"Философия Панка" - часть 7.

лМиллионы американцев крайне недовольны своей жизнью и теми, кто ими управляет на всех уровнях. Однако они еще не революционеры, потому что все еще верят в демократические институты... Пока люди будут верить, что они могут избрать правильных людей, чтобы те возглавляли их, ллегенда о демократии╗, к сожалению, будет продолжать здравствовать╗ . Эта ллегенда о демократии╗ Ч это сила, управляющая прогрессивной и левой политикой. Она, конечно, соблаз-няет мыслью, что где-то существуют хорошие, честные политики, которые могут быть избраны и смогут добиться основополагающих положительных изменений. Вместо этого оказывается, что только те, кто честен (словом или делом) в своей верности статусу-кво, будут считаться реальными кандидатами для управления.
Даже если бы каким-то образом возможно было бы избрать лхороших╗ руко-водителей, остается еще одна проблема. Это проблема реформистов, которые не доверяют отдельной личности и сообществу решать свои вопросы самостоятель-но. Наоборот, реформисты уверены, что люди не способны разобраться со своими собственными делами, и им необходима власть, чтобы успешно вести их к луч-шему. лЯ считаю серьезной ошибкой думать, что правительство предпримет со-циальные реформы, чтобы сделать общество более справедливым, поскольку лю-бое общество государственного типа основано на разделении на классы и нера-венстве╗ . Некоторые реформы, продвигаемые левыми, больше касаются борьбы против отдельных симптомов болезни, чем борьбы с системой в целом. Когда поднимаются проблемы бездомности и бедности, не находится места для критики созданной законами капитализма порочной системы сялчности как таковой. лТо, что тысячи разумных и небезразличных людей тратят свои силы на символиче-ские реформы, которые никоим образом не влияют на господствующую структу-ру власти, служит лишь интересам правящего класса и государства╗ . Таким об-разом, панки, придерживающиеся анархистских убеждений, отрицают способ функционирования современных правительств. Теперь важно посмотреть какова их возможная (или зачастую невозможная, что признают и они сами) концепция анархии, и чем она отличается от того, что они критикуют.
Первой панк-группой, проявившей серьезный интерес к анархии и ее во-площениям в жизни, была английская группа Crass. Тем, кто интересуется под-робной историей создания и приключений группы, советую почитать книгу ос-нователя группы Пенни Римбо лПредрассудок╗ . Они были не просто музы-кальным коллективом, а сообществом из 12 человек, которое создавало фильмы, Газеты и имело свой звукозаписывающий лейбл. Группа была образована в 1978 году в ответ на возрастающую тенденцию к превращению панка в моду и приня-тию его обществом. То, как группа занималась распространением своей продук-ции, стало стандартом, которому начали следовать другие группы. С оговоркой на пацифистские взгляды участников группы, некоторые панки провозгласили ее образцом анархизма в панк-движении.
лАнархия Ч единственная форма политической мысли, не ищущая контро-ля над личностью с помощью силы╗ . Группа Crass осуждает как правые, так и левые партии за использование власти для контроля и принуждения людей. Сама идея государства требует, чтобы люди подчиняли ему некоторые сферы своей жизни (а в некоторых случаях и саму жизнь). лАнархия Ч это отказ от государст-венного контроля, отражающий требование индивида жить жизнью, основанной на личном выборе, а не на политических манипуляциях╗ . С отказом от внешне-го контроля связано возникновение личной ответственности. Система, которую создает правительство, предполагает меньшую личную ответственность, и, воз-можно, при такой системе действительно легче жить. лОтказываясь быть под кон-тролем, вы берете свою жизнь в собственные руки, то есть вместо распространен-ной идеи, что анархия Ч это хаос, на самом деле она является началом личного порядка. Состояние анархии Ч это не хаотический бедлам, где каждый делает, что вздумается╗ . Она подразумевает, что люди живут друг с другом во взаим-ном доверии и уважении.
Вопррс о том, как анархисты смогут обеспечить то, чтобы жизнь, основанная на личном выборе, отличалась от нынешнего состояния общества, представляется довольно сложным. Очевидна, что анархисты не могут заставлять людей прини-мать что-либо насильно, поэтому они ггредполагают необходимость личного просвещения, способного предотвратить распространение укоренившихся пред-рассудков и жадности. лНельзя просто потребовать уважать других людей (и их собственность), этому нужно учить. В капиталистическом обществе с его акцентом на жадности и эгоизме, постоянный процесс социализации формирует отноше-ние к людям как к вещам╗ . Другими словами, анархист, иди любой, кто хочет прочных позитивных изменений, должен желать обучать людей своему типу мышления по вопросам отношения между людьми, с целью создания свободного процветающего общества.
Думая о возможности успешного изменения идеологии без принуждения и силы, анархист должен считать людей способными к изменениям и стремящими-ся к ним. В противном случае анархисту пришлось бы использовать те же самые способы убеждения, которые он презирает. Для анархиста было бы противоречи-ем навязывать свои убеждения другим силой, но если по своей природе человек не жаден, не эгоистичен и не зол, то он мог бы прийти в согласие с его идеалами. Люди лубеждены обществом в необходимости эксплуатации друг друга, и это не-обходимо для нормального функционирования системы. Несомненно, если вос-питывать ребенка в соответствии с пацифистскими, человечными идеалами вме-сто тех, с которыми он ежедневно сталкивается сейчас, то мы бы имели абсолютно иную позицию по отношению к обществу и миру в целом╗ . Анархистам необ-ходимо осознать, что все люди одинаково могут управлять собой, иначе они ста-нут считать себя исключительными и признают свои далеко идущие цели неис-полнимыми. Эта идея часто опирается на положение из наблюдений Кропоткина о том, что человек по природе своей добр, и что жизнь наиболее полна, когда есть возможность помогать другим людям. Проводниками этого убеждения являлись многие, начиная с Аристотеля, и оно, в частности, отражено в работах лингвиста, анархиста и просто замечательного человека Ноама Хомского. В то время как не-которые анархисты разуверились в массах (эта тема будет затронута позже), большинство из них согласно с тем, что анархисты должны стать лнаставниками╗ для остальных, конечно, не становясь при этом лидерами. лТак или иначе, людям нужно узнать об анархизме. Сегодня большая часть пропаганды анархистов об действительности обращена лишь к лпосвященным╗╗ .
Принять панк-движение как серьезную революционную силу достаточно сложно для интеллигенции и почти невозможно для обычного человека. Создан-ный средствами массовой информации фальшивый образ панка, как будто толь-ко и делающего, что принимающего наркотики и губящего себя, много сделал для ослабления его политической значимости. Это, однако, не остановило новую волну панков от создания групп, претворяющих анархистскую риторику панка в жизнь. В 80-е и 90-е годы организации, такие как лAnarchist Youth Federation╗ (Миннесота, Теннеси, Калифорния и Мэриленд), лTwin cities Anarchist Federation╗, лCabbage Collective╗ (Филадельфия), лTools Collective╗ (Бостон), лPositive Force╗ (Вашингтон) и другие группы проводили концерты, акции и раз-личные благотворительные мероприятия. Сегодня в США повсюду появляются и исчезают панк-коллективы. Возможно, лучшим примером этого коллективного духа может послужить лPositive Force╗ из Вашингтона.
лPositive Force╗ Ч это группа, состоящая в основном из молодых людей Ч жителей округа Колумбия, которые работают с целью изменить жизнь к лучшему. Мы организуем благотворительные и бесплатные концерты, демонстрации и се-минары, а также работаем непосредственно с нуждающимися людьми. Помимо прочего, мы против расизма, сексизма, гомофобии, милитаризма, насилия, эй-джизма (дискриминации по возрастному признаку), экономического неравенства и цензуры... лPositive Force╗ не имеет политической партии или лидера. Мы про-пагандируем идею о молодых людях, работающих вместе во имя изменений╗ . лPositive Force╗ была активным организатором акций протеста против войны в Персидском заливе, а также направила тысячи собранных долларов в фонды ока-зания продовольственной помощи, и в такие благотворительные организации как Вашингтонский центр мира (Washington Peace Center), Центр Планирования се-мьи (Planned Parenthood), Центры профилактики и борьбы со СПИДом (AIDS centers) и многие другие. Хотя некоторым из наиболее радикальных анархистов работа по помощи этим организациям может показаться прогосударственной, группа добилась большого успеха в воспитании самосознания и строительстве своего сообщества. Я лично играл (со своей группой) на одном из благотвори-тельных концертов, организованных ими, и был глубоко потрясен. Можно было бы написать целую книгу об их группе, их целях и достижениях. Основатель группы (но, как принято, не лидер), Марк Андерсен, в настоящий момент пишет книгу о своей философии и истории панк-сцены в Вашингтоне.
На многих из этих панков повлияли слова и действия английских политиче-ских панк групп, вроде Crass. В частности, члены группы Crass сотрудничали в начале 1980-х с Кампанией за Ядерное Разоружение (Campaign for Nuclear Disarmament Ч CND). Стив Игнорент из Crass вспоминает: лкогда мы пришли в офис CND на Kings Cross в первый раз, это была всего лишь тесная комнатка, в которой ютились два человека и везде были развешаны пацифистские плакаты 60-х. Мы сказали, что хотели бы работать с ними. В то время получило широкое развитие использование панками символики мира и обсркдение проблем войны. Мы показали людям, какова была на самом деле ситуация и, что в понятии лмир╗ не было ничего слабого или хиппистского╗ . Вдобавок к этому, Crass и другие группы основали анархический центр в Лондоне. Это был книжный магазин, ме-сто проведения концертов и сквот для тех, кому негде было жить. К сожалению, этот центр был позже закрыт из-за злоупотреблений наркотиками и вандализма тех, для кого лжизнь без правил╗ означала жизнь без ответственности. Подобное место, лEmma Center╗ в Миннеаполисе, похоже, избежал подобных проблем.
Прежде чем углубиться в методы, используемые анархистами для достиже-ния своих целей, и аргументы в пользу пацифизма, необходимо отметить, что многие анархисты имеют очень ограниченные цели. Многие панки-анархисты довольствуются своим кругом и отрицают возможность распространения анар-хии. Эта позиция может быть интерпретирована как концепция лличной╗ анар-хии или анархии как лобраза жизни╗. Таким образом, кто-то может считать себя анархистом, но одновременно признавать тот факт, что другие люди не способны управлять собой. Эта идея вторит основному постулату буржуазной культуры. Позиция ля правильный, а все остальные живут неверно╗ Ч это не анархизм, од-нако она нашла отражение во многих произведениях панк-анархистов.
Личная анархия подразумевает согласие с прогосударственным утверждени-ем о том, что правительство или некоторые виды принуждения законом необхо-димы, чтобы охранять общество от убийц и воров. Даже наиболее ярый комму-нист или республиканец вряд ли признает, что правительство нужно, чтобы кон-тролировать его самого, утверждая, что оно необходимо для масс. В этом случае, анархия элитарна, неанархична и контрреволюционна. Люди, исповедующие личную анархию, в основном, оставили надежду на большие изменения в обще-стве, но все еще активно распространяют свои взгляды среди окружающих. В та-ком случае они все еще участники панк-анархистского общества и их взгляды и содействие все еще берутся в расчет.
В последнее время все более важным вопросом в анархистском собществе становится пацифизм, спровоцированный вторжением США в Ирак и поиском способов выражения протеста. Первые анархистские группы приветствовали эту идею, но сейчас, спустя годы, она отрицается многими людьми, которые раньше защищали ее. Такие группы, как англичане Chumbawamba и Crass, шотландцы Political Asylum были первыми, кто привнес этот взгляд. лМежду анархией и па-цифизмом нет противоречий. Пацифизм Ч это не пассивность, для меня он представляет глубокое изменение в восприятии жизни. Мысль о том, что паци-физм Ч это пассивность так; же наивна, как и мысль о том, что анархия Ч это ха-ос╗ .
Участники группы Crass быстро показали, что пацифизм Ч это не разно-видность трусливого ответа силе. лКак пацифист я выступаю против организо-ванного милитаризма и убежден в том, что использование силы для контроля над людьми Ч это нарушение человеческого достоинства. Если бы я оказался в такой ситуации, когда власть угрожала бы мне прямо насилием, я бы попытался любым способом предотвратить это. В этой ситуации я не исключаю возможность приме-нения силы╗ . Пацифисты не желают быть мучениками, но подчеркивают, что ненасилие не противоречит взглядам анархистов. Внешняя власть Ч это плохо, даже когда в роли этой власти выступает анархист. Панкам-пацифистам трудно распространять свои взгляды в сообществе, где пацифизм все еще скован обще-принятыми толкованиями.
лУбеждение большинства людей настолько велико, что любой открытый и решительный пацифизм истерически воспринимается как происки врага, а не как распространение такого очевидного факта, что Война Ч это Смерть, а Смерть Ч это Зло. Подобная очевидная логика принимается, в общем, как правильная, но лнереалистичная╗ в мире жадности и паранойи, где патриотизм является второй натурой и выживание любой ценой считается само собой разумеющимся╗ .
Дальнейшее оправдание взглядов пацифистских анархистов происходит из часто обсуждаемого соотношения между целями и средствами. Будет очень труд-но завершить анархистскую революцию по уничтожению государства, если анар-хисты будут похожи на людей, с которыми они борются. лЯ раньше верил, что цели и средства должны соответствовать друг другу. Таким образом, ложь, воров-ство, убийство и подобные вещи я для себя исключаю╗ . Для анархистов-пацифистов революция должна наступить через образование. Настоящая анархи-стская революция и общество могут победить только тогда, когда людям будут объяснять преимущества свободы, а не заставлять принять ее силой. Те анархи-сты, которые используют насилие против своих врагов всякий раз, когда чувству-ют в нем необходимость, часто лдействуют от своего лэго╗, а не от сердца╗ . Па-цифисты разделяют мнение, что лраспространение литературы и обсуждение во-проса убедит людей гораздо быстрее, чем это сделает коктейль Молотова╗ . Главная причина для панков-анархистов быть пацифистами заключается в самой идее анархии. лВ связи с отрицанием правительства и внешнего угнетения наси-лие анархистов кажется более неуместным, чем любое другое политическое наси-лие╗ .
Существуют и другие очевидные причины для приветствия панками-анархистами ненасильственных средств. Наиболее очевидной является огромная разница в количестве панков и других контркультурных фриков и том объеме власти, который они имеют, по сравнению со своими правительствами. Они, ко-нечно, не могут сами свергнуть правительство или ожидать, что обычные люди поддержат их. Также мало хорошего в том, чтобы попасть в тюрьму или быть уби-тым. лЗаигрывание с романтическими представлениями о революционном наси-лии приводит людей к смерти или, по крайней мере, в тюрьму, раньше времени, даже если в большинстве своем насилие Ч это оправданная самозащита. Что вы слышали о хорошо вооруженных лЧерных Пантерах╗ в последнее время?╗ . Многие панки были увлечены этими романтическими представлениями и совер-шали противозаконные шалости и неэффективные преступления во имя вообра-жаемой революции. Панки-пацифисты призывают других анархистов осознать, что многое можно сделать, прежде чем жестокое действие будет необходимо или хоть сколько-нибудь оправдано попыткой создать анархистское общество. В на-стоящее время лчем больше ненужных действий мы совершаем, тем больше лю-дей списывают нас со счетов как безмозглых панков, которые еще не повзросле-ли╗ .
Не меньшее количество панков называют себя анархистами, но не поддер-живают пацифизм. Некоторые из них Ч это люди, которые были основателями пацифистского лагеря. Члены английских групп Conflict, Chumbawamba и Стив Игнорент из Crass отказались от пацифизма после многочисленных нападений скинхедов и полиции. Пацифизм стал рассматриваться как наивная идея даже среди тех, кто ранее принимал, его. лК сожалению, реальный мир не основан на моральных принципах. Если бы политика и революционные изменения заключа-лись бы только в морали, мы бы давным-давно победили! В определенное время в! определенных местах нам, к сожалению, приходится применять силу╗ . Даже если пацифизм был удачно расписан либералами как моральный принцип, дос-тойный восхищения, во многих случаях он действует против нас. лЯ верю в па-цифистскую философию, но я могу также сказать, что я верю в Бога, но в реаль-ной жизни мне было бы трудно доказать, что он существует! Такова реальная жизнь, и в нашем обществе существует очень реальное насилие. Не будучи гото-вым столкнуться с ним, духовно или физически, вы сильно рискуете╗ . Дэн и Феликс из коллектива лProfane Existence╗ неоднократно давали подобные реко-мендации в своем журнале Одну из лучших и наиболее рекомендуемых статей вы можете найти в книге лСнова сделай панк угрозой╗ под заголовком лДобавь жару╗, где Феликс приводит точные и подчас необходимые инструкции по при-менению огнестрельного оружия.
Не существует устойчивого критерия для определения, когда и по какому поводу насилие могло бы быть применимо. Одним ш мест, где произошел кон-фликт, были протесты во время войны в Персидском заливе, когда пацифизм критиковался как неэффективный и либеральный. лПервая неделя протеста в Сан-Франциско была полна напряженности между пацифистским большинством и сторонниками более радикальной конфронтации. Мы были свидетелями лмир-ных╗ демонстрантов, которые обороняли призывные участки, не давая их гро-мить, тушили пожары, устроенные демонстрантами и извинялись за аресты, про-веденные полицией; их коллективный скулёж: лНет насилию!╗ все еще звучит в моей голове╗ .
Этот автор отвергает пацифизм, не осознавая всего смыслового спектра, ко-торый может отражать этот термин. Он считает, что за пацифизмом стоит лчувст-во собственного превосходства, самовлюбленное пуританство, исключающее про-явления ярости и спонтанности. Он (пацифизм) имеет в своей основе слепое по-клонение таким символам, как сторонник классового разделения общества, госу-дарственник и сексист Ганди: он создает бесцветную, пассивную массу людей, мечтающих стать мучениками и боящихся буйной жизненной энергии больше, чем самой смерти╗ . Хотя я согласен с этим утверждением, этому автору стоило бы заметить, что суть борьбы заключается не в создании определенных правил протеста, а в правильном использовании тактики для достижения целей. Иногда насилие необходимо, иногда же оно вредит делу.
Признание существования насилия в нашем обществе, и того, что это непра-вильно, кажется, не убеждает многих людей воздержаться от его умножения. Мысль о том, что только насильственными средствами можно получить результа-ты, является такой же опасной, как и аргумент лкто сильнее, тот и прав╗, которо-му так неистово противостоят анархисты. Рассматривание пацифизма как идеала, прекрасного, но недостижимого, сходно с уже описанным феноменом личной анархии.
Необходимо заметить, что панки, не придерживающиеся пацифистских взглядов, насколько я знаю, не причинили еще никому серьезного ущерба по по-литическим соображениям. В начале 1980-х стычки с полицией были достаточно частыми (и до сих пор нередки), но случались они, как правило, в результате от-мененного концерта или вечеринки. Панки не принимали участие ни в каких жестоких революциях или политических покушениях и, конечно, они настроены неагрессивно, несмотря на то что о них говорит пресса. Лишь недавно панки про-явили серьезный интерес к вооруженной борьбе. Возрождение материала о таких радикальных организациях, как лRed Army Faction╗, лAngry Brigade╗, лWeathermen╗, лBlack Panthers╗ и других, выбравших вооруженную борьбу, не-прерывно появляется в фэнзинах. С распространением этой литературы, вкупе с популярностью борьбы мексиканского движения сапатистов (EZLN), больше пан-ков стало выступать против идеологии пацифизма Я надеюсь, что те, кто избрал другие средства ведения борьбы за свободу, будут к ней хорошо подготовлены.

Источник: www.onlymetal.ru

 

 

Home

 

Hosted by uCoz