©1974, "Minstrel in the gallery "-©1975, "Too old to rock'n'roll, too young to die"-©1976, "Songs from the wood"-©1977, "Heavy horses "-©1978, "Stormwatch"-©1979, "A"-©1980, "The broadsword and the beast"-©l 982, "Under wraps"-©1984, "Crest of a knave"-©1987, "Rock island "-©1989, "Catfish rising"-©199l, "Nightcap"-©1993 (2CD), "Roots to branches"- 1995, “Dot Com” –1999.

lan Anderson-solo: "Walk into light"-©1983, "Concerto for flute and orchestra"-©1995.

Bloodwyn Pig: "Ahead rings out"-©1969, "Getting to this"-©1970.

Mick Abrahams-solo: "A musical evening with Abrahams "-©1971, "At last"-©1972, "Have fun learning guitar"-©1975.

  

Home

 

Hosted by uCoz