"Философия Панка" - часть 9.

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ И ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: ИДЕИ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ EARTH FIRST! , ALF И ДРУГИХ ДВИЖЕНИЙ ЛЕГКО ПРИЖИЛИСЬ В ПАНК-СЦЕНЕ.

лИ если бы животные умели говорить, если бы земля, деревья, реки, го-ры и океаны могли закричать о своем протесте, они тотчас же потребовали бы прекратить разрушение, вызванное алчными людьми. Самосохранение Ч важнейший инстинкт человечества. Так насколько же нас вводят в заблужде-ние, как дезинформируют и неправильно обучают, обманывают и дурачат дельцы, что даже заботливые мамы и папы каждый день, с пеленок, неосоз-нанно приучают своих детей к саморазрушению и разрушению планеты? Ка-залось бы, раз мировая культура становится все более интеллектуальной и сложной, цивилизация приближается к обеспечению нужд всех людей и ре-шению социальных проблем. И вместо этого, люди, стоящие у власти, доби-ваются прямо противоположного, вызывая голод, эксплуатацию, расизм и за-грязнение окружающей среды в невиданных ранее масштабах, провоцируя создание систем военной диктатуры и господства во всем мире╗ .
Задумываясь о проблемах сохранения планеты, понимаешь, что панковская этика индивидуализма должна отойти на задний план. В экологической филосо-фии, практике и протесте акцент ставится на целое, а не на часть. Из различных текстов и записей можно понять, что целое означает не только всё человечество, но также животных и природу (имеется в виду дикая природа, реки и т.п.).
Панки отрицают лковбойскую этику╗, более 200 лет определяющую полити-ку и отношение к природе в Америке. Такая позиция привела к ужасающему воз-действию, как на окружающую среду, так и на идеи, относящиеся к ее защите и восстановлению. На философию панка в гораздо большей степени повлияли идеи и действия, которые мы (справедливо или нет) приписываем коренным народам Америки. лУ нас есть не только технологии и ресурсы, способные уничтожить весь мир больше, чем 100 раз. Но у нас есть все необходимое, чтобы удовлетворить все нужды, обеспечить соблюдение прав всех существ, живущих на этой планете, и уважать нашу мать Ч Землю как добрую кормилицу, дающую жизнь... Мир на-ступит лишь тогда, когда мы будем чтить законы природы и уважать каждое жи-вое существо, а также мать-Землю, дарующую всем жизнь╗ .
Для панков нехарактерны примитивные до-индустриальные или анти-технологические предрассудки. Также ими не культивируется идея о выпадении из Системы и жизни в сельскохозяйственных общинах. Движение носит преиму-щественно городской характер и не идеализирует сельскую жизнь. Тем не менее, уважение и признание своих обязательств по отношению к лздоровью матери-Земли╗, можно рассматривать как нить, связующую философию панка с предын-дустриальным, доколониальным мировоззрением.
Несмотря на то что в панке всегда будут появляться различные точки зрения, наиболее очевидная философия окружающей среды сильно напоминает глубин-ную экологию. Эта философия почти всегда в том или ином виде присутствовала в работах Генри Дэвида Торо и других.
Термин был введен в 1971 году норвежским философом Арне Нейсом (Arne Naess) и позже популяризован в книге Девалла и Сешонза лГлубинная экология╗ (1973) . Одна из статей в MRR, написанная Джоэлом Хиппикором (автор фэнзи-на лHippycore╗), подробно рассматривает сходства экологической философии панка с идеями глубинной экологии. лЧтобы эффективно бороться с разруше-ниями, порожденными человечеством в прошлом, необходима всеохватывающая философия, не противопоставляющая человечество природе, а предполагающая для него собственную экологическую нишу╗ .
Наиболее важным аспектом радикальной философии является разоблачение неверных представлений, существующих на сегодняшний день, вне зависимости от их популярности и распространенности. Наверное, сложнее всего изменить общепринятое антропоцентрическое мировоззрение, ставящее человека в центр вселенной. Можно утверждать, и в большинстве случаев это будет оправданно, что такие взгляды сложились под влиянием библейской традиции, согласно кото-рой господство человека над растениями и животными даровано богом. Явившись результатом толкования Библии, а также иерархичности лестественного закона╗ Аристотеля и Фомы Аквинского, антропоцентризм является основной установкой почти каждой философии и политической теории. Это убеждение состоит в том, что человечество является чем-то отдельным от природы и стоит выше нее. лПри-держиваясь подобных взглядов, невозможно достигнуть гармонии с природой╗ . В ответ на проблемы окружающей среды, панк-сообщество пытается, как Девалл и Сешонз, развивать биоцентристскую философию. Этот взгляд включает понима-ние того, что все в природе взаимосвязано и имеет одинаковую внутреннюю цен-ность. Над природой не господствуют, а заботятся и уважают ее, что не следует путать с природоохранными взглядами.
лИдея охраны природы пропитана антропоцентризмом, и поэтому является неприемлемой экологической позицией. Цель сохранения состоит в том, чтобы управлять природой и контролировать ее как часть человеческой экономики, а не жить с ней в гармонии... Деревья являются источником прибыли, а дикая природа служит для привлечения долларов туристов: таким образом, вообще не предпола-гается, что природа имеет ценность сама по себе... Человечество испытывает жиз-ненную необходимость в том, чтобы дикая природа помогала нам развиваться, но что гораздо важнее, дикая природа имеет право на жизнь без вмешательства чело-века), просто потому что она существует и имеет ценность вне зависимости от своей пользы для людей╗ .
Многие приверженцы глубинной экологии превращают ее в новую рели-гию. Для пробуждения в человеке сокровенных чувств и достижения более близ-кого контакта с природой, отмечаются праздники и соблюдаются некоторые ри-туалы. Как и следовало ожидать, панки отвергают религиозный компонент фило-софии: л...празднование солнцестояний и равноденствий столь же лишне, как и празднование христианских праздников. Для кого-то лично это, может быть, чрезвычайно важно, но в плане экологии это совершенно бесполезно╗ . Вопрос, обращаются ли панки непосредственно к глубинной экологии или создают свой вариант биоцентризма и холизма, остается открытым. Но акцент на необходимо-сти прямого действия, присущий глубинной экологии, очевиден.
лСуществует два типа акций прямого действия. Акции прямого действия, направленные внутрь человека, влекут за собой большую духовную зрелость и отказ от антропоцентристских представлений. Акция прямого действия, направ-ленная вовне, может быть выражена в форме саботажа, акций протеста, граждан-ского неповиновения или просто посадки дерева. Между акциями прямого дейст-вия, направленными вовнутрь и вовне нет особой разницы: и в том, и в другом случае человек руководствуется одним твердым принципом, а именно, отказом от насилия. Акция прямого действия Ч это понимание того, что мы не можем отвер-гать и игнорировать проблемы Земли, мы должны что-то делать. Все взаимосвяза-но, поэтому, защищая тропические леса, мы защищаем себя. Принимая участие в акции прямого действия, мы выражаем безграничную любовь к планете и ее жи-телям... Нашей целью является действие, и действие само по себе является прав-дой, защитой и намерением╗ .
Если панки могут расходиться во мнениях относительно наилучших средств ненасильственных акций, сома идея проведения акций прямого действия не об-суждается. Большинство экологических акций связано с северо-западными шта-тами Америки и, особенно с Северной Калифорнией.
лНынешняя ситуация в Северной Калифорнии напоминает события, проис-ходившие на протяжении всего XX века в Латинской Америке и других амери-канских колониях. Главное отличие заключается в том, что они в нас не стреляют, по крайней мере, пока. Несмотря на все заверения, мы Ч страна третьего мира. Большинство людей настолько бедны, что они просто счастливы взяться за любую работу, обеспечивающую прожиточный минимум, даже если это означает унич-тожение окружающей среды и пустыню, оставленную в наследство их детям╗ .
Ливермор и другие люди, публикующиеся в фэнзинах, летом 1990 года при-звали панков присоединяться к группам активистов лEarth First!╗, чтобы поме-шать уничтожению лесов в Калифорнии. лЯ не прошу вас просто написать пись-мо своему конгрессмену, или подписать петицию, или пойти на демонстрацию, или написать статьи в журнал, хотя это тоже важно. Я говорю о том, чтобы отдать-ся всем сердцем, душой и телом тому, чтобы остановить это безумие, прежде чем оно уничтожит всех нас╗ . лEarth First!╗ поместила в журнале лProfane Existence╗ объявление следующего содержания: лМы призываем рыцарей свободы леса приехать в Северную Калифорнию этим летом и защитить Редвудс. Мы надеемся проводить постоянные лагеря протеста и акции на протяжении всего лета╗ . Многие панки являются активистами или сторонниками Earth First!, Green-peace , ALF, People for the Ethical Treatment of Animals (PETA) и других групп. Такие книги, как лЭкотопия╗ Эрнеста Калленбача (Ernest Callenbach) и лЭкозащи-та: полевой путеводитель по саботажу╗ Дейва Формана и Била Хейварда (D. Foreman and В. Hayward) , впервые привлекли мое внимание, когда я читал спи-ски рекомендуемой литературы во вкладышах к пластинкам.
В разделах новостей зина лProfane Existence╗ печатаются статьи, приветст-вующие и поощряющие действия, направленные на защиту окружающей среды. В качестве комментария к намеренному разрушению моста, который использо-вался для перевозок лесоматериалов англо-колумбийской фирмой, заготавли-вающей лес, были приведены слова лмарионетки компании: лВсе, что я знаю Ч это то, что мне придется сообщить многим людям, что они уволены╗. И ни слова о том, что это принесло ущерб на сотни тысяч долларов корпоративным дель-цам...╗ .
В недавнем номере лProfane Existence╗ была опубликована статья, написан-ная в результате долгого и внимательного изучения проблем, связанных со строи-тельством полей для гольфа в Америке. Убийство животных пестицидами, уста-новка капканов, бесполезная трата воды и расточительное землепользование Ч вот причины, вдохновившие различные формы акций прямого действия.
лСооружение каждого поля для гольфа обходится примерно в 18 тысяч дол-ларов, а его обслуживание стоит гораздо больше, так что если вы хотите причи-нить максимальный ущерб, это Ч то, с чего нужно начинать. Один простой спо-соб полностью засрать лужайку Ч полить ее жидким хлором или жидкостью для чистки бассейнов, которую можно купить в любом специализированном магази-не. Также подойдет и бензин. Это сделает дорогой дерн жухлым и в итоге приве-дет к его окончательному высыханию, а восстановление поля обойдется очень до-рого. Делайте это, по возможности, когда лужайка сухая. Экспериментируйте и с другими ядовитыми жидкостями, саботаж может быть веселым и познаватель-ным!╗ .
Несмотря на то что статья написана в юмористическом духе, она показывает готовность панков к действиям и применению насилия против собственности.
Панки считают, что причины продолжающегося разрушения Земли во мно-гом объясняются экономической алчностью. Основной целью компаний, нанося-щих ущерб окружающей среде, является сохранение бизнеса и увеличение дохо-дов. Правительство не любит вмешиваться в дела доходных предприятий, осо-бенно если они Ч крупные работодатели. Во многих случаях, таких как в Север-ном Висконсине, лправительство штата делает все возможное, чтобы привлечь горнодобывающие компании. Политики хотят остаться у власти, создавая новые рабочие места и увеличивая налоговые поступления╗ . Политики способны прикрыть тему необратимого экологического разрушения ложными обещаниями занятости для местных жителей, начиная с горной промышленности и заготовки леса и заканчивая новым повальным увлечением строительством стадионов (осо-бенно в Сан-Франциско, где сейчас строятся два новых, непонятно кому нужных). Те из нас, кто живет в опустошенных районах, испытавших на себе все прелести надругательства капитализма над окружающей средой, могут видеть, как обеща-ния рабочих мест делают нас слепыми к постоянным разрушениям. Очевидно, когда экологические последствия не принимаются во внимание, это ведет к ката-строфе. Экологический фактор никоим образом не учитывается в экономических формулах, оперирующих лишь денежными категориями.
Для маленьких ферм, которые обычно ведут органическое и устойчивое сельское хозяйство, наступают все более и более тяжелые времена. лНо что дол-жен делать фермер, когда большая компания скупает соседние участки площадью 5000 акров , пичкает почву мощными удобрениями, перепахивает все защитные полосы и выкапывает глубокие колодцы, сосущие подземные воды со скоростью, вдвое превосходящей скорость их восполнения? Подобные технологии, исполь-зуемые в течение долгого времени, приводят к катастрофе, но в то же время они позволяют получать не виданные урожаи, приводящие к падению цен. И малень-кие фермы для того, чтобы быть конкурентоспособными, вынуждены использо-вать эти же технологии. В противном случае они просто прогорят╗ .
Корпоративные пищевые гиганты проталкивают в Калифорнии новое зако-нодательство, согласно которому пищу, накачанную пестицидами и генетически измененную, должны маркировать как органическую. Если это законодательство вступит в силу, традиционное сельское хозяйство окажется под давлением ис-пользования тех же самых технологий получения быстрого урожая, присущих корпоративным хозяйствам, которые истощат землю и подорвут здоровье ферме-ров и их семей. Это может стать триумфом гигантских хозяйств в их стремлении вытеснить с поля маленькие фермы раз и навсегда.
Что мы можем сделать? Даже те, кто не одобряют акции прямого действия, могут использовать силу действия, чтобы выразить свой протест против загрязне-ния окружающей среды и других проблем, привлекая производителей (напри-мер, фермеров или других работников).
лНравится нам это или нет, но мы живем в потребительским обществе. С од-ной стороны, нам приходится тратить деньги, чтобы удовлетворять свои нужды, но, с другой стороны, в панк-сообществе многие группы и фэнзины выступают против транснациональных компаний. Следовательно, мы будем пытаться избе-жать дегуманизирующего мусора, который корпорации изрыгают на нас в посто-янно увеличивающихся количествах. Если проявлять определённую настойчи-вость, можно добиться многого в нескольких сферах╗ . Один из лучших спосо-бов сопротивляться и отказываться от разрушительной капиталистической систе-мы, Ч голосовать экономически, тратя деньги на такие продукты, которые, по вашему мнению, приносят наименьший вред. Сегодня во многих фэнзинах рас-сказывается о бойкотируемых продуктах. Причинами для бойкота могут послу-жить бессмысленное тестирование на животных, несправедливые условия труда или безнравственное вложение прибыли. Кроме того, иногда приводятся полез-ные советы о сокращении потребления, переработке и повторном использовании различных вещей. Нигде философия необходимости сохранения и улучшения окружающей среды не проявляется так явственно, как в вопросах питания.
лКазалось бы, человек всеядный хорошо приспособился ко многим стран-ным и причудливым пищевым продуктам, которые появляются в лабораториях и фабриках. Однако еще рано это утверждать. Продолжительность жизни в наши дни больше, чем когда бы то ни было в истории человечества, но также растет и число болезней, связанных с питанием, среди которых можно выделить рак и сер-дечные заболевания╗ . Рациональный взгляд на проблему истощения ресурсов, проблемы здоровья и следование принципам глубинной или более гуманной экологии стали причинами того, что все большее количество панков становится вегетарианцами.

Фабрика штампует все в аккуратно запакованном виде / Какое-то убитое существо с надписью лмясо╗ / Спрятанное за ложными названиями лсвини-ны╗, лветчины╗ и лговядины╗ / Убийство всегда остается убийством, как его не назови .

Источник: www.onlymetal.ru

 

 

Home

 

Hosted by uCoz