"Философия Панка" - часть 3.

Панк в Британии был, по существу, движением, состоящим из белых мало-обеспеченных молодых людей, принадлежащих к рабочему классу. Многие из них глубоко переживали кризисную жизненную ситуацию и использовали панк как способ выражения своего недовольства╗ .
Целью подобной констатации является необходимость понять, откуда поя-вились панки, и почему они придерживались подобных идей. Было бы неправ-дой, однако, утверждать, что те первые панки имели на вооружении хорошо про-работанные социальные и политические теории. Они могли быть против всех обычных л-измов╗, но скорее предпочитали плеваться и сквернословить, чем разъяснять свою позицию обществу. лОни были панками, а не общественными деятелями, и их послания были мрачными. Музыка Sex Pistols была вспышкой ненависти и отчаяния. Посмотри в лицо жизни, уродливой, бессмысленной и полной разочарования. Кричи вместе с нами... лБудущего нет!╗ .
Целью тех панков было выразить свою ярость в жесткой и самобытной мане-ре. Больше всего они ненавидели добровольных конформистов. Многие панк-команды строили свои политические платформы и послания на позиции про-движения нонконформизма. Конформизм отвергался ими в любых проявлениях, в попытках добиться истины или иногда просто для того, чтобы шокировать лю-дей. Чем же так плох конформизм? Видный социолог Эллиот Аронсон дает сле-дующее определение конформности: лИзменение в поведении или мнении чело-века под воздействием реального или воображаемого давления со стороны друго-го человека или группы людей╗ . Реальное или вымышленное давление со сто-роны, которое отрицают панки, это не только физическое давление или навязы-ваемый интерес, но и лконформизм, который является результатом наблюдения за другими с целью приобретения информации о подобающем поведении╗ .
Панки рассматривали нонконформизм не только с позиций другого подхода в звучании или внешнем виде (важность этого Ч предмет дискуссий), но и с по-зиций отличного от господствующего образа мышления. Конформист, чьи идеи определяются его окружением, не задает вопросов о том, что другими восприни-мается как само самой разумеющееся, будь то работа, раса, секс или его собствен-ная личность. Нонконформист не опирается на других в попытках определить свою собственную реальность.
Критическое отношение к конформизму включает в себя также и критичное отношение к власти. Панки не испытывают особого уважения к власти в любых ее проявлениях, в дальнейшем об этом будет сказано в главе, посвященной анархии. Вообще, принудительная власть воспринималась ими как главный источник зла. Начиная с немецких нацистов времен Второй мировой войны и участников шо-ковых экспериментов психолога Стэнли Милгрэма, и заканчивая сегодняшней полицией, все доказывает, что неоправданная слепая покорность власти приводит к массовому принятию пагубных последствий ее деятельности.
Действуя как антиавторитарные нонконформисты, панки не встречают хо-рошего к себе отношения со стороны тех, чьи приказы следовать правилам они отвергают. Наше общество неплохо научилось практиковать лдвоемыслие╗ и ис-кать козлов отпущения, оно применяет язык со всем его понятийным аппаратом для того, чтобы создать негативные образы тех, кто следует принципам нонкон-формизма. лСлово линдивидуалист╗ или лнонконформист╗ можно заменить на лчеловек с отклонением от нормы╗, а слово лконформист╗ Ч на лкомандный иг-рок╗ . Это как раз то, что сделало современное общество; созданный им негатив-ный облик панк-движения будет рассмотрен в главе, посвященной искажению образа панка в СМИ.
Мы знаем, что нонконформисты почитаются историками или воспеваются в фильмах и книгах намного позже их нонконформистских действий. При жизни же они обычно бывают заклеймены как бунтовщики, отступники или смутьяны именно тем устоявшимся порядком вещей, против которого они выступают. Му-зыкальная индустрия и модные журналы, которые на протяжении последних двадцати лет либо проклинали, либо посмеивались над панком, теперь превозно-сят многие панк-группы как гениев-первопроходцев. Руководители крупных му-зыкальных компаний, которые терпеть не могли панк, теперь подписывают нале-во и направо контракты с молодыми командами, пытаясь заработать деньги на модном жестком звучании. В то время как некоторых прельщает широкое при-знание, а кому-то даже удается на нем заработать, эта цитата Дика Лукаса (Dick Lucas), участника английских групп Subhumans и Citizen Fish, хорошо передает все те чувства, которые испытывают многие панки в отношении культуры мейн-стрима и общества в целом:
лЯ никогда не свыкнусь с мыслью, что я лчасть общества╗, и что я должен вы-страивать линию своего поведения в соответствии с господствующими в обществе настроениями, настроениями конформизма, покорности и стремления к успеху. Затуманенное при помощи жесткого воспитания разума школой и СМИ, массовое сознание западной культуры вращается вокруг стремления поддержать прошлое, чтобы обеспечить будущее, в то время как страдания в настоящем находятся вне нашего контроля, в лнадежных╗ руках правительства, которое скармливает мас-сам настоящее, представляющее собой продукт технологического, материального, промышленного прогресса╗ .
Дик не одинок в своем мнении. Сотни тысяч панков чувствуют так же. Имея это в виду, я постараюсь рассказать о том, что такое панк, как искажали его суть средства массовой информации и каковы некоторые особенности философии панка.
лВыдающийся советский психолог Павел Семенов однажды отметил, что человек удовлетворяет свою жажду знаний двумя способами: 1) человек на-блюдает за окружающим его миром и пытается упорядочить неизвестное яс-ным, разумным образом (это наука); и 2) человек изменяет знакомый ему ок-ружающий мир, чтобы создать что-то новое (это искусство)╗ .
В соответствии с этим определением, панк может быть определен как разно-видность искусства. Панк Ч гораздо больше, чем просто искусство, поскольку он подразумевает конкретные теории и политику. Пытаясь разобраться в том, что же такое панк, было бы полезно сравнить его с другими течениями в искусстве про-шлого. Первые панки (возможно, достаточно неосознанно) использовали ту же революционную тактику, что и представители предшествующих авангардных те-чений: необычный внешний вид, размытые границы между искусством и повсе-дневной жизнью, сочетание несочетаемого в поведении, умышленное провоциро-вание публики, использование неподготовленных людей в качестве исполнителей и резкая перестройка (или дезорганизация) общепринятых стилей представле-ния.
Наиболее часто употребляемое сравнение Ч панк и известное художествен-ное течение дада. лДада просуществовало примерно с 1916-го по 1922-ой год, при-обретя себе дурную славу во Франции после первой мировой войны тем, что са-мым решительным образом отвергало все ранее существующие общественные и эстетические нормы╗ . Существует, по крайне мере, три известных мне научных работы, в которых паню преподносится в качестве современного варианта дада. Это сравнение правомерно, хотя я думаю, что панкам, скорее всего, придется не по вкусу искусство дада. Оба этих течения разрушительны по своей сути, но, к счастью, подрывная сущность панка, видимо, выражается менее абстрактно и аб-сурдно, нежели у дада.
Течением, с которым панки находили наибольшее сходство, был футуризм. Футуризм как течение был основан в 1909 году Филиппо Маринетти, манифест которого был опубликован в крупной ежедневной парижской газете Le Figaro. лКак и другие течения в истории авангарда, футуризм включал в себя изобрази-тельное искусство, литературу и перформанс. Он был основан на отвержении традиционных форм в искусстве, ненатуралистическом выражении и вовлечении зрителей в действие╗ . Вовлечение публики является важным связующим звеном между футуризмом и пан-ком, так как и панк, и футуризм пытались разрушить барьеры стандартных отношений, сложившихся между зрителем и художником. Частью провокационной линии поведения панка были выступления, во время ко-торых исполнителей рвало на сцене, они плевались в публику и демонстрировали раны, нанесенные ими же самими при помощи бутылок, рыболовных крючков и ножей. Публике также отводилась определенная роль: она беспрерывно броса-лась в исполнителей вырванными креслами, стаканами, пивными бутылками и всем тем, что подвернется под руку╗ .
Подобного рода взаимодействие между публикой и исполнителем наблюда-лось в ранний период панка, но постепенно эта связь стала исчезать. По мере того, как количество зрителей возрастало, концерты становились все более развлека-тельными, нежели ориентированными на общение. Маленькие залы все еще со-храняют прежнюю атмосферу, в то время как выступления в больших все больше походят на обычные рок-концерты. К тому же, описанные выше черты панк-выступлений стали более приглушенными. Когда подобные выступления все же имеют место, они обычно рассматриваются как неоригинальные выражения шо-ковых ценностей или просто стремление вернуть те лславные добрые времена╗, когда у панка не было никакой политики, кроме выражения гнева.
На более позднее панк-движение оказала влияние манера одеваться, которая была принята у футуристов. Футуристы пытались донести свое антихудожест-венное послание на улицы через вызывающую одежду, серьги и грим. Это было впоследствии скопировано на Кингз Роуд в Лондоне теми панками, которые де-лали упор на моду.
Необходимо также отметить одну очень важную вещь: панк эволюциониро-вал за пределы лшоковой тактики╗ волос, крашенных в яркий цвет, и собачьих ошейников в сторону целостной философии, которая не имела ничего, или почти ничего общего с конкретным стилем одежды. Несмотря на то что шокирование людей своим внешним видом было важным на начальном этапе и до сих пор дос-тавляет много веселья, сейчас оно отошло на второй план, уступив место шоки-рующим идеям.
Подобное краткое сопоставление панка и авангардных течений в искусстве (более обстоятельно они были сделаны другими) демонстрируют то, что панк не был уникален в средствах выражения своих бунтарских настроений или методах бунта. Необходимо только понять, что из себя представляет современная панк-сцена, и что она может сказать миру сегодня.
Теперь я буду пользоваться почти исключительно источниками информа-ции самой панк-сцены. Тысячи фэнзинов, журналов, издаваемых панками для панков и о панке, выражают мнения их со здателей о том, что такое панк, какова его политика, его лучшая музыка и цель авторов этих журналов. Используя эти источники, я постараюсь дать наиболее точный образ философии современного панка.
лДля начала я скажу вам, чем, по моему мнению, панк точно не является: это не мода, не определенный стиль одежды, не проходящая лфаза╗ бунта на коленях против родителей, не новейшее лкрутое╗ течение или особый стиль музыки; на самом деле это идея, которая ведет вас по жизни и придает ей смысл. Панк-сообщество существует, чтобы поддерживать и воплощать в жизнь эту идею через музыку, искусство, фэнзины и другие средства выраже-ния личной творческой силы. И что же это за идея? Думай самостоятельно, будь самим собой, не просто принимай то, что дает тебе общество, создавай свои собственные правила, живи своей собственной жизнью╗ .
В панк-сцене было много участников и сторонних наблюдателей, которые так и не заметили какой-либо четкой цели, лежащей в ее основе. Молодые люди традиционно переживают стадию взросления, когда их бунтарство направлено против всего: родителей, школы и власти в целом. Панку был ошибочно прикре-плен ярлык подросткового протеста, когда личность в период своего становления старается выделиться среди окружающих. Безусловно, как правило, стиль одежды и музыки, характерный для панка, часто оказывается вызывающим и шокирую-щим для широкой общественности, но неправильно думать, что панк Ч это дви-жение, в котором главным является то, как ты выглядишь. Безумное временное бунтарство может быть прикольным, но оно не является столь уж эффективным и полезным. Панк, по своей сути, пошел гораздо дальше, чем зацикленность на внешнем облике, но об этом в средствах массовой информации не говорят или представляют это в неверном свете. Недостаточно отличаться внешне от толпы, необходимо делать сознательный акцент на том, чтобы оставаться собой.
Когда люди, которые хотят быть уникальными и непохожими на других, примеряют на себя панк-прикид, им удается лишь выглядеть отличными от нор-мы. Но это совершенно бессмысленный шаг. Для некоторых для того, чтобы стать индивидуальностью и самим собой, некоторым людям лнеобходим честный, не-редко причиняющий боль взгляд внутрь себя с тем, чтобы ответить себе на нелег-кие вопросы: лКто я? Чего я хочу от жизни? Чего мне следует желать? Что мне следует делать? В конечном итоге этот процесс, вне всякого сомнения, приведет к тому, что человек откажется от того, чтобы следовать общественным правилам и ожиданиям...╗ . Стоит подчеркнуть Ч для того, чтобы ответить себе на эти во-просы, человек обязательно должен спросить себя и о другом: лПочему я хочу этого? Что стоит за этими желаниями?╗ Целью этого процесса является самопо-знание. В этом отношении человек начинает отличаться от других. С осознанием собственного нонконформизма приходит осознание того, что общество устроено не так, чтобы стать цивилизацией личностей. Вместо этого оно создано для того, чтобы удовлетворять запросам несуществующей лнормальной личности╗ и за-ставлять других втискиваться в эти рамки, результатом чего является институ-ционализированная дегуманизация╗ .
Бунтарство является одной из неоспоримых черт, характеризующих панк. Бунтарство сокрыто в самом смысле панка, в его музыке и текстах. Тусуется ли молодой человек в этой среде достаточно долго, чтобы сделать для себя важные выводы или нет, но лвсякий, кто вовлекается в панк, обычно привлечен той или иной формой бунта. Будь то бунт против родителей, власти или всей системы в целом╗ . Молодые люди лдостигают возраста, когда у них что-то щелкает внутри, и они начинают хотеть делать что-то самостоятельно. Ребята сыты по горло усло-виями, в которых они живут, будь то социальные, музыкальные или какие-либо еще условия╗ . Для тех, кто становится частью движения (а это не обязательно молодые люди), этот начальный протест превращается в силу, побуждающую к образованию и личному развитию.
Самое важное (и, пожалуй, самое радикальное) для панков Ч это брать на себя ответственность. Прежде всего, это касается их самих, того, как они органи-зуют и проживают свою собственную жизнь, а потом распространяется и на ос-тальных. В чем же заключается эта ответственность?.. лДумать головой, относить-ся к людям с уважением, не оценивать людей по внешним признакам, поддержи-вать других в борьбе за право быть самими собой, даже спо-j собствовать позитив-ным переменам в мире╗ .
Не все панки пришли к единому мнению о том, как нужно поддерживать других или каким образом можно что-то изменить во внешнем мире к лучшему. Но все согласны, что это необходимо делать. Поскольку панк-движение состоит сегодня в большинстве своем из белых представителей среднего класса и класса служащиха не из представителей рабочего класса из бедных районов или пред-ставителей меньшинств, важным шагом является отказ от сво-j его привилегиро-ванного положения в обществе. лМы наследники мирового порядка, основанного на господстве белых, патриархате и капитализме. Наша главенствующая позиция в качестве защитников капитализма, Ч господствующих классов и надсмотрщи-ков над низшими классами была установлена для нас нашими родителями, на-шим воспитанием, нашей культурой, нашей историей, и все же у нас хватило мо-рального чувства, чтобы отказаться от нее. Как панки мы отрицаем унаследован-ные нами расовое и классовое положение, потому что мы знаем, что это дерьмо╗ .
Если панки были рождены в этом мире как сыны и дочери Америки, они предпочли стать сиротами ебаного общества.

Источник: www.onlymetal.ru

 

 

Home

 

Hosted by uCoz